Введение
1 Теоретические основы проведения государственной молодежной политики в Республике Беларусь
1.1 Необходимость и сущность государственной социальной поддержки молодежи
1.2 Организационная структура, инструменты и государственное регулирование молодежной политики в Республике Беларусь
1.3 Зарубежный опыт государственной социальной поддержки молодежи
2 Анализ реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
2.1 Анализ обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан
2.2 Анализ методов регулирования реализации государственной молодежной политики
2.3 Анализ организации занятости молодежи, раскрытия ее потенциала, вовлечения в инновационную деятельность государства
3 Пути совершенствования системы социальной поддержки молодежи в Республике Беларусь
3.1 Механизмы реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
3.2 Предложения по развитию международного молодежного сотрудничества
Заключение
Список использованных источников
Введение Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим набором социально-психологических свойств.
В Республике Беларусь к молодежи относятся: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года.
Сегодняшние молодые граждане – это те, кто завтра придет на современные предприятия, в науку, образование, предпринимательство, органы государственной власти и армию. Поэтому государство не может не проводить молодежную политику. Руководство Республики Беларусь понимает, что молодежь является важной частью общества и источником социального, экономического и культурного развития. Права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, на охрану здоровья, получение жилья, образование и участие в общественно-политической жизни страны гарантируются соответствующими статьями Конституции Республики Беларусь.
После того как, Республика Беларусь получила статус независимого государства граждане нашей страны осознали свое положение и смогли методом проб и ошибок выстроить систему государственных ценностей и ориентиров, которые послужили прообразом идеологии государства.
В нашей стране молодежь является важным ориентиром в жизни общества, которая способна оказывать влияние на работу политических, экономических и социальных ветвей.
Молодежь составляет неотъемлемую часть общества, при этом выступая как особый субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых она объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления совместной деятельности, развивает свой общественно значимый мир.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, несмотря на наличие ряда исследований в области изучения социальной поддержки молодежи, все еще остаются некоторые аспекты, подлежащие описанию и объяснению.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с особенностями современной молодежной политики.
Предметом исследования является система социальной поддержки молодежи в Республике Беларусь.
[...]
1 Теоретические основы проведения государственной молодежной политики в Республике Беларусь
1.1 Необходимость и сущность государственной социальной поддержки молодежи Современная молодежь – это поколение, от которого зависит будущая судьба Республики Беларусь и которое по определению выгодно отличается от других групп населения уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности. Иными словами, молодежь – это категория населения, которая имеет наибольший потенциал для собственной реализации, что в конечном итоге должно положительно сказываться на социально-экономическом развитии регионов. Большую роль в изучении молодежи играет социология и разнообразные социологические исследования, проводящиеся в нашей стране, треть из которых затрагивает интересы молодого поколения [8].
В узком социологическом смысле молодежь – социально-демографическая группа. Выделяется данная группа по причине обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, места их функций в социальной структуре общества, специфических ценностей и интересов. По мнению Ю. В. Березутского, социологические исследования молодежи, основывающиеся на разных теоретико-методологических принципах, позволяют выявить новые подходы к исследованию социального потенциала молодежи белорусского общества в условиях его трансформации.
Интерес к изучению молодежной проблематики уходит корнями еще в античную эпоху. В трудах Платона, Сократа, Аристотеля нашли отражение проблемы воспитания и обучения молодежи, ее служения обществу и государству, вопросы соблюдения традиций и выполнения долга перед богами и людьми. Осмысление личной жизни молодежи, ее участие и роль в общественной жизни государства, становление личности, воспитание и образование молодого поколения рассматриваются в некоторых работах А. Августина, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др. В конце XIX – начале XX в. в связи с усложнением социальной структуры общества, кризисом традиционной семейной социализации, развитием системы массового профессионального образования произошло высвобождение молодого поколения из-под влияния семьи и выделение его в качестве объекта социализации со стороны государства.
[...]
2 Анализ реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
2.1 Анализ обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан Фундаментом законодательной базы в области государственной молодежной политики в Республике Беларусь является Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских Референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., 27 февраля 2022 г.). В частности, статья 32 Конституции Республики Беларусь гарантирует молодежи право на духовное, нравственное и физическое развитие. В статьях 45,47, 49, 64, 92 молодежи гарантируется право на охрану здоровья, получения жилья, образования и участие в общественно-политической жизни страны. В свою очередь на государство возложена функция создания необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии [1].
Одним из основополагающих законов в осуществлении государственной молодежной политики является Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (принят 24 апреля 1992 года, изменения внесены 9 июля 1997 года). Он устанавливает основные принципы осуществления государственной молодежной политики, определяет отношения государства и молодежи, гарантирует свободное развитие молодежных объединений, является правовой основой развития других актов законодательства, регулирующих механизм реализации молодежной политики. Законом определяется и особый правовой статус молодежи, гарантии реализации ее основных прав и обязанностей.
В соответствии с законом определяются семь основных принципов этой политики:
- сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- последовательность государственной молодежной политики;
- научная обоснованность и комплексность разработки государственной молодежной политики;
- учет интересов и потребностей молодых граждан;
- обеспечение защиты прав и законных интересов молодых граждан;
- гласность государственной молодежной политики;
- привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и всего общества.
[...]
3 Пути совершенствования системы социальной поддержки молодежи в Республике Беларусь
3.1 Механизмы реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь Одним из приоритетов Государственной программы «Образование и молодежная политика на 2021–2025 годы» является повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан, развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность и научно-исследовательскую работу. В рамках реализации мероприятий, направленных на усиление практикоориентированной подготовки студентов, важным направлением в организации образовательного и воспитательного процессов является развитие индивидуального обучения одаренных студентов.
Определяя общенациональные приоритеты, наше государство активно учитывает интересы молодежи, что является важнейшей частью единой политики государства. На государственном уровне создаются условия, которые способствуют самореализации молодежи, что стимулирует молодых людей включаться в общественные процессы. Молодежная политика – это составная часть государственной политики, которая реализуется в социальной, экономической, культурной сфере, и ее реализация является одним из приоритетных направлений развития Республики Беларусь.
Как говорилось выше, молодежь составляет четвертую часть населения. Это группа людей в возрасте от 16 до 31 года. В этот период у молодых людей формируются жизненные приоритеты: получение образования, приобретение профессии, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой деятельности. Необходимо отметить, что на процесс социализации молодежи влияют возрастные, социально-психологические свойства, социальные ценности, которые обусловлены уровнем политического, социального, экономического и культурного развития общества и государства [21].
Опыт показывает: на современном этапе существуют особенности взаимодействия поколений в процессе политической социализации, так как происходит изменение традиционных ценностей, их роли и влияния. Этому способствует научно-техническая революция, стремительное вовлечение в мировую паутину Интернета, стремительный рост средств массовой информации, которые не всегда предоставляют полную картину происходящих событий. В связи с этим опыт старших поколений зачастую носит невостребованный характер, а новые веяния социальных и политических событий неоднозначно влияют на ценностные ориентации молодежи.
[...]
ЗаключениеВ современных условиях молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, переживающую период становления и имеющую наибольшие возможности для самореализации и самоопределения, которые в последующей деятельности приносят положительный эффект в социально-экономическое развитие регионов. Данное определение понятия «молодежь» отражает как социологическую, так и экономическую сущность столь сложного для современной действительности явления, требующего разностороннего и непрерывного изучения.
Европейские страны сравнительно поздно выделили молодежную политику в специфическую сферу деятельности государства, тем не менее проделали в этом направлении большую работу, получив ощутимые результаты. Особенностями реализации молодежной политики за рубежом является: активное участие в этом процессе молодежных организаций, а также их взаимодействие с государственными и местными органами власти.
К основным направлениям государственной молодежной политики в Беларуси относятся: государственная поддержка молодежи в получении образования; государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи; содействие реализации права молодежи на объединение; содействие формированию здорового образа жизни молодежи; содействие реализации права молодежи на труд; содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив; международное молодежное сотрудничество; государственная поддержка молодых семей; гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Данные направления молодежной политики являются общепринятыми в международной практике.
Одним из инструментов поддержки молодежи, является государственная адресная социальная помощь населению, которая предоставляется в виде: ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг; социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.
По результатам анализа, численность граждан, которым была предоставлена государственная адресная социальная помощь на протяжении 2018-2021 гг. увеличивалась. Однако в 2022 гг. показатель снизился до 273,4 тыс. чел., что на 28,9 тыс. чел. меньше уровня 2018 года и на 32,8 тыс. чел. меньше уровня 2021 года.
[...]
1. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus.
2. Актуальные проблемы идеологического обеспечения деятельности органов власти: материалы по итогом работы главного управления идеологической работы Брестского облисполкома и идеологической вертикали области / Информационный бюллетень № 1 // А.А. Цырельчук (гл. ред.) [и др.]. – Брест : Брестская типография, 2013. – 124 с.
3. Астаповский, В.Е. Государственное строительство в Республике Бе-ларусь в условиях интеграционных процессов / В.Е. Астаповский // Совре-менные интеграционные процессы и Республика Беларусь: европейский и евразийский контекст. Белорусская политология: многообразие в единстве : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 15–16 мая 2014 г. : в 2 ч. 1/ ГрГУ им. Янки Купалы ; редкол.: В.Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. – Грод-но : ГрГУ, 2014. – Ч. 1. – С. 9.
4. Бабосов, Е.М. Путем позитивных изменений. Основные направле-ния модернизации политической системы Беларуси / Е.М. Бабосов // Бела-руская Думка. – 2014. – № 1. – С. 57–63.
5. Белый, О. И. Определение понятия «молодежь» / О. И. Белый // Теория и практика общественного развития. – 2012. № 12. – С. 156-158.
6. Богатырева, А. А. Проблемы киберсоциализации современной молодежи / А. А. Богатырева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 2). – С. 2.
7. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г.А. Василевич. – Минск : Книжный Дом, 2010. – 768 с.
8. Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М. : Акад. проект: Трикста, 2006. – 256 с.
9. Гигин, В. Куда идешь, молодежь? / В. Гигин // Беларуская думка. – 2009. – № 4. – С. 65.
10. Данилова, Е. А. Культурная идентичность молодежи Беларуси в свете современных социальных трансформаций / Е. А. Данилова // Философско-культурологические идеи академика В. С. Стёпина в свете современных социальных трансформаций : материалы Междунар. науч. конф., Минск, 4-5 ноября 2014 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол. : А. Н. Данилов [и др.] ; под ред. А. Н. Данилова. – Минск : Изд. центр БГУ, 2014. – С. 47-50.
11. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / под ред. Е. М. Бабосова. – Минск : ИООО «Современное слово», 2001. – 160 с.
12. Евгеньева, Т. В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи / Т. В. Евгеньева, В. В. Титов // ПОЛИС: Полит. исследования. – 2010. № 4. – С. 22-134.
13. Емчура, Е. В. Современная молодежь и каналы ее социализации / Е. В. Емчура / Вестник московского университета // Серия 18. – Социология и политология. – 2006. – № 4. – С. 135-140.
14. Зайцева, О. М. СМИ как агент социализации молодежи в контексте модернизации РФ / О. М.Зайцева //Сервис плюс. – 2012. № 3. – С. 47-51.
15. Идеологическая работа в Республике Беларусь : пособие / В. Е. Астаповский [и др.] ; под общ. ред. В. И. Чуешова, И. В. Жилинской. – Мн. : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 189 с.
16. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. – М.: Эксмо «Алгоритм», 2010. – 864 с.
17. Кириеенко, В. В. Студенческая молодежь: ментальные особенности, идентичность, образ жизни / В. В. Кириенко, В. В. Клейман, А. А. Злотников ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2015. – 281 с.
18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/.
19. Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. № 1629-XII «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] / ПРАВО Законодательство Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo. kulichki.com/zak/year1992/doc46309.htm.
20. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. N 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?gui d=3871&p0=H19900305.
21. Закон Республики Беларусь от 07 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belzakon.net/Законодательство/Закон_РБ/2009/441.