ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Теория личностно-ориентированного обучения. Истоки и современность
1.2 Основные понятия личностно-ориентированного обучения
1.3 Возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Современные технологии личностно-ориентированного обучения
2.2 Организация личностно-ориентированного обучения в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития образования важнейшими направлениями являются гуманизация, демократизация, вариативность, дающие возможность конструировать педагогический процесс, с учетом интересов и особенностей учащегося, региональных и местных условий.
Важная роль в образовательном процессе отводится личностно-ориентированному обучению, как развивающему умения адаптироваться к новым жизненным условиям, анализировать ситуацию, оценивать и находить пути решения, самостоятельно творчески самосовершенствоваться в профессиональной деятельности.
Вопросам личностно-ориентированного подхода к обучению посвящены работы Е.В. Бондаревской, А.Д. Грибановой, В.В. Серикова, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманской и др. Психология деятельности, психология творческих способностей раскрыта в работах: Б.Г. Ананьева, А.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, И.И. Ильясова, В.И. Киреенко, В.С. Кузина, Г.И. Лернера, А.М. Леонтьева, А.Д. Логвиненко, П.Я. Якобсон и др.
Определяя личностно-деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, отметим, что первый соотносится с личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, М.Н. Берулава, и др.) подходом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Теория личностно-ориентированного обучения. Истоки и современность
Сегодня перспективным подходом, способным оптимизировать организацию и результат образовательного процесса выступает личностно-ориентированное обучение. Оно направлено не только на развитие у учащихся интеллектуальных способностей, но также направленои на развитие у школьников ихиндивидуальных способностей, на формирование у детей целостной личности [2, с. 219].
Личностно-ориентированное обучение – один из типов развивающего обучения в современной системе образования. Оно предполагает совместную деятельность учащегося и учителя, которая направлена на самореализацию учащегося в индивидуальном порядке и развитие личностных качеств ученика в образовательном процессе.
Данная педагогическая парадигма построена на следующем фундаменте: 1) осознанное восприятие самоценности каждого индивида, его уникальности; 2) бесконечность возможностей развития любого человека как личности (в этот же принцип нужно включить неисчерпаемость творческого саморазвития индивида); 3) приоритет творческого саморазвития внутренней свободы; 4) восприятие сущности творческого саморазвития как «интегральной характеристики рефлексивного сознания личности, причем, компоненты последнего определяются самоуправлением, самопознанием, творческой самореализацией личности и самосовершенствованием [5, с. 8].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Современные технологии личностно-ориентированного обучения
Образовательный процесс строится на учебном диалоге обучающегося и преподавателя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:
• учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта обучающегося, включая опыт его предшествующего обучения;
• изложение знаний в учебнике (или преподавателем) должно быть направлено не только на расширение их объемы, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого обучающегося;
• в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний;
• активное стимулирование обучающегося к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что личностно-ориентированный подход в обучении старшеклассников является методологической ориентацией в педагогическом процессе на основе субъектного опыта обучаемых, учитывающий возрастные и психолого-педагогические особенности развития старшеклассников. Образовательный процесс должен основываться на учебном диалоге учителя и учащихся, который направлен на совместное конструирование познавательной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможности каждому учащемуся, с учетом его способностей, склонностей, интересов, реализации себя в познавательной и учебной деятельности: стимулирует учащегося для самопознания, самовоспитания и самосовершенствования. Ученик осознает и познает себя изнутри и извне, сравнивая себя с другими учениками, оценивая свои поступки и поведение, принимает себя и других в целом, а не через отдельные черты характера. Системообразующим стержнем личностно-ориентированного обучения является личность ученика, на которую необходимо ориентироваться учителю в учебном процессе.
Особенность личностно-ориентированного обучения заключается в активизации субъектного опыта учащихся; создании ситуаций успеха; обмен мнениями, создание проблемных, трудных ситуаций; гибкая организация учебной деятельности; выполнение задания на творческом уровне.
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000. – 352 с.
2. Власова, Н.О. Реализация личностно-ориентированного подхода / Н.О. Власова // Европейская научная конференция: сб. статей. – Пенза: Наука и просвещение, 2017. – С. 219-222
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М., Аспект-Пресс, 1998. – 224 с.
4. Гапонова, Н.А. Особенности коммуникативной деятельности в старшем школьном возрасте / Н.А. Гапонова // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и просвещение, 2017. – С. 236–239.
5. Гульяц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода вобучении с точки зрения современных образовательных систем / С.М. Гульяц // Вестник ЧГПУ. – 2009. – №4. – С. 8-12
6. Залевская, А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека / А.А. Залевская // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. – Калинин, 1981 – С. 28-44
7. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.
8. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
9. Кон, И.С. Проблема «Я» в психологии. Психология самосознания: Хрестоматия / И.С. Кон – Самара: БАХРАХ–М, 2009. – 53 с.
10. Леонтьев, А.А. Языковое сознание и образ мира / А.А. Леонтьев // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. – М.: Институт языкознания РАН, 1993. – С. 16-21
11. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
12. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 264 с.
14. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
15. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с.
16. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 175 с.