ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы жить и обеспечивать продолжение своего рода, человеку необходимо удовлетворять свои потребности. Мир потребностей человека включает в себя множество различных противоречий между имеющимся и желаемым состоянием, между достигнутым комфортом и опасностью его потерять. В совокупности это побуждает человека к активной деятельности. Каждый день жизни создает новые потребности. Появление одних потребностей диктуется производственной необходимостью, другие возникают в силу сложившихся в обществе обычаев и привычек. Они меняются и умножаются и в каждый данный момент их максимальное число должно быть удовлетворено. Для цивилизованного общества идеалом выступает человек с развитыми потребностями.
Всем известно, что человеческие потребности безграничны и неутолимы, однако процесс их реализации наталкивается на ограниченность, в том числе и редкость экономических ресурсов. Например, запасы многих природных ресурсов находятся в дефиците, а некоторые из них сохранились в небольшом количестве, а, следовательно, их использование и сокращение нужно тщательно отслеживать, ведь в будущем их отсутствие может привести к необратимым пагубным последствиям. В связи с ограниченностью ресурсов общество вынуждено дифференцировать потребности, выбирая наиболее важные и удовлетворяя их в первую очередь, и экономить на тех потребностях, удовлетворение, которых можно отложить, которые не представляют особой ценности. Эта проблема является наиболее актуальной в настоящее время, ведь перед человеком, зачастую, стоит вопрос: как же максимально удовлетворить большее количество потребностей, используя при этом меньшее количество ресурсов? Для того чтобы решить этот вопрос, человеку необходимы знания о том, как эффективно и рационально использовать экономические ресурсы. То есть необходимо создание нормальных условий для удовлетворения потребностей общества, что и является главной целью национальной экономики.
Основной целью работы является исследование теоретических и практических основ рационального распределения и эффективного использования ресурсов для максимального удовлетворения потребностей общества.
В соответствии с поставленной целью были выявлены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть и изучить теоретические основы ресурсов и потребностей, их классификации;
2) охарактеризовать ресурсную базу Республики Беларусь.
1 ПОТРЕБНОСТИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1 Сущность и виды потребностей
Потребность – это испытываемая нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизни и нормальной деятельности человека, его развития как личности. Иными словами, потребность – есть желание, осознание необходимости совершения какого-то действия, приобретения определенных благ. С учетом конечного предназначения потребность выступает как объективное условие жизни, как непосредственное выражение этих условий.
Также потребность проявляется как состояние неудовлетворенности, из которого человек стремится выйти как можно быстрее, либо как состояние удовлетворенности, которое, наоборот, человек желает для себя продлить. Человек, при отсутствии условий для реализации потребностей, может подавлять их, в некоторых случаях потребности являются взаимозаменяемыми, в некоторых – взаимодополняемыми, также к потребностям относят не только полезные, но и вредные для здоровья, в силу сложившихся вредных привычек, блага [1, с. 35].
Потребности весьма разнообразны и в зависимости от интересов, способов удовлетворения, источников побуждения могут подразделяться на различные группы и виды, классифицироваться по самым разным принципам. Однако есть отработанные человечеством общие принципы классификации потребностей, которые не связаны со средой обитания человека, условиями труда, отдыха. Они возникают сами собой, но подчинены ритму жизни человека. Это первичные или биологические потребности, являющиеся элементарными физическими потребностями человека (пища, кров, лечение). Первичные потребности – это жесткие, не отменяемые потребности которые постоянно воспроизводятся и сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Их удовлетворение определяется инстинктом самосохранения человека, ведь в случае неудовлетворения этих потребностей человека ждет голодная смерть или болезни, что может привести к деградации человека как личности [3, с. 74].
Существуют также и вторичные потребности или социальные высшие, охватывающие все стороны жизнедеятельности человека. Эти потребности связаны с дальнейшим развитием и совершенствованием человека, с формированием его способности к труду, его человеческого капитала. К ним относятся духовные потребности, например чтение, занятие спортом, путешествия, просмотр научных и развлекательных программ и
многое другое. Вторичные потребности взаимозаменяемы и отменяемы, также они более эластичны и изменяемы во времени, чем первичные потребности [1, с. 37].
2 РЕСУРСЫ И ИХ ОГРАНИЧЕННОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ
2.1 Понятие и виды экономических ресурсов
Огромное значение в экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, структуру, темпы, и масштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. Можно сказать, это вид благ, который может быть использован для производства других благ. Поэтому нередко их называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста[7, с. 201].
Итак, экономические ресурсы – это совокупность возможностей, имеющихся в распоряжении общества и необходимых для производства товаров и услуг [4, с. 76].
Среди экономических ресурсов можно выделить следующие группы:
• трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения страны, которая может быть включена в производство различных благ, способная приобрести специальность либо повысить квалификацию (обычно это население в возрасте от 16 до 54-59 лет, исключая инвалидов I и II группы);
• инвестиционные ресурсы(капитал) – совокупность различных инструментов, оборудования, машин, складских помещений, транспортных средств, необходимых для создания товаров и услуг и их доставки к конечному потребителю. Процесс производства и накопления капитала называется инвестированием;
• финансовые ресурсы – валютные резервы и запасы благородных металлов, денежные сбережения домашних хозяйств и предприятий;
• природные ресурсы – компоненты природной среды, представленные запасами полезных ископаемых, плодородием почвы, которые могут быть использованы в качестве средств производства или предметов потребления. Они в свою очередь включают земельные, водные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира, солнечную энергию, энергию приливов и отливов;
• информационные ресурсы – совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивных данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении. В современном обществе информационные ресурсы определяют не только экономическую, но и политическую, и военную мощь их владельца. Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел как раз именно этот фактор, который называют по-разному – технология, научно-технический прогресс, наука, информация, знания;
3 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И РЕСУРСОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Ресурсы и политика в условиях глобализации
В начале XXI в. остро стоит проблема ресурсной обеспеченности дальнейшего процесса глобализации. Под природными ресурсами в этом случае понимают компоненты природной среды, используемые для удовлетворения материальных и нематериальных (культурных, информационных и др.) потребностей человечества и способные приносить доход (ресурсную ренту). Ресурсная напряженность может возникать при самых различных условиях. Например, в наше время, по мнению ряда исследователей, недостаточны генетические ресурсы человечества. Местами они близки к исчерпыванию, и наблюдается генетическое вырождение (разрушение генофонда). Одним из самых дефицитных является ресурс времени: человечество не успевает реагировать на производимые им самим же изменения среды [5, с. 145].
Ресурсы общего экологического баланса планеты (атмосферный воздух, планетарные запасы воды (в том числе пресной), озоновый слой, биологическое разнообразие земной биосферы, благоприятный для жизни климат и др.) близки к исчерпанию и требуют к себе повышенного внимания. Последнее обстоятельство вызывает особую озабоченность, поскольку подрываются основы удовлетворения «глобальных экологических благ», от которых зависит экосистема планеты жизни человечества, а также невозможна конкуренция в их потреблении между странами и поколениями.
Стихийные рыночные механизмы часто оказываются неэффективными для предотвращения загрязнения воздуха и воды, уменьшения биоразнообразия. Для современного рынка характерны серьезные «провалы» в механизмах природопользования как совокупности всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала. Поэтому мировое сообщество создает специальные механизмы для предотвращения или компенсации негативных последствий внешних эффектов. Примером такого механизма является Глобальный экологический фонд, образованный Программами ООН по развитию и окружающей среде и Всемирным банком для смягчения глобальных экологических проблем: глобального изменения климата, сохранения биоразнообразия, охраны международных вод и сохранения озонового слоя. Проблемой в сохранении глобального экологического баланса является недостаточная координация усилий стран в этом направлении [1, с. 173].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного анализа информации и исследования можно сделать множество выводов, касающихся работы:
• потребность – это испытываемая нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизни и нормальной деятельности человека, его развития как личности; это желание, осознание необходимости совершения какого-либо действия, приобретения определенных благ; это то, что побуждает к активной деятельности, а, следовательно, и является двигателем прогресса всего общества;
• ресурсы – это совокупность возможностей, имеющихся в распоряжении общества и необходимых для производства товаров и услуг, которые, в сою очередь, и предназначены для удовлетворения потребностей человека;
• в условиях быстрого развития и повсеместного внедрения компьютерных технологий потребности развиваются, преобразуются, меняются, умножаются и в каждый данный момент их максимальное число должно быть удовлетворено, однако сталкиваясь с проблемой ограниченности ресурсов, человеку приходится экономить, и следить за рациональным и эффективным использованием ресурсов;
• практический анализ ресурсной базы Республики Беларусь показал, что во многом страна обеспечивает себя собственными природными и трудовыми ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения различных потребностей общества, например, для ускорения темпов развития экономики, повышения жизненного уровня населения, укрепления обороноспособности и т.п. Следовательно, рациональное использование имеющихся ресурсов является одной из важнейших функций государства, ориентирующегося на устойчивое развитие. При этом рациональное использование означает выделение на каждую общественно значимую цель такого количества ресурсов, чтобы общий уровень удовлетворения конкурирующих потребностей в совокупности был наиболее предпочтительным из всех возможных вариантов. Объем ресурсов, выделяемых на достижение определенной цели, следует увеличивать только до тех пор, пока результаты оправдывают затраты; когда же использование этих ресурсов на другую цель обеспечивает более предпочтительные результаты, необходимо срочно изменить приоритеты.
1. Амосова, В. В., Гукасьян, Г. М. Экономическая теория. – Москва,2014. – 736 с.
2. Антонов, А.А «Экономические законы» Журнал IP-NALOG № 7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipnalog.ru/. – Дата доступа: 17.03.2018.
3. Базылев, Н. И., Базылева, М. Н. Экономическая теория: учебное пособие / М. Н. Базылева, Н. И. Базылев. – 2-ое изд. –2005.– 637 с.
4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2001. – 895с.
5. Грязнова, А. Г., Соколинский, В. М. Экономическая теория: учебное пособие. – Москва, 2014. – 464 с.
6. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики : учеб. пособие для студентов вузов по дисц. «Экономика» / А. В. Сидоровичи [др.]; рук. авт. кол. и науч. ред. А. В. Сидорович. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва, 2007. – 1035 с.
7. Лемешевский, И. М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс : учеб.-метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по экон.спец. – 5-е изд. – Минск, 2012. – 493 с.
8. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/. – Дата доступа: 17.03.2018.
9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://ecoedu.iseu.by/.– Дата доступа: 17.03.2018.
10. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учебное пособие / Шимов В.Н., Александрович Я.М.; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн. БГЭУ, 2005. –844 с.
11. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой – Москва, 2014. – 848 с.
12. Экономическая теория : учебное пособие для студентов высших учеб. заведений по экон. спец. / А. В. Бондарь и [др.] ; под общ. ред.А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011. – 365 с.