Введение
1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономке
1.1 Понятие малого бизнеса и критерии малого предприятия
1.2 Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса
2 Проблемы функционирования и развития малого бизнеса: зарубежный опыт
2.1 Мировая практика функционирования малого бизнеса
2.2 Роль государства в регулировании деятельности малых предприятий
3 Особенности функционирования малого бизнеса в Республики Беларусь
3.1 История становления малого бизнеса в Республике Беларусь
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республики Беларусь
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время проблема малого бизнеса как никогда актуальна не только в нашей стране, но и в экономически более развитых странах. Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Поэтому развитие малого бизнеса является важной задачей государства.
Для исследования малого бизнеса в современной экономике мы в первой главе рассмотрим сущность малого бизнеса и его роль в экономике; во второй главе рассмотрим проблемы функционирования и развития малого бизнеса: зарубежный опыт; в третьей главе рассмотрим особенности функционирования малого бизнеса в Республики Беларусь.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике − ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.
1 Сущность малого бизнеса и его роль в экономике
1.1 Понятие малого бизнеса и критерии малого предприятия
Термин «малые предприятия» впервые использовал британский министр М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом со¬стоянии Великобритании в 1931 г.; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.). При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии:
Количественные:
- численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
- годовой объем производства;
- годовой объем продаж;
- среднегодовая балансовая стоимость активов.
При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. В Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте – до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 чело¬век, в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:
- предприятие владеет небольшой долей рынка;
- управление предприятием осуществляет лично его владелец;
- предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной компании [16, с. 12].
2 Проблемы функционирования и развития малого бизнеса: зарубежный опыт
2.1 Мировая практика функционирования малого бизнеса
По данным национальных статистических органов, в большинстве развитых стран малые и средние предприятия являются доминирующим сегментом экономики: они производят почти половину объема выпускаемой продукции, а их вклад в ВВП достигает 70 %.
Показателен тот факт, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса малый бизнес наиболее эффективно адаптировался к изменившимся условиям деятельности за счет широких возможностей маневра на рынке. Удельный вес малых предприятий в отдельных экономический показателях, % (Приложение Г, рисунок Г.1)
В Европейском союзе в 2003 г. были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:
- средние предприятия – до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн евро, баланс – до 27 млн евро;
- малые предприятия – до 50 работников, годовой обо¬рот – до 7 млн евро, баланс – до 5 млн евро;
- микропредприятия – до 10 человек работающих [9, с. 52-53].
Существуют некоторые различия между странами – членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия) (Приложение Б, таблица Б.1).
В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей [2, с. 50].
3 Особенности развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3.1 История становления малого бизнеса в Республике Беларусь
Началом развития предпринимательства в Республике Беларусь можно считать 1990 год. Именно тогда впервые в истории страны решением правительства была принята первая государственная программа поддержки предпринимательства. Тогда же был создан Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), который был призван стать ведущим внутренним источником финансирования бизнеса.
Годы с 1990 по 1996 можно охарактеризовать как период первых пробных попыток формирования бизнес-климата, законодательных положений, регулирующих предпринимательскую деятельность. 1995 г. стал переломным для белорусского бизнеса. Искусственная фиксация курса доллара и закрепление ставки рефинансирования на 40 % в месяц стало ударом для всех. Особенно ощутимо пострадал частный бизнес, который работал на кредитных ресурсах. Резко выросли цены, началось разорение предпринимателей. Фирмы, которые уверенно держались на рынке, не выдерживали налогового пресса при стоящем курсе. Это привело к сокращению количества малых предприятий в 1996 году на 7,3 тысяч единиц (20,4 %) по сравнению с 1995 г. Начиная с 1998 года наметилась положительная динамика роста численности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 01.01.2001 года их численность составила 28,3 тыс. единиц (средний годовой прирост – 8,3 %) и 158,4 тыс. единиц (средний годовой прирост – 8,9 %) соответственно (приложение В, таблица В.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы были рассмотрены различные вопросы функционирования малого бизнеса, а также проблемы, связанные с его развитием. Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. Основным критерием отнесения предприятий к малым является численность рабочих за определенный период.
Развитие малого бизнеса способствует оздоровлению экономики: увеличению доходной части бюджета, развитию конкурентной среды, повышению уровня занятости, расширению потребительского сектора, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. С точки зрения социальных проблем, развитие малых предприятий способствует снижению социальной напряженности, формированию среднего класса общества.
Малый бизнес доказал эффективность своего функционирования в высокоразвитых и, тем более, в менее развитых странах. Роль малых предприятий определена как фундамент для экономического развития Большое значение в процессе включения малых и средних предприятий в производственную структуру любой страны отводится государственной поддержке, направленной на упрощение процедуры регистрации, обеспечение определенных гарантий на случай дефицита финансовых ресурсов, оказания юридических услуг, создание благоприятных условий функционирования малого бизнеса в целом.
1. Балашевич М.И. Малый бизнес в Республики Беларусь в контексте международного опыта / Балашевич М.И. / Минск, 16-17 октября 2008 г. – Минск – Т.1. – с. 387-400
2. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт: Учебное пособие. – Минск: НКФ «Экоперспектива», 1995. – 144 с.
3. Балашевич М.И. Экономика малого бизнеса / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2005. – 231 с.
4. Гламбоцкая, А.// Белорусский бизнес 2010: состояние, тенденции, перспективы [Электронный ресурс]: отчет / А. Гламбоцкая, Е. Ракова, А. Скриба; ред. И. Пелипась, Е. Ракова. — Мн.: Исследовательский центр ИПМ, 2010.— Режим доступа: http:// research.by/pdf/ business 2010r.pdf.
5. Доклад Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на четвертом Всебелорусском народном собрании.// Интернет-портал Минского горисполкома [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minsk.gov.by/.
6. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: Учеб. Пособие для вуза / . Л.Н. Тэпман. Под ред. Проф. В.А. Швандара.− М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. −287 с.
7. Малое предпринимательство в Республики Беларусь 2011 / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – 2010 – 310 с.
8. Малое предпринимательство в Беларуси// Коринф. 2006. №5.
9. Малое предпринимательство - М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин, М., «ИНФРА-М», 1998
10. Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2016: стат. сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; редкол.: И.А. Костевич — Минск, 2016.—380с.
11. Мохнач, Г. Взаимодействие—предпосылка стабильности: позитивные тенденции в развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь/ Г. Мохнач. // Беларуская думка.—2010. —№2.— с. 36-45.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. − 2011. − Режим доступа: http://belstat.gov.by/.
13. Невиак Свен-Олаф. Поддержка малого бизнеса как фактор активизации предпринимательской деятельности в регионах. Современные финансовые и иные механизмы / Невиак Свен-Олаф // Советник Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. проф. Кунявского, г.Минск/Республика Беларусь [Электронный ресурс]. 2015. − Режим доступа: http://bspn.by/.
14. Попливски Л. Роль экономических показателей в локальном развитии / Л. Попливски // Аграрная экономика. – 2007. - №11.
15. Предпринимательство как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики / В.В. Николаевский – Минск: Право и экономика, 2009. – 135 с.
16. Скробова В.В. Экономика малого бизнеса / В.В. Скробова – Новополоцк: ПГУ, 2010. – 266 с.
17. Трошанов С. Е. Финансирование малых кампаний в США//США. Канада. Экономика – политика – культура, 2005. №9
18. Человеческий потенциал Беларуси: экономические выводы и социальные советы. Мн.: ЮНИПАК, 2003.− 56 с.
19. Червяков А. Фактор экономического развития / Червяков А.// Экономика Беларуси [Электронный ресурс]. −2016. −№ 2. − Режим доступа: http://belarus-economy.by/
20. Экономика предпринимательства / В.И. Кушлин, П.Д. Половинкин, А.Н. Фоломьев.: ВЛАДОС, 2001