Введение
Глава 1 Теоретические основания формирования познавательной мотивации младших школьников в образовательном процессе
1.1 Сущность познавательной мотивации школьника и ее структура
1.2 Педагогические условия формирования познавательной мотивации младших школьников в образовательном процессе
Глава 2 Возможности стимулирования познавательной мотивации младших школьников в образовательном процессе
2.1 Стимулирование познавательных мотивов младших школьников на уроках в начальной школе
2.2 Потенциал внеурочной деятельности для стимулирования познавательной мотивации младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена проблеме стимулирования познавательной мотивации младших школьников в образовательном процессе.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с тем, что приоритетом современной педагогики становится развитие личности ребенка в процессе обучения и воспитания, разработка путей его психолого-педагогической поддержки с учетом индивидуальных мотивов, интересов, субъектного опыта. Поэтому вопрос мотивации учения ребенка, становления и развития его внутренних побуждений к учению представляется одним из стержневых в педагогическом процессе.
Анализу мотивации и способов ее формирования посвящены работы зарубежных (А. Маслоу), а также советских и российских ученых (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.А. Лукьянова, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина и др.). Авторы подчеркивают, что для успешной учебы фактор мотивации может сыграть более существенную роль, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотивов учения для повышения его эффективности приводит исследователей к поиску таких способов стимулирования учения школьника, которые позволили бы ему приобрести устойчивое положительное отношение к познанию, сделать его своей внутренней потребностью.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность познавательной мотивации школьника и ее структура
Исследованием мотивов деятельности и поведения личности занимались такие отечественные психологи, как Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, В.В. Давыдов, В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин, Н.М. Матюшина, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина и другие. Также значительный вклад в эту область внесли зарубежные психологи – А. Маслоу, Э. Трондайк, Б. Ф. Скиннер, Ж. Пиаже, К. Леви и другие.
В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения мотива. Одни психологи отождествляют мотив с потребностью, другие – разделяют эти понятия.
Концепция Л.И. Божович определяет потребностно-мотивационную сферу как онтогенетический процесс. Мотивы – это не статичное образование, они способны меняться по мере взросления человека, выстраиваться в иерархическую цепочку [10, с. 170].
Именно Л.И. Божович предложила термин «внутренняя позиция» ребёнка, которая определяет его поведение и деятельность, всю систему его отношений к действительности и самому себе. Сформированность внутренней позиции может говорить о психологической зрелости ребёнка.
Л.И. Божович относила к мотивам и чувство долга, и сознательно принятое намерение, и непосредственные желания ребенка.
Выводы по главе 1
1. Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.
2. Познавательная мотивация включает:
1) Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе:
- реальное успешное выполнение учебных заданий;
- положительная реакция на повышение преподавателем трудности задания;
- обращение к преподавателю за дополнительными сведениями, готовность к принятию;
- положительное отношение к необязательным заданиям;
- обращение к учебным заведениям в свободной необязательной обстановке, например, на перемене.
Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям; либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.
Глава 2 Возможности стимулирования познавательной мотивации младших школьников в образовательном процессе
2.1 Стимулирование познавательных мотивов младших школьников на уроках в начальной школе
По мнению А. К. Марковой «усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию - использование языковых средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения, по- видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится средством решения речевых задач». Мы считаем, что о речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста можно считать речевой деятельностью.
Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений[14, c. 85].
Заключение
Мотивация стимулирует человека к проявлению инициативы и побуждает его действовать. Мотивом является конкретный предмет, который заставляет личность совершать определенные действия. Формирование мотивации в младшем школьном возрасте обеспечивает перспективное развитие личности и ориентиры в учебной деятельности среднего и старшего звена.
Значительный вклад в изучение мотивации как психического явления внесли отечественные ученые-психологи А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Б.И.Додонов, В.С.Магун, В.К.Вилюнас. С их точки зрения мотивация играет важную роль в становлении личности человека. Формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривались отечественными учеными в рамках психологической теории деятельности, согласно которой деятельность определяет сознание.
В зарубежной психологии комплексное исследование мотивации проделано А.Маслоу. Э.Эриксон в теории психосоциального развития говорит о инициативе и ответственности (трудолюбии), которые формируются в детские возраста (дошкольный и младший школьный возраст соответственно). Учебная мотивация включает в себя три группы мотивов: познавательные мотивы, социальные мотивы учения и мотивы достижения. Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению.
1. Бубнова, И.А. Тип мотивации и его связь с эффективностью учебной деятельности старшего школьника / И.А. Бубнова // Адукацыя i выхаванне. – 1997. – № 3. – С. 54–58.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 c.
3. Игры – Обучение, тренинг, досуг…: В 4-х кн. – Кн. 1-4 / под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
4. Лукьянова, М. Учебная мотивация как показатель качества образования / М. Лукьянова // Народное образование. – 2001. – № 8. – С. 77–81.
5. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пос. для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
6. Маркова, А.К. Мотивация учения, и её воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Т.А. Матис. – М.: Педагогика, 1983. – 164 с.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М., 1998. – 480 с.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
9. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс. В 2-х кн./ И.П. Подласый. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 576 с.
10. Реан, А.А. Мотивация учения, поведения и выбора профессии / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – С. 54 –75.
11. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.12.
12. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Совершенство, 1998. – 432 с.
13. Шамова, Т.И. Мотивация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Просвещение, 1982. – 180 с.
14. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 203 с.
15. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1969. – 317 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1997. – 456 с.
17. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: книга для учителя / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
19. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [и др.], под общ. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
21. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
22. Микаелян, А.В. Создание ситуаций успеха на уроках в начальной школе / А.В. Микаелян. – Кореновск, 2012. – 11 с.
23. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.
24. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. – М.: Новая школа, 1993. – 112 с.