ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы планирования и стратегического развития на предприятии
1.1 Сущность и содержание функции планирования. Основные этапы процесса планирования
1.2 Принципы, виды и методы планирования в организации
2 Анализ стратегического развития на примере СЗАО «ПросторМаркет»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СЗАО «ПросторМаркет»
2.2 Оценка организации планирования в СЗАО «ПросторМаркет»
2.3 Анализ реализации выполнения плана в СЗАО «ПросторМаркет»
3 Мероприятия по совершенствованию организации разработки стратегии развития в СЗАО «ПросторМаркет»
3.1 Основные направления совершенствования стратегического планирования в СЗАО «ПросторМаркет»
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий в СЗАО «ПросторМаркет»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности в производстве, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания эффективной системы планирования деятельности предприятия.
Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния организации планирования. Сложившаяся на предприятиях методология и методика планирования не в полной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в наше время системы планирования сводятся к следующему. Предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие.
В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшний момент в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной деятельности.
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Целью данной курсовой работы является изучение процесса планирование в качестве функции менеджмента и поиск направлений его совершенствования.
1 Теоретические основы планирования и стратегического развития на предприятии
1.1 Сущность и содержание функции планирования. Основные этапы процесса планирования
В условиях рыночной экономики и характеризующихся высокой степенью неопределенности и скорости происходящих изменений в современных экономических процессах для хозяйствующих субъектов ключевым параметром эффективного менеджмента выступает разработка адекватной системы управления адаптацией к трансформациям внешней и внутренней среды, планирования развития предприятия и его деятельности. Предшествующим составлению плана развития этапом становится этап прогнозирования, использующий различные методы выявления тенденций и воздействующих на конъюнктуру рынка факторов, в том числе, рисков, а также проблем развития производительных сил и производственных отношений Планирование конкретных явлений, событий, фактов, прежде всего, свидетельствует об их неопределенности, а значит, невозможности четкого планирования в полной мере и допущении фактора нестабильности функционирования хозяйствующего субъекта.
Планирование – это одна из функций управления организацией, которая представляет собой процесс выбора и обоснования целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации [1, c. 19].
Планирование – процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:
‒ распределения ресурсов;
‒ координации деятельности между отдельными подразделениями;
‒ координации с внешней средой (рынком);
‒ создания эффективной внутренней структуры;
‒ контроля за деятельностью;
‒ развития организации в будущем.
В общем, в процессе планирования можно выделить:
‒ процесс целеполагания (определение системы целей);
‒ процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
‒ процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.
2 Анализ стратегического развития на примере СЗАО «ПросторМаркет»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СЗАО «ПросторМаркет»
Совместно Закрытое Акционерное Общество «ПросторМаркет» было создано в августе 2006, путём выпуска акций акционерами и открытием гипермаркета ProStore в дальнейшем сети гипермаркетов. На данный момент предприятию принадлежит 3 гипермаркета.
Общество является правопреемником имущественных прав и обязанностей названного государственного предприятия.
Юридический адрес предприятия: Республика Беларусь, 220017 г. Минск, пр. Дзержинского, 126.
Общество является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банка. Зарегистрировано Минским горисполкомом 21.07.2005 (решение №1278) в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №190640549.
Уставный фонд СЗАО «ПросторМаркет» составляет 2 142 396 (два миллиона сто сорок две тысячи триста девяносто шесть) белорусских рублей (с учетом деноминации 1 июля 2016 г., в денежных знаках образца 2009г.)
Основными владельцами СЗАО «ПросторМаркет» является французская и белорусская фирмы имеющие акции общества.
Основным видом деятельности Общества является розничная торговля. Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством. Деятельность, подлежащая лицензированию, осуществляется на основании специального разрешения (лицензии).
Конкурентами СЗАО «ПросторМаркет» являются расположенные поблизости магазины: Алми, Базар, Рублёвский, Виталюр.
Потребители СЗАО «ПросторМаркет» – это население города разного возраста, с разным уровнем доходов и разными потребностями.
По своей природе все связи в организационной структуре управления СЗАО «ПросторМаркет» являются информационными. Информация в процессе управления по определенным каналам спускается «вниз» от руководства к подчиненным, поднимается «вверх» от подчиненных к руководству, циркулирует между звеньями одной и той же ступени управления, образует потоки информации.
В СЗАО «ПросторМаркет» самая распространенная структура управления – линейно-функциональная (Приложение А).
3 Мероприятия по совершенствованию организации разработки стратегии развития в СЗАО «ПросторМаркет»
3.1 Основные направления совершенствования стратегического планирования в СЗАО «ПросторМаркет»
В процессе разработки бизнес-планов могут использоваться различные методики и пособия, выбор которых сегодня достаточно широк.
Главным свойством системы бизнес-планирования СЗАО «ПросторМаркет» должна быть способность к обновлению, адаптации его структуры и содержания к изменяющимся условиям рыночной сферы. Этому будут способствовать следующие направления совершенствования.
1. Интеграция разрозненных компонентов стратегического, тактического, оперативно-календарного бизнес-планирования и бюджетирования в единую, многоуровневую систему бизнес-планирования с соответствующим методическим обеспечением.
2. Чтобы система бизнес-планирования СЗАО «ПросторМаркет» выполняла возложенные на нее функции, она должна удовлетворять ряду требований, которые необходимо отразить в методическом обеспечении. Наиболее важным среди них является гибкость плана.
Несмотря на то, что план носит директивный характер, он не должен сковывать инициативу людей, работающих по нему. Существует несколько методов, направленных на повышение гибкости планирования, которые не только позволяют отклоняться от плановых показателей, но даже поощряют такие отклонения, когда это выгодно организации.
Следующим требованием является приоритет текущих решений над планом. План не должен довлеть над решениями.
Последнее требование состоит в поддержке плана со стороны высшего руководства организации, участии исполнителей в его разработке, точности, ясности, лаконичности формулировки плана.
Нестабильной и непредсказуемой является среда, в которой СЗАО «ПросторМаркет» приходится осуществлять свою деятельность. Сейчас, когда уровень инфляции в стране очень высокий, наиболее актуальным в бизнес-плане является оценка рисковых ситуаций.
Можно сколько угодно планировать рост показателей прибыли и объемов реализации товаров, но если при этом не учитывать факторы, негативно влияющие на деятельность организации, все планирование может оказаться напрасной тратой времени. Игнорирование рисковых ситуаций может привести к возникновению незапланированных затрат, потери части прибыли: для организаций торговли более чем для других организаций характерно наличие факторов неопределенности и риска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планирование – это, прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективную деятельность и развитие организации уменьшить неопределенность. План может рассматриваться как проект для достижения некоторой цели, в котором отражаются прогнозы будущего развития организации, промежуточные задачи, стоящие перед компанией в целом и ее структурными подразделениями, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, меры на случай чрезвычайных обстоятельств.
Таким образом, управление, и его составляющие – прогнозирование, планирование и регулирование – присущи любой экономической деятельности. В условиях же рыночных отношений, в том числе переходной экономики, они находят свое воплощение в разработке бизнес-планов.
Объектом исследования курсовой работы является СЗАО «ПросторМаркет».
Объектом исследования в курсовой работе была выбрана деятельность СЗАО «ПросторМаркет». Совместно Закрытое Акционерное Общество «ПросторМаркет» было создано в августе 2006. Общество является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный и иные счета в учреждениях банка. Зарегистрировано Минским горисполкомом 21.07.2005 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №190640549.
СЗАО «ПросторМаркет» является прибыльной организацией. Так, следует отметить, что на протяжении анализируемого периода сумма валовой прибыли имела однозначную тенденцию к росту. Так в 2016 году по сравнению с 2014 годом отмечается увеличение на 1305 тыс. р. или на 24,7% и размер ее составил 6596 тыс. р., а по сравнению с 2015 годом рост составил на 736 тыс. р. или на 12,6%. Однако стоит отметить снижение уровня валовой прибыли в 2016 году по сравнению с 2014 годом на 4,44%, а по сравнению с 2015 годом на 1,74%, что является отрицательным моментов в деятельности организации.
Главной составляющей прибыли по торговле является прибыль, полученная от реализации товаров. Именно из-за её роста в 2016 году по сравнению с 2014 и 2015 годами произошел общий рост прибыли.
Также отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается рост эффективности использования трудовых ресурсов, основных и оборотных средств.
При проведении оценки организации планирования деятельности было выявлено, что стратегическое планирование деятельности СЗАО «ПросторМаркет» осуществляется на уровне Министерства торговли Республики Беларусь в соответствие с Государственной программой развития внутренней торговли и Программой социально-экономического развития Республики Беларусь.
1 Аксенов, К. Планирование, планирование и еще раз планирование ... / К. Аксенов // Экономика. Финансы. Управление. – 2015. – № 4. – С. 19-22.
2 Акулич, В.В. Эффективность функционирования организации: анализ и оценка основных показателей / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 11. – С. 61-68.
3 Аносов, В.М. Финансовое планирование как основа повышения финансовой устойчивости и эффективности бизнеса в современных условиях / В.М. Аносов // Планово-экономический отдел. – 2017. – № 1. – С. 69-75.
4 Антонов, В. Г. Концепция стратегического управления организацией / В. Г. Антонов, Г. В. Серебрякова // Маркетинг. – 2016. – № 3. – С. 107-124.
5 Буланов, Ю.Н. Алгоритм формирования показателей плана текущей деятельности / Ю. Н. Буланов // Банковское дело. – 2013. – № 3. – С. 60-66.
6 Баранов, Л. Эффективный бизнес-план – залог успеха / Л. Баранов // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 8. – С. 43-44.
7 Барышев, С.Б. Проблемы интеграции учета, планирования и управления на предприятии / С.Б. Барышев // Бухгалтерский учет. – 2014. – №7. – С.121-123.
8 Блинов, А.О. Планирование сценариев: прошлое, настоящее и будущее / А.О. Блинов, П.В. Магданов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 6. – С. 3-11.
9 Бизнес-инжиниринговые технологии. [Электронный ресурс] / Управленческое консультирование // Стоимость Business Studio. – Режим доступа: http://betec.ru/index.php?id=38&sid=22. – Дата доступа: 20.01.2018.
10 Громов, А.П. Планирование и оценка деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей / А. П. Громов // Планово-экономический отдел. – 2014. – № 5. – С. 62-75.
11 Емельянова, Т.В. Современные подходы к планированию деятельности предприятий: текст лекций / Т.В. Емельянова. – Гомель : ГКИ, 2009. – 24 с.
12 Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособ. Стратегическое планирование / А.И. Ильин. – М. : Высшая школа, 2013. – 640 с.
13 Курс российского рубля в банках Минска на 01 января 2018[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/currency/rub/01-01-2018. – Дата доступа: 20.01.2018.
14 Лопушинская, Г. К. Планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Г.К. Лопушинская. – М. : Дашков и Ко, 2013. – 354 с.
15 Мишкова, М. П. Анализ эффективности использования финансовых ресурсов компании / М.П. Мишкова // Финансовый директор. – 2014. – № 10. – С. 46-51.
16 Мищенко, А.В. Оптимизация модели управления финансовыми ресурсами предприятия / А. В. Мищенко, М. А. Перцева // Экон. анализ: теория и практика. – 2016. – № 29 (август). – С. 49-59.
17 Насонова, И.В. Учет финансовых рисков в предпринимательской деятельности как один из факторов повышения результативности функционирования предприятия / И. В. Насонова // Планово-экономический отдел. – 2016. – № 5. – С. 49-57.
18 Рыбак, Т. Н. Планирование аудита / Т. Рыбак, М. Лаврентьева // Финансы, учет, аудит. – 2013. – № 6. – С. 74-76.
19 Раздорожный, А.А. Управление организацией (предприятием): учеб. пособие / А.А. Раздорожный. – М. : Экзамен, 2014. – 483 с.
20 Савицкая, Г.В. Почему прибыль есть, а денег нет? : Анализ денежных потоков / Г.В. Савицкая // Финансовый директор. – 2014. – № 6. – С. 12-21.
21 Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. для ср. спец. учеб. заведений / Н.А. Сафронов. – М. : Экономистъ, 2014. – 251 с.
22 Смольский, А.П. Оценка экономического потенциала предприятия на основе анализа его имущественного положения / А.П. Смольский // Планово-экономический отдел. – 2013. – № 4. – С. 67-81.
23 Суша, Г.З. Инновационая деятельность в организации: оценка экономической эффективности, планирование и стимулирование / Г. З. Суша // Экономика и управление. – 2014. – № 2. – С. 4-9.
24 Тишков, Ю.С. Планирование хозяйственной деятельности проектной организации / Ю. С. Тишков // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 6. – С. 123-136.
25 Шматалюк, А.Е. Преобразование стратегических целей в план оперативной деятельности: планирование продаж и операций / А.Е. Шматалюк, Н. Петруня // Логистика и управление цепями поставок. – 2013. – № 3. – С. 37-42.