Реферат
Введение
1 Понятие финансовых ресурсов корпорации, их виды и источники формирования
2 Анализ формирования, распределения и использования финансовых ресурсов филиала «Троллейбусный парк № 2»
3 Проблемы привлечения финансовых ресурсов корпорацией и пути повышения эффективности их использования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Ни одно предприятие ни в одной сфере экономической деятельности не может функционировать без доступа к каким-либо финансовым ресурсам. Финансовые ресурсы являются источниками формирования активов предприятия.
Активы – это имущество, непосредственно используемое в хозяйственной деятельности организации. Для эффективной деятельности при сохранении необходимой степени ликвидности и платежеспособности предприятие должно иметь сбалансированную структуру источников финансовых ресурсов. Доступ к «длинным деньгам» открывает перед предприятием возможности расширить масштабы своей деятельности, диверсифицировать продукцию и направления работы.
Финансовые ресурсы предприятия используются преимущественно для формирования активов компании. Современная теория финансов предприятия разработала ряд классификаций финансовых ресурсов по источникам их формирования, а также в зависимости от сфер их использования.
Финансовые ресурсы используются всеми хозяйствующими субъектами. В условиях нестабильных условий мировой и российской экономики исследование финансовых ресурсов предприятия становится особенно актуальным. Управление финансами предприятия в рыночных условиях является одним из основных направлений управления, которые обеспечивают решение актуальных вопросов финансирования производства и продаж, а также задач выживания в условиях конкуренции, стабилизации финансового положения, минимизации затрат и максимизации прибыли, приносящих прибыль деятельность и увеличение продаж. Все это повышает ценность самого предприятия с точки зрения инвестиционной привлекательности и перспектив развития. Это определило актуальность и специфику данной работы. В условиях рыночной экономики важнейшим показателем благосостояния государства, предпринимателей, населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финансовая устойчивость предприятий автомобильного транспорта, в свою очередь, также является основополагающим фактором стабильности экономики нашей страны.
Этим обусловлена актуальность данной темы, предприятию необходимо уделять большое внимание проблемам, связанным с оптимизацией структуры финансовых ресурсов и выбором способов их формирования и тем самым стимулировать поиск новых путей и направлений использования финансовых ресурсов, совершенствования финансовой политики для того чтобы улучшить финансовое благополучие предприятия.
В структуре финансовых взаимоотношений национальной экономики финансы предприятий занимают исходную, определяющую позицию, поскольку они служат основным звеном общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага.
[...]
1 Понятие финансовых ресурсов корпорации, их виды и источники формирования
Основным звеном экономики в рыночных экономических условиях являются предприятия, выступающие в качестве хозяйствующих субъектов. Любая их финансово-хозяйственная деятельность требует оптимального сочетания ресурсов: материальных, трудовых, финансовых и денежных.
Среди упомянутых выше экономических категорий наиболее сложной является категория «финансовые ресурсы». Среди ученых-экономистов до сих пор нет общепринятой точки зрения на сущность этой категории. Однако многие экономисты считают, что финансовые ресурсы – это средства, доступные предприятиям.
Однако деньги являются самостоятельной экономической категорией. В их концепцию вкладываются средства предприятий, находящиеся на счетах в банковских учреждениях, кассах и т.п. Денежные средства учитываются на активных бухгалтерских счетах предприятий и отражаются в активах их баланса.
Финансовые ресурсы – это источники средств предприятий, направляемые на формирование их активов. Эти источники бывают: собственные, заемные и привлеченные. Они отражаются в соответствующих разделах пассива баланса.
Финансовые ресурсы организаций – совокупность их собственных доходов, сбережений и поступлений извне, находящихся в их распоряжении и предназначенных для выполнения финансовых обязательств перед контрагентами по финансированию текущих затрат, затрат, связанных с реализацией мер по-простому и расширенному воспроизводству. а также экономические стимулы для организаций работников [8, с.18].
Кроме того, необходимо отметить тот факт, что в условиях формирования рыночных отношений финансовые ресурсы, в частности предприятий и организаций, часто понимаются как синоним понятия «капитал».
Капитал является частью финансовых ресурсов, участвующих в обороте организации и направлен преимущественно на получение дохода, т.е. выступает преобразованной формой финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы и капитал являются основными объектами изучения финансов организаций любых организационно-правовых форм собственности. На регулируемом рынке чаще используется понятие «капитал», который является реальным объектом для финансиста и на который он может постоянно влиять с целью получения нового дохода для организации. В этом качестве капитал для практикующего финансиста является объективным фактором производства [16, с.109].
Фундаментальное различие между финансовыми ресурсами и капиталом организации заключается в том, что в любой момент времени финансовые ресурсы больше или равны капиталу компании. В данном случае равенство означает, что у компании нет финансовых обязательств и все имеющиеся финансовые ресурсы пускаются в оборот.
[...]
2 Анализ формирования, распределения и использования финансовых ресурсов филиала «Троллейбусный парк №2»
Филиал «Троллейбусный парк №2» входит в состав Государственного предприятия «Минсктранс» в качестве обособленного подразделения, не обладающим правами юридического лица и действует в соответствии с Положением, утвержденным генеральным директором государственного предприятия «Минсктранс».
Филиал «Троллейбусный парк №2» коммерческая организация, форма собственности – коммунальная.
Юридический адрес: государственное предприятие «Минсктранс» 220001, г.Минск, пер. Кооперативный, 12.
Руководство деятельностью филиала осуществляет директор, действующий на основании доверенности № 28 от 19 июня 2020 г.
В своей деятельности филиал руководствуется законодательством Республики Беларусь, распоряжениями и решениями Мингорисполкома, приказами и распоряжениями генерального директора государственного предприятия «Минсктранс», другими нормативными документами.
Организационная структура управления включает звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи между ними – горизонтальные и вертикальные. Звенья управления определяются ее масштабами. Уровни управления представляют собой совокупность звеньев управления, отражают иерархическое построение организации и отношения руководства и подчинения между уровнями разного уровня. В Приложении А представлена организационная структура управления Филиал «Троллейбусный парк №2».
В Филиале «Троллейбусный парк №2» существует линейно-функциональная организационная структура. Этот вид структуры наиболее приемлем для такого рода организации, так как она имеет небольшой штат сотрудников. Данная структура представляет собой синтез линейной и функциональной организационных структур. В ее основу положены вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным службам организации (маркетинг, работа с клиентами, планирование, финансы, реклама, кадры и др.).
Организация финансовой деятельности осуществляет экономическая служба. Экономическая служба филиала «Троллейбусный парк №2» производит анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Взаимодействует напрямую со всеми финансовыми службами (бухгалтерией), а также осуществляет сбор необходимой информации с иных подразделений компании в целях ведения оперативного управленческого учета и оптимизации материально-финансовых потоков.
Организационная структура финансово-экономического отдела представлена на рисунке 1.
[...]
3 Проблемы привлечения финансовых ресурсов корпорацией и пути повышения эффективности их использования
По результатам 2 главы было выявлено, что у филиала «Троллейбусный парк №2» КТУП «Минсктранс» имеется проблема в управлении финансовыми ресурсами, поэтому возникает необходимость в поиске путей по улучшению этих показателей.
Как показывает оценка финансового состояния как основного показателя управления и привлечения финансовых ресурсов филиала «Троллейбусный парк №2» в 2022 г. финансовое состояние организации, ее стабильность зависят от результатов ее производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственные и финансовые планы будут успешно реализованы, это положительно скажется на финансовом положении предприятия. И, наоборот, в результате недооценки плана производства и продажи продукции происходит увеличение ее стоимости, сокращение выручки и прибыли и, как следствие, ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Следовательно, стабильное финансовое состояние это не счастливая случайность, а результат компетентного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Стабильное финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние на реализацию производственных планов и обеспечение производственных потребностей необходимыми ресурсами, что не наблюдается в изученной организации. Поэтому финансовая деятельность как неотъемлемая часть экономической деятельности должна быть направлена на обеспечение планируемого прихода и расходования денежных ресурсов, внедрение бухгалтерской дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и его наиболее эффективное использование.
Основными источниками резервов снижения затрат филиала «Троллейбусный парк № 2» являются:
- увеличение объема перевозок;
- более полное использование основных средств;
- повышение материальной заинтересованности работников в результатах труда, то есть повышение реального уровня заработной платы;
- снижение текучести персонала за счет повышения привлекательности труда, улучшения психологического климата в коллективе;
- понижение среднего возраста трудового коллектива и повышение среднего уровня образования, путем привлечения молодых, энергичных работников;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по внедрению выявленных резервов;
- снижение издержек;
- меры по недопущению просроченной кредиторской задолженности;
- снижение дебиторской задолженности;
- увеличение оборачиваемости оборотных средств.
[...]
Заключение
В ходе написания курсовой работы были получены следующие выводы:
1. Финансовый ресурсы корпорации — это денежные средства и приравненные к ним средства, используемые для финансирования деятельности предприятия. Их отличают от материальных, нематериальных и трудовых ресурсов.
Несмотря на неоднородность состава, уровень ликвидности финансовых ресурсов максимальный и выше, чем у материальных ресурсов. Если внутренних источников достаточно для формирования собственных финансовых ресурсов, то внешние источники не привлекаются. К источникам финансовых ресурсов можно отнести и такую форму кредиторской задолженности, как стабильные пассивы, т. е. постоянно находящийся в обращении оборотный капитал корпорации, приравненный к ее собственному, но не принадлежащий ей. Источниками финансовых ресурсов являются финансовая помощь физических и юридических лиц, государственные субсидии и субсидии, гранты и т.д.
2. Филиал «Троллейбусный парк № 2» входит в состав Государственного предприятия «Минсктранс» в качестве обособленного подразделения, не обладающим правами юридического лица и действует в соответствии с Положением, утвержденным генеральным директором государственного предприятия «Минсктранс».
На конец 2022 года анализ основных показателей деятельности позволил сделать вывод, что размер чистой прибыли увеличился на 1478 тыс. р., на это оказало влияние: рост выручки от реализации на 5761 тыс. р.; рост себестоимости реализованной продукции на 1314 тыс. р.; при этом необходимо заметить, что тем роста выручки опережает тем роста себестоимости; увеличение прибыли до налогообложения на 1491 тыс. р.
В общем объеме доходов в 2022 году наибольший удельный вес приходится на бюджетную субсидию. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года они увеличились на 4251 тыс. р. или на 26,9 п.п. Наблюдается снижение продажи в 2022 году билетной продукции на 1926,6 тыс. р. или на 12,6 п.п. Прочие поступления уменьшились на 162,2 тыс. р. или на 33,2 п.п. Таким образом, можно сделать вывод, что организация в 2022 году сработала не эффективно.
Значительный рост расходов в 2022 году к аналогичному периоду прошлого года произошел по затратам на оплату труда (112%), отчислениям на социальные нужды (111,9%) за счет повышение тарифной ставки 1 разряда. За счет увеличения транспортной работы и повышения тарифа выросли затраты на электрическую энергию (113,7%).
Несмотря на то, что в 2022 году по отношению к 2021 году объем транспортной работы увеличился на 101,960%, расход электроэнергии на работу транспорта снизился на 5,030% (1050 тыс. кВт), экономия составила 372503 рублей. Таким образом, можно сделать вывод, что организация ведет активную работу по снижению затрат на оказание услуг.
[...]
1. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия). Учебник. / Алексейчева Е. Ю., Магомедов М. Д., Костин И. Б. – М. : Дашков и К, 2020. – 290 с.
2. Бизнес-план филиала «Троллейбусный парк №2» на 2023 год. – Минск: филиал «Троллейбусный парк №2», 2023. – 120 с.
3. Бариленко, В. И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности М.: Юрайт, 2020. – 456 с.
4. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник для бакалавров / Е. Ф. Борисов, А. А. Петров, Т. Е. Березкина. М .: Изд-во Проспект, 2020. – 272 с.
5. Бычков, В. П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник / В.П. Бычков. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 404 с.
6. Коршунов, В. В. Экономика организации. Учебник и практикум / В. В. Коршунов. – М. : Юрайт, 2020. – 348 с.
7. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Д.В. Лысенко. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 320 с.
8. Нечитайло, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А.И. Нечитайло. – М.: Феникс, 2021. – 117 с.
9. Одинцов, В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / В.А. Одинцов. – М.: Академия, 2019. – 224 с.
10. О порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь: Положение, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 апреля 2001 № 74/8 с изменениями и дополнениями»// Национальный Реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2024.
11. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь и Министерства Экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. № 140/206 // Национальный Реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2024.
12. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 407 с.
13. Растова, Ю. И. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Ю. И. Растова, С. А. Фирсова. – Москва: КноРус, 2021. – 279 с.
14. Савицкая, Е. В. Экономический анализ современных рынков / Е.В. Савицкая, Е.В. Лебединская. – М.: ГУ ВШЭ, 2020. – 212 с.
15. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – М. : ИНФРА – М, 2020. – 336 с.
16. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
17. Шадрина, Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. – М.: Юрайт, 2020. – 432 с.
18. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия учебник / А. Д. Шеремет. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА – М. 2019. – 374 с.
19. Экономика: учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 310 с.
20. Экономика предприятия (организации, фирмы): учебник / [О. В. Девяткин и др.]. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Инфра-М, 2020. – 775 с.
21. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / [Л. Н. Нехорошева и др.]. – Минск: БГЭУ, 2020. – 686 с.
22. Экономика и управление на предприятии: учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев, Е. А. Ерохина. – 2-е издание, стереотипное. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 398 с.