Введение
Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования физической культуры и спорта
1.1 Физическая культура и спорт как объекты государственного управления
1.2 Организационная структура и этапы развития нормативной правовой базы государственного регулирования физической культуры и спорта
1.3 Массовый спорт как многофункциональное социальное явление в жизни молодого поколения
Глава 2 Анализ государственного регулирования физической культуры и спорта в Республике Беларусь
2.1 Современное состояние и тенденции развития отрасли физической культуры и спорта в Республике Беларусь
2.2 Реализация государственной программы «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 годы
Глава 3 Основные направления совершенствования государственного регулирования в области физической культуры и спорта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что физическая культура имеет огромное значение для здоровья населения. Занятия спортом и физическими упражнениями помогают поддерживать хорошую физическую форму, укрепляют иммунную систему, предотвращают развитие множества хронических заболеваний, таких как ожирение, диабет, сердечно-сосудистые патологии и др. Поэтому государственное регулирование развития физической культуры становится важной задачей для обеспечения здоровья и благополучия населения.
Первым фактором, влияющим на развитие физической культуры и спорта, является их потенциал для укрепления и поддержания социальной связи. Спорт объединяет людей и способствует развитию командных навыков, сотрудничества и дружбы. Он также способствует развитию лидерских качеств и социальной ответственности.
Вторым фактором, стимулирующим развитие физической культуры и спорта, является их значимость с экономической точки зрения. Спорт является мощной отраслью экономики, включающей в себя различные виды деятельности, такие как спортивные мероприятия, спортивный туризм, производство спортивного оборудования и одежды, маркетинг и рекламу и многое другое. Инвестиции в спортивную инфраструктуру и спортивное образование стимулируют экономический рост и развитие страны.
Государственная поддержка также играет важную роль в развитии физической культуры и спорта. Многие правительства признают пользу физической активности для своих граждан и выделяют средства на создание спортивной инфраструктуры, финансирование спортивных программ и организацию спортивных мероприятий. Это способствует повышению уровня физической активности, развитию спортивных талантов и достижению спортивных результатов на международной арене.
В Беларуси существуют различные организации, которые занимаются физической культурой и спортом. Национальный олимпийский комитет Беларуси регулирует и координирует олимпийское движение, поддерживает федерации различных видов спорта и подготавливает спортсменов к участию в международных соревнованиях, в том числе Олимпийских играх.
В Беларуси также действуют спортивные школы и клубы, где дети и молодежь могут заниматься различными видами спорта. Они обеспечивают систему спортивного развития и поиска талантливых спортсменов.
[...]
Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования физической культуры и спорта
1.1 Физическая культура и спорт как объекты государственного управления
Физическая культура и спорт являются объектами государственного управления во многих странах. Государство управляет этими сферами деятельности с целью развития и улучшения здоровья граждан, поддержки спортивного движения и достижения высоких результатов в спорте.
В области физической культуры и спорта государство осуществляет следующие функции:
1. Разработка и внедрение законодательных актов. Государство создает нормативно-правовую базу, которая регулирует вопросы в области физической культуры и спорта. Это включает в себя разработку законов, постановлений и приказов, которые определяют права, обязанности и ответственность в данной сфере.
2. Финансирование. Государство выделяет средства на развитие физической культуры и спорта. Это может включать финансирование строительства спортивных сооружений, поддержку тренерского состава, организацию спортивных мероприятий и др.
3. Организация спортивных мероприятий. Государство организует и поддерживает проведение различных спортивных мероприятий, как на международном, так и на национальном уровне. Это может включать олимпийские игры, чемпионаты мира, национальные спортивные соревнования и т.д.
4. Обеспечение инфраструктуры. Государство занимается созданием и развитием спортивной инфраструктуры. Это включает в себя строительство и ремонт спортивных сооружений, разработку спортивных площадок и тренажерных залов, а также обеспечение необходимого оборудования.
5. Регулирование деятельности в сфере физической культуры и спорта. Государство определяет правила и требования для осуществления деятельности в области физической культуры и спорта. Это включает в себя лицензирование спортсменов и тренеров, контроль за допингом, безопасностью и соблюдением правил во время соревнований [4, c.62].
[...]
Глава 2 Анализ государственного регулирования физической культуры и спорта в Республике Беларусь
2.1 Современное состояние и тенденции развития отрасли физической культуры и спорта в Республике Беларусь
Республика Беларусь занимает достойное место в мировой спортивной семье. Страна стабильно входит в двадцатку сильнейших держав мира, принимающих участие в Олимпийских играх.
Всестороннее развитие физической культуры и спорта – один из приоритетов социальной политики государства.
«В Беларуси обеспечены все необходимые условия для занятий спортом – как на профессиональном, так и любительском уровне. Ведется большая работа по созданию современной общедоступной спортивной инфраструктуры, приобщению молодого поколения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, подготовке олимпийского резерва, улучшению условий тренировок атлетов мирового уровня. Во всех регионах работают тысячи спортивных сооружений, их число с каждым годом увеличивается» [18].
Ежегодно в Беларуси проводятся около 22 тыс. спортивно-массовых мероприятий. Традиционными стали состязания «Белорусская лыжня», международные Минский велокарнавал и Минский полумарафон.
Возрождена система республиканских отраслевых спартакиад. В стране проводятся соревнования среди детей и подростков по футболу «Кожаный мяч», по гандболу – «Стремительный мяч», по биатлону – «Снежный снайпер», республиканский хоккейный турнир «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь.
«Особое внимание уделяется совершенствованию физического воспитания детей и учащейся молодежи. По всей стране организуются подростковые спортивные клубы. Работают республиканские центры олимпийской подготовки, где тренируются лучшие атлеты страны» [20, c.480].
Налажена система подготовки спортивного резерва. В ней задействованы 465 организаций физической культуры и спорта, в том числе 11 средних школ – училищ олимпийского резерва и 454 специализированных учебно-спортивных учреждений. Подготовку здесь проходят около 160 тыс. юных спортсменов.
[...]
Глава 3 Основные направления совершенствования государственного регулирования в области физической культуры и спорта
Так, в Государственной программе «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 54 особое внимание уделяется определению эффективности ее реализации.
«В то же время анализ содержания Программы позволяет констатировать, что есть ряд существенных проблем как с точки зрения группировки расходов на развитие физической культуры и спорта в Республике Беларусь, так и с точки зрения формирования расходов для инновационного развития данной сферы» [11].
«В гл. 5 Программы предусмотрено использование методики оценки эффективности ее реализации посредством анализа целевых показателей, характеризующих выполнение задач по следующим двум под программами: спорт высших достижений; подготовка спортивного резерва, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа. При этом следует отметить, что вследствие отсутствия методологии спортивной инноватики в ней не учтена эффективность от внедрения инноваций ни по одной из подпрограмм, что является существенным недостатком» [11].
В то же время если проанализировать цели, стоящие при реализации второй подпрограммы, то имеет смысл их разграничить на два направления – цель подготовки спортивного резерва, что имеет отношение к спорту, и цель повышения общего уровня здоровья населения, что имеет отношение к физической культуре. Разделение второй подпрограммы обосновано прежде всего тем обстоятельством, что определение эффективности от внедрения инноваций в сфере физической культуры и спорта основано на оценке достижения желаемого результата. Поскольку цели, стоящие перед спортом и физической культурой, различны, такое разделение является вполне логичным. При этом, разграничивая цели, стоящие перед спортом, и цели, стоящие перед физической культурой, подготовка спортивного резерва может быть объединена в одну группу с подпрограммой спорта высших достижений, а физкультур но-оздоровительная и спортивно-массовая работа – в другую. Очевидно, что и достижение целей, стоящих перед спортом и физической культурой вообще, и эффективность их достижения при внедрении инноваций в частности, имеют различные критерии измерения эффективности.
[...]
Заключение
Физическая активность и занятия спортом имеют положительное влияние на здоровье человека. Они помогают укрепить иммунную систему, улучшить сердечно-сосудистую работу, поддерживать нормальный обмен веществ, укреплять кости и мышцы, а также повышать уровень энергии и жизненной активности. Ведение активного образа жизни способствует предотвращению различных заболеваний, таких как ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания и даже онкологические заболевания.
Фактически, спортсмены определили значительную часть своих прав и обязанностей не только через трудовое законодательство, но и через спортивную культуру и спортивное законодательство о спорте.
Следует подчеркнуть, что благодаря трудовым договорам условия труда работников являются индивидуальными и специфическими, что является важным дополнением к положениям национальных и коллективных договоров.
Сущность массового спорта – быть открытым для масс и вовлекать в него людей разного возраста, пола, уровня физической подготовки и спортивного мастерства. Основными целями массового спорта являются физическая подготовка, укрепление здоровья, здоровый образ жизни, социализация и общение посредством спортивных мероприятий.
Беларусь – в числе стран-участниц XXXII летних Олимпийских игр, которые из-за пандемии коронавируса COVID-19 состоялись на год позже и прошли в Токио с 23 июля по 8 августа 2021 года. Республику Беларусь на главных стартах четырехлетия представили 107 спортсменов в 20 видах спорта. Среди них как звездные спортсмены – победители и призеры чемпионатов мира и Европы, чемпионы Олимпийских и Европейских игр, так и успешные новички больших стартов. Были завоеваны: 1 золотая медаль, 3 серебряных и 3 бронзовых.
Происходит рост лиц занимающихся физической культурой и спортом на 78,9 тыс. человек в 2022 году по сравнению с 2020 годом, однако в сельской местности данных показатель снижается на 34,2 тыс. чел., что показывает отрицательную тенденции и говорит о снижении развитии спорта в сельской местности.
[...]
1. Гусинец, Е. В. Отрасль «физическая культура и спорт» в Республике Беларусь: современное состояние и особенности развития / Е. В. Гусинец // Физическая культура и спорт в современном мире: сборник научных статей / Редколлегия: Г.И. Нарскин (гл. ред.) [и др.]. – Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2021. – С. 393-400.
2. Гусов, К. Н. Спортивное право: правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта: учебное пособие / К. Н. Гусов, О. А. Шевченко// КонсультантПлюс: Международные правовые акты. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2024.
3. Додонов, О. В. Финансирование и определение эффективности инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта Республики Беларусь / О. В. Додонов // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2022. – № 2(151). – С. 27-33.
4. Зудаев, А. А. Физическая культура и спорт как объект государственного и муниципального управления / А. А. Зудаев, И. С. Мункуева // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 11-11(67). – С. 62-65.
5. Игонин, А. А. Зарубежная практика государственного и муниципального управления в сфере физической культуры и спорта / А. А. Игонин, Н. Н. Якимчук // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения-2023: сборник научных трудов по материалам Х Международной научно-практической конференции, Гатчина, 26 мая 2023 года. Том 1. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2023. – С. 293-297.
6. Камалетдинов, В. Г. Физкультурно-спортивное движение: управление, пути совершенствования / В. Г. Камалетдинов // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. – 2015. – № 4. – С. 19-21
7. Канунников, А.Б. Труд спортсменов в возрасте до восемнадцати лет: особенности правового регулирования / А.Б. Канунников, А.А. Пастухов // Трудовое право. – 2009. – №7. – С. 65-71.
8. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г.,17 окт. 2004 г. и 27 февраля 2022 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
9. Кулинкович, Е.К. Спортивное право: теория и практика / Е.К. Кулинкович // КонсультантПлюс: Международные правовые акты. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2024.
10. О Государственной программе «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 годы [Электрон. ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 января 2021 г., № 54 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
11. О совершенствовании организации труда работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Электрон. ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 20 июня 2018 г., № 463: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2019 г., № 269 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
12. О физической культуре и спорте [Электрон. ресурс]: Закон Республики Беларусь, 4 января 2014 г., № 125-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 19 июля 2022 г., № 200-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
13. О здравоохранении [Электрон. ресурс]: Закон Республики Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2435-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 300-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
14. Официальный сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mst.by.
15. Политические риски развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь в условиях необоснованного санкционного давления / О. В. Додонов, Е. О. Додонова // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество: Ежегодник. Материалы Пятой международной научно-практической конференции «Большая Евразия: национальные и цивилизационные аспекты развития и сотрудничества», Москва, 23–24 ноября 2022 года / Отв. редактор В.И. Герасимов. Том Выпуск 6. Часть 1. – Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2023. – С. 94-98.
16. Скворода, Е. В. Современное состояние и тенденции развития отрасли физической культуры и спорта в Республике Беларусь / Е. В. Скворода, В. М. Куликов // Russian Economic Bulletin. – 2022. – Т. 5, № 5. – С. 218-225.
17. Трудовой кодекс Республики Беларусь: [принят Палатой представителей 8 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года] : с изм. и доп. по состоянию на 20 мая 2010 года. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2010. – 238 с.
18. Феоктистова, О.А. Роль спортивного права в жизни спортсменов и специалистов физической культуры и спорта / О.А. Феоктистова // КонсультантПлюс: Международные правовые акты. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2024.
19. Чернобровкина, Е. Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом / Е. Б. Чернобровкина // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2019. – № 7 (59). – С.63-70.
20. Шевченко, И. Н. Тенденции развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь / И. Н. Шевченко, С. С. Кветинский // Актуальные проблемы физического воспитания студентов: материалы Международной студенческой научно-практической конференции, Чебоксары, 17 февраля 2023 года. – Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2023. – С. 480-482.
21. Электронный статистический ежегодник 2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_78550/?ysclid=lrj7934w5k463001127.
22. Zheng J., Shushu С. T-c Tan, Lau P.W. 2018. Sport Policy in China (Mainland) // International Journal of Sport Policy and Politics. – № 10 (3). – Р. 469-469.