Введение
1 Сущность, содержание и задачи коммерческой деятельности предприятия на рынке
1.1 Понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия
1.2 Основные принципы и задачи коммерческой деятельности на рынке
2 Тенденции развития коммерческой деятельности торгово-промышленного предприятия на рынке
2.1 Проанализируйте развитие коммерческой деятельности в Республике Беларусь
2.2 Развитие предприятий на рынке товаров и услуг
3 Расчетно-аналитическая часть
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
3.2 Организация коммерческой работы на торгово-промышленном предприятии
4 Основные направления совершенствования коммерческой работы предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность имеет место всегда, когда происходит процесс купли-продажи, что способствует развитию товарно-денежных отношений во всех звеньях сложного экономического комплекса страны. Эта деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами, услугами и т.п. Коммерческая деятельность реализуется через различные коммерческие операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребителя.
В современных рыночных условиях любая организация стремиться получить прибыль путем удовлетворения спроса потребителей. Естественным в этой связи является то, что в важнейшие факторы эффективного хозяйствования входит уровень и качество организации коммерческой работы в розничной торговле, так как это направлено на создание и реализацию ассортимента, отвечающего требованиям потребителей на розничном рынке. Следовательно, это приведет к увеличению объемов розничного товарооборота, увеличению доходов, оптимизации расходов, удовлетворения спроса потребителей.
Сегодня на первый план выступают задачи эффективных подходов к составляющим коммерческой работы предприятия: обоснованию потребности в товарах, разработке заказов, заявок на них, выбору партнеров, установлению с ними контактов, формированию товарных ресурсов, торгового ассортимента, управлению ими, продаже товаров, ее стимулированию и т.д.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики принципиально из¬меняется содержание и целевые установки деятельности производственно-торговых предприятий, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная
1 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ
1.1 Понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия
Понятие «коммерция» пришло к нам из латинского языка и буквально означает «торговля». В настоящее время под торговлей понимается, во - первых, форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег, во - вторых, самостоятельная отрасль народного хозяйства и, в - третьих, деятельность, направленная на совершение актов купли-продажи товаров и услуг. Термин «коммерция» ближе к третьему понятию торговли — деятельности, связанной с осуществлением купли-продажи. В современном деловом языке понятие коммерческой деятельности используется в нескольких значениях. В широком смысле коммерческая деятельность — это любая деятельность, направленная на получение прибыли. Такая трактовка приближает понятие коммерческой деятельности к понятию предпринимательства (бизнеса). В узком значении коммерческая деятельность связывается с деятельностью торговых организаций. Оба эти определения не вполне адекватно отражают сущность коммерческой деятельности. Предпринимательская деятельность часто не исчерпывается коммерческими процессами и может предполагать организацию разработки и налаживание производства продукции или услуги, причем эти задачи могут иметь ключевое значение. В то же время деятельность, связанная с закупками и продажами, осуществляется не только в предприятиях торговли, а имеет место во всех видах предпринимательства. Поэтому на любом современном предприятии должны быть специалисты, владеющие методами коммерческой работы. Однако в чистом виде коммерческая деятельность присутствует именно в торговых организациях.
2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ
2.1 Проанализируйте развитие коммерческой деятельности в Республике Беларусь
Становление современной концепции устойчивого развития – результат длительных изысканий экономической научной мысли, первой половине ХХ столетия человечество осознало бесперспективность традиционной западной модели развития цивилизации, столкнулось с рядом глобальных проблем, вызываемых стремительным ухудшением демографической и экологической ситуации, ростом безработицы, повышением уровня цен, нерациональным использованием природно-ресурсной базы социально-экономического развития и др. Однако международное признание эти проблемы получили только в конце минувшего века, когда были изданы основные фундаментальные материалы и сформирована исходная концепция устойчивого развития.
Современная Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. (НСУР-2020) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» и предполагает формирование основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства [13, с.11-12].
Предыдущий год внес серьезные коррективы в развитие розничной торговли, как в глобальном масштабе, так и в рамках локальных рынков. Розничные сети столкнулись с падением потребительской активности, вызванной уменьшением реальных доходов населения и нестабильной социально-экономической ситуацией. Возможности для эффективных
3 РАСЧЕТНО АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Купалинка» является одним из крупнейших предприятий концерна «Беллегпром» по производству бельевого и верхнего трикотажа для взрослых и детей.
ОАО «Купалинка» размещается в г. Солигорске, по адресу ул. К. Заслонова, 58. Рядом с городом проходит шоссейная дорога Минск – Пинск – Брест, имеется железнодорожное сообщение города с другими регионами республики, странами дальнего и ближнего зарубежья.
Открытое акционерное общество «Купалинка» является правопреемником Солигорской фабрики бельевого трикотажа, которая создана в июле 1969г. Строительство предприятия началось в 1966 году, а в июле 1969 года была выпущена первая продукция. Первоначально фабрика размещалась в небольшом здании со швейным цехом. В 1979 году был сдан второй комплекс фабрики. В 1990 году фабрика преобразована в трикотажный комбинат. В начале 90-х г.г. в новых экономических условиях требовались большая гибкость и способность быстрее реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Поэтому в июле 1992 года предприятие стало арендным и получило название «Купалинка».
В 1997 году было проведено акционирование и приказом Мингосимущества Республики Беларусь от 28.03.97г. №86 создано Открытое Акционерное Общество «Купалинка».
Общество имеет действующие филиалы:
- Объединение столовых;
- Магазин «Купалинка».
На предприятии имеются транспортно-механическая, энерго-механическая службы, ремонтно-строительный участок, складское хозяйство, объекты социально-бытовой сферы: здравпункт и общежитие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО "Купалинка" - одно из крупнейших предприятий трикотажной отрасли концерна "Беллегпром". Предприятие специализируется на широком ассортименте трикотажных изделий: женское бельё, мужское, детское, одежда для людей среднего возраста и для молодежи, спортивная одежда, одежда для отдыха и многое другое. Каждый сезон готовятся новые изделия в модных направлениях и решениях.
В Республике Беларусь элементы коммерческой деятельности в той или иной степени применяются, однако все еще не сформировано коммерческое мышление. Так, коммерческую деятельность воспринимают как торгово-сбытовую или даже рекламную деятельность. К тому же белорусские предприятия поставлены в условия, когда краткосрочные интересы преобладают над долгосрочными, хозяйственные решения принимаются в условиях неопределенности. Становлению и развитию коммерческой деятельности на предприятиях легкой промышленности мешают также трудности организационного, технического и психологического характера.
Таким образом, можно сказать, что белорусские субъекты хозяйствования легкой промышленности уделяют внимание лишь отдельным элементам коммерческой деятельности, а на практике используются только некоторые его функции.
Для того чтобы коммерческая деятельность могла эффективно функционировать, требуется наличие достоверной информации для проведения маркетинговых исследований, создание единого информационного пространства, развитие инфраструктуры маркетинга, повышение уровня знаний руководителей и специалистов предприятия в данной области.
Однако в современных условиях развития рынка потребительских товаров, когда предложение превышает спрос, ужесточается конкуренция и
1 Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества организации / Г. Л. Азоев, А.П. Челенков; Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. – М.: Новости, 2012. – 556 с.
2 Азоев, Г. Л. Маркетинг. Словарь / Г. Л. Азоев, П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский, А. Р. Поршев, Б. А. Райзберг. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2010. – 362 с.
3 Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Минск.: Выш. шк., 2005. – 463 с.
4 Бабук, И. М. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / И.М. Бабук, Т. А. Сахнович. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. – 439 с.
5 Баринов, В. А., Синельников, А. В. Развитие организации в конкурентной среде. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 6. – 234 с.
6 Белоусов, В.И. Анализ конкурентоспособности организации. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – №5. – 123 с.
7 Васильева, Н.А. Экономика предприятия: пособие для сдачи экзамена / Н.А. Васильева, Т.А. Матеуш, М.Г. Миронов. – Москва: Юрайт, 2005. – 191 с.
8 Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. – 350 с.
9 Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Финпресс, 2009.
10 Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: Учебник / Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. – М.: Филинъ, 2011. – 528 с.
11 Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции. — М.: Изд-во стандартов, 2010. – 260 с.
12 Глубокий, С.В. Маркетинг / С.В. Глубокий.- Минск : Тонпик, 2012. ‒ 188 с.
13 Глушаков, В. Е. Маркетинг: поиск, создание, удержание и развитие взаимоотношений с клиентами: (идеи, решения, советы) / В. Е. Глушаков. ‒ Минск: Изд. центр БГУ, 2011. - 109 с.
14 Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: Учебник / Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. – М.: Филинъ, 2011. – 528 с.
15 Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтель. – М. : Высш. шк., 2013 – 670 с.
16 Дурович, А.П. Основы маркетинга/ А.П. Дурович. Минск, 2004. – 352 с.
17 Забелин, В.П. Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. ‒ М.: Информ.-внедренч. Центр "Маркетинг", 2009. ‒ 195 с.
18 Кондратенко, И.И. Совершенствование маркетинговой деятельности в лёгкой промышленности // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, №1, 2008 г.
19 Концепция и программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 – 2015 гг. // Белорусский экономический журнал, 1998. № 2
20 Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок/ Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 272 с.
21 Котлер,Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер; пер. с англ. О. А. Третьяк, Л. А. Волковой, Ю. Н. Контуревского. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.
22 Кревенс, Дэвид В. Стратегический маркетинг. — 6-е изд.: Пер. с англ. — М.: Идательский дом «Вильямс», 2012. – 540 с.
23 Кротков, А. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.Кротков, Ю. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - №6. – с. 59-68.
24 Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент. М. Инфра-М, 2007. — 235 с.
25 Максимов, И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. — М.: Маркетинг. — 2009. — № 3. – 245 с.
26 Овечкина, О.М. Основы маркетинга: учеб. Пособие / О.М Овечкина,. – М.: Издательство деловой учебной литературы, 2004. – 288 с.
27 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://belstat.gov.by Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учебник – М.: Омега – Л, 2006. – 656 с.
28 Раицкий К.А. Экономика организации: учеб. для вузов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. ‒ 696 с.
29 Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учеб./ Г.В. Савицкая - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Новое издание, 2006. - 678 с.
30 Слепнева, Т.А. Экономика предприятия: учебник для вузов / Т.А. Слепнева, Е.В. Яркин. ‒ М: Инфра. М, 2012. - 458 с.
31 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 (Статистический сборник), Министерство Статистики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by Дата доступа: 16.12.2014 г.
32 Статистический ежегодник 2011/ В. И. Зиновский, И. А. Костевич, И. С. Кангро, Е. И. Кухаревич, В. А. Богуш, Е. М. Палковская – Минск 2011 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.analitika.by/ Дата доступа: 16.12.2014 г.
33 Статистический сборник Промышленность Республики Беларусь / И. С. Кангро, О. А. Довнар, А. С. Снетков, Л. М. Селиванова, М. А. Бадей, С. И. Якутина – Минск 2011 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by"/ Дата доступа:03.03.2018 г.
34 Тарелко, В.В. Расчет экономической эффективности маркетинговой политики организации / В. В. Тарелко // Маркетинг. Реклама и Сбыт. – 2012. ‒ № 3. – 383 с.
35 Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. — 12-е изд.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2011. – 370 с.
36 Шимова, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Учебник. Под ред.. Минск: БГЭУ. 2009.- 347 с.
37 Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ‒ «Дашков и Со», 2010 – 892 с.
38 Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий. – М. : «Финансы и статистика», 2013. – 528 с.
39 Ярцев, А.И. Распределение товаров: Учеб. Пособие / А.И. Ярцев. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 195 с.