Введение
Глава 1. Семья как социальный институт
1.1 Определение понятия «семья», её классификация, функции
1.2 Роль воспитания в современной семье. Стили и типы современного воспитания. Проблемы воспитания детей в семье
Глава 2. Исследование проблем в воспитании детей
2.1 Проблема насилия в семье
2.2 Решение проблемы насилия в семье
2.3 Программа жизнь без насилия
2.4 Анализ результатов
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На всех этапах развития общества семья была и остается важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Вместе с тем, на протяжении последних десятилетий ряд объективных и субъективных факторов оказывают как позитивное, так и негативное влияние на состояние семьи, внутрисемейные и детско-родительские отношения. Особую озабоченность вызывает состояние духовного и морального единства семьи, снижение авторитета родителей, культура общения родителей и детей, уровень педагогической культуры родителей.
Значение семьи как первичного социального института в жизни ребёнка трудно переоценить. Именно в семье ребёнок впервые сталкивается с обществом, с его законами, обычаями и правилами. Здесь он впервые осознаёт себя как личность, учиться мыслить, чувствовать, выражать себя во всём многообразии и бесконечности своих человеческих проявлений.
Его первыми и главными учителями, помощниками и проводниками в этой жизни становятся родители. Они определяют его интересы, увлечения, наклонности. Роль родителей в жизни ребёнка невообразимо велика. От того, насколько правильно родители построят свою воспитательную деятельность в отношении ребёнка, будет зависеть всё последующее его отношение к миру, обществу и своей роли в этом обществе.
ГЛАВА 1 СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1.1 Определение понятия «семья», её классификация, функции
В Малом энциклопедическом словаре понятие семьи трактуется как «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» [1, с. 616].
В зависимости от времени и развития семьи как социального института, можно наблюдать различное трактование понятия «семья» от великих преподавателей.
М.И.Демков отмечает, что «семья - это маленький мирок, вызывающий к деятельности все силы, это семейный дом, впервые наполняющий ум, чувство и волю ребёнка определённым содержанием, сообщающий его душе известное нравственное направление. Именно в семье дети познают мир» [3, с. 61].
А. С. Макаренко, в своей «Книге для родителей» приводит следующее определение семьи: «Семья есть коллектив, то есть, такая группа людей, которая объединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем» [5, с. 7].
В.А.Сухомлинский всю свою сознательную жизнь посвятил самому благородному делу на Земле - воспитанию человека. В его книге «Мудрость родительской любви» мы находим следующее определение семьи: «Семья в нашем обществе - первичная ячейка многогранных человеческих отношений - хозяйственных, нравственных, духовно-психологических, эстетических» [6, с. 17].
Глава 2. Исследование проблем в воспитании детей
2.1. Проблема насилия в семье
Детство является таким этапом в жизни человека, когда формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. В современном обществе многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых.
Исследователи отмечают, что в основном эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей - от родителей [М.В. Смагина, А.Г. Филимонова, А.В. Дегтярев]. Насилие - феномен сложный, многоаспектный. Оно изучается различными науками: философией, историей, психологией, социологией, правом и др. В понимании насилия существует два крайних подхода - абсолютистский(широкий) и прагматический (узкий). В широком смысле термин «насилие» обозначает применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям (Н. Аберкромби, Е. Старк, У. Фрейзер и др.).
В узком смысле насилие может трактоваться и как определенные виды действия и бездействия, которые имеют место в рамках различных отношений. Это понятие используется для обозначения случаев физического нападения, когда насилие может принимать различные формы противоправных физических и сексуальных действий. Подобного рода 131 насилие может иметь различные последствия, начиная с ушибов и заканчивая убийством [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, было рассмотрено и исследовано консультирование родителей по воспитанию детей подросткового возраста в семье, были отобраны и апробированы эффективные способы консультирования родителей детей подросткового возраста.
Опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Для успешного взаимодействия педагогов и родителей необходимо единство мотивов.
2. Каждая группа родителей уникальна и для того, чтобы сотрудничество стало эффективным, необходимо досконально изучить потенциал, мотивы и потребности каждой семьи.
3. Необходимо изучать уровень элементарных педагогических знаний и умений у родителей по воспитанию детей.
4. Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются совместные консультации и беседы родителей с детьми.
5. В работе необходим индивидуальный подход к каждой семье.
1. Архиреева, Т. В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника. // Вопросы психологии, 2006. - №3. - 67-77 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.:Прогресс, 1986. - 367 с.
3. Блонский П.П. Насилия над ребенком // Вопросы психол. - 2013. - № 7. - с.38 - 47.
4. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. -240 с.
5. Вердербер, Р Психология общения / Р.Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003. - 93-110 с.
6. Верещагина, Н.В. Особенности работы с семьей и консультирования родителей с образовательными потребностями. // Дошкольная педагогика, 2009. - 29-33 с.
7. Воспитатель Подросткового Образовательного Учреждения. Практический журнал.// М.: Издатель ООО «Творческий Центр Сфера», 2008. - №7. - 13 с.
8. Габдулина, Л.И. Ценностно - смысловые отношения педагогов как детерминанты их профессионального общения. Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия. Материалы международной научно -практической конференции 20-21 мая 1999 г. / Л.И.Габдулина. - Уфа, 1999. - 38 с.
9. Газман О.С. Детско-родительские отношение и ее профилактика. - М.: Сам себе адвокат, 2012.
10. Глуханюк, Н.С. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина. - М.: Академический проект, 2005. - 480 с.
11. Головина, Н.Н. Социально-педагогическая диагностика семейного социума подросткового учреждения: методическое пособие / Н.Н. Головина, С.Ю. Алексеева, А.А. Гумерова. - Йошкар-Ола, 2003. - 24 с.
12. Горянина, В.А. Психологические предпосылки непродуктивности межличностного взаимодействия / В.А. Горянина // Психологический журнал. 1997. - № 6. - 330 с.
13. Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск,1999. - 74 с.
14. Желтонова, Ю.А. К вопросу об условиях достижения взаимопонимания в общении. Сборник научных работ молодых ученых / Ю.А. Желтонова. - Ростов - на -Дону: РГУ, 1999. - Вып. 4. - 650 с.
15. Желтонова, Ю.А. Возможные пути гуманизации отношений в образовании. Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия / Ю.А. Желтонова. -Уфа.: БашГПИ, 1999. - Ч. 1.- 480 с.
16. Зайцев, С.В. Оценка способности воспитателей к децентрации /С.В.Зайцев // Вопросы психологии. 1995. - № 4. - 91-93 с.
17. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 143 с.
18. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
19. Иванов, Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
20. Крайг, Г., Бокум Д. Психология развития. / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
21. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К.Маркова // Советская педагогика, 1990. - №8. 56-59 с.
22. Масару, И. После трѐх уже поздно / [пер. с англ. - Н. Перовой] / И. Масару. - М.: Альпина нон-фикшн, 2011. - 222 с.
23. Минаева, В.М. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов / В.М. Минаева. - М.: Трикста, 2004. - 122 с.
24. Молчанов, С.Г. Исполняем «Стратегию воспитания...до 2025 года» /С.Г. Молчанов // Детский сад от А до Я, 2015. - № 3. - 4-10 с.
25. Молчанов, С.Г. Методики отбора содержания социализации (ОССДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении: пособие для работников подросткового образования. / С.Г. Молчанов - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.
26. Молчанов, С.Г. Эффект Герострата. / С.Г. Молчанов // Аргументы и факты, 2015. - № 42 (1823), 14-20 октября. - 19 с.
27. Муравьева, О.И. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности. ДКПН / О.И. Муравьева. - Томск, 2001. - 158 с.
28. Мягер, В.К., Мишина, Т.М. Семейная психотерапия: Руководство по психотерапии. - Л.: Медицина, 1979. - 297-301 с.
29. Мясищев, В.А.Психология отношений / В.А. Мясищев. - М.: Модэк, 1995. - 356 с.
30. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога», «Просвещение», «Учебная литература», Москва, 1996г. – 214 с.
31. Спирина И.В. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение 2013. 75с.