ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития производственного процесса одной из важных составляющих конкурентоспособности предприятия является качество производимой товарной продукции или оказываемых услуг. Конкурентоспособность товара в условиях развивающейся рыночной экономики является одним из объектов, на который направлено основное внимание менеджеров всех уровней управления на предприятии. Наиболее существенным фактором, влияющим на повышение конкурентоспособности, является действующая система менеджмента качества.
Основной проблемой в сфере качества является выбор системы управления качеством, а также правильное определение целей и задач системы контроля качества. Также стоит отметить, что руководство многих предприятий и организаций рассматривает процесс управления качеством как отдельную систему, которая необходима лишь на начальной стадии разработки и утверждения производства.
Между тем контроль качества должен осуществляться постоянно и оперативно для оптимизации производственного процесса, качества выпускаемой продукции и для возможности быстро и четко реагировать на изменения производственного процесса и требований к нему.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждая организация стремиться к максимизации прибыли. Данная прибыль получается в результате продаж продукции, товаров и услуг, которые предоставляет и изготавливает организация. Главным критерием при покупке для потребителей является качество продукции и цена. Поэтому все организации стремятся к оптимальному соотношению «цена-качество».
В условиях рыночных отношений в любых организациях и предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей.
Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Экономическое благополучие предприятий различной формы собственности во многом определяется именно высоким качеством выпускаемой продукции. Управление качеством – настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.
Проблема качества продукции и услуг является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам. Разработка мероприятий и предложений, направленных на повышение качества продукции, имеют важное значение, позволяющее предприятию не только стабильно работать, но и динамично развиваться. Решение проблемы качества является неотъемлемым элементом стратегии развития современных компаний.
Качество продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблем повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов ресурсного обеспечения служб управления качеством продукции на предприятии, а также разработка мероприятий по его совершенствованию.
Для реализации этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и содержание достижении высокого качества на предприятиях;
- проанализировать систему управления качеством ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК».
Объектом изучения данной курсовой работы выступает ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК». Предмет исследования данной работы протекающий на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» процесс управления качеством продукции.
Тема работы, ее цели и задачи определили методологию исследования: в курсовой работе использовались метод анализа и синтеза, индукция и дедукция, системный анализ, сравнительный, сопоставлений и другие.
При написании курсовой работы использовались действующие законодательные и нормативные акты, учебная литература, материалы периодических изданий, а также отчетные данные ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК».
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Теоретические аспекты достижения высокого качества на предприятиях
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-9004-1) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества» [18, c. 21].
Говоря о характеристике взаимосвязи между качеством функционирования предприятий и уровнем их конкурентоспособности, необходимо учитывать следующие моменты.
Во-первых, качество функционирования предприятия как сложной социально-экономической системы нельзя сводить только к качеству выпускаемой этим предприятием продукции, т.е. привязывать к целям одной (хотя и очень важной) из заинтересованных в деятельности предприятия социальных групп – группы потребителей продукции. Конкурентоспособность предприятия предполагает достижение целей одновременно многих заинтересованных в деятельности этого предприятия субъектов: потребителей, поставщиков, менеджмента, работников этого предприятия, общества в целом.
Во-вторых, несмотря на то, что само по себе качество функционирования предприятия, рассматриваемое в качестве фактора его конкурентоспособности, является абсолютной характеристикой, в то же время уровень этого качества должен определяться как относительный параметр, проявляющийся в условиях конкурентного взаимодействия предприятия с агентами внешней среды [9, с. 45].
В немонопольных условиях заинтересованные в функционировании предприятия социальные группы всегда могут обеспечить достижение собственных целей посредством других, альтернативных производственных систем. Поэтому высокий уровень качества функционирования предприятия реально наблюдается только тогда, когда такое функционирование позволяет удовлетворять различные социальные потребности на более высоком уровне, нежели это могут сделать конкуренты. Таким образом, говорить о качестве функционирования предприятия, не учитывая комплекс существующих альтернатив, принципиально невозможно.
В-третьих, качество функционирования предприятия обязательно должно рассматриваться как системная характеристика, интегрирующая в своих рамках качественные параметры отдельных элементов, уровней и процессов, формирующих структуру деятельности рассматриваемого предприятия.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ОАО «БМЗ – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БМК»
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»
Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод» с конца августа 2012 г. переименовано в Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» (далее – БМЗ), которое относится к классу мини-заводов. «БМЗ» – это территориально компактное предприятие, расположенное на одной промышленной площадке (245,0165 га) в г.Жлобин. 100% акций БМЗ принадлежат государству в лице Министерства промышленности Республики Беларусь.
Контракт на проектирование и строительство завода и всей необходимой инфраструктуры был заключен 19 марта 1982 г. с австрийской фирмой VOEST-ALPINE AG и итальянской фирмой DANIELI. Разработка проекта, поставка комплектного оборудования, строительство и разработка технологии осуществлялись при участии 30 фирм Германии, Италии, Швеции, Венгрии и других стран с учетом новейших мировых достижений науки и техники. Днем рождения завода считается 15 октября 1984 г. – день выплавки первой стали.
Все производство осуществляется на единой производственной площадке в Республике Беларусь, что позволяет получать экономию на масштабе и выпускать продукцию с низкими издержками. Широкий набор производственных мощностей позволяет гибко формировать производственные потоки с учетом рыночной конъюнктуры и поддерживать стабильные объемы сбыта в течение длительного периода.
Предприятие структурно состоит из двух основных производств – металлургического (сталеплавильного и прокатного) и метизного, цехов инфраструктуры и подразделений управления жизнедеятельностью предприятия. В состав сталеплавильного производства входят: копровый цех, два электросталеплавильных цеха и цех технологического автотранспорта. Прокатное производство представлено сортопрокатным це- хом № 1, имеющим три разнопрофильных прокатных стана, сортопрокатным цехом № 2 и трубопрокатным цехом. В каталог продукции завода входят такие ее виды, как непрерывнолитая и горячекатаная заготовка, прокат фасонный, сортовой, арматурный для железобетонных конструкций, заготовка трубная, катанка стальная, металлокорд, горячедеформированная бесшовная труба, фибра стальная анкерная, волновая и микрофибра, проволока стальная различного назначения.
Основными регионами экспорта в 2016 году стали рынки стран Европы и рынок Российской Федерации. На данные регионы приходится 77,3 % от всей экспортируемой металлопродукции. За 12 месяцев 2016 г. продукция поставлялась в 56 стран, включая Беларусь. За весь период работы ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» осуществляло поставки продукции в 117 стран. Темп роста в натуральном выражении составил 104,1 %, в стоимостном выражении – 76,4 %.
На основе данных финансовой отчетности за 2014 – 2016 гг. рассмотрим основные экономические показатели деятельности работы ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» (таблица 2.1).
По данным финансовой отчетности, в 2015 г. отмечен рост производства продукции без налогов из выручки в фактических ценах на 319548 тыс р., или 13,14 %, а в 2016 г. снижение составило 58088 тыс р., или 3,42 %. Выручка от реализации продукции в фактических ценах в 2015 г. выросла на 530569 тыс р., или 34,84 %, в 2016 г. – на 163485 тыс р., или 7,96 %.
Себестоимость произведенной продукции в 2015 г. выросла на 480695 тыс р, или 31,79%, а в 2016 г. снизилась на 63465 тыс р., или на 3,18 %. Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в 2015 г. увеличилось на 1,7 п.п. и составило 31,3 % при нормативе в 35 %, в 2016 г. произошло снижение на 3,8 п.п., и составило 27,5 % при нормативе в 30 %. В 2014 – 2016 гг. внешнеторговое сальдо организации сохранило положительный размер, но наметилось его снижение: в 2015 г. он составил 6 п.п., в 2016 г. – 41,64 п.п., при этом импорт вырос на 18,0 и 26,5 п.п. соответственно.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОАО «БМЗ – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БМК»
3.1 Внедрение системы премирования работников сектора контроля готовой продукции
Как показал проведенный анализ, ключевым проблемным местом в организации контроля кaчества продукции на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» является контроль качества готовой продукции. Поэтому в первую очередь необходимо обеспечить повышение эффективности процесса контроля кaчества на данном участке, что может быть достигнуто за счет оптимизации работы с персоналом, ответственным за контроль качества на предприятии.
Одним из основных инструментов воздействия на персонал является заработная плата. Но в современных условиях хозяйствования существующая повременно-премиальная система оплаты и стимулирования труда работников большинства подразделений на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК», на наш взгляд, не в полной мере стимулирует работников на выполнение их должностных обязанностей в полном объеме.
Такая система оплаты труда рабочих, по сути, не зависит от эффективности деятельности предприятия и, в частности, от соотношения качества продукции, организации его контроля и среднемесячной заработной платы, и поэтому не может снижать негативное влияние внешних и внутренних факторов, что, в конечном итоге, приводит к перерасходу фонда оплаты труда.
Поэтому непосредственно для работников сектора контроля готовой продукции центральной лаборатории контроля за качеством продукции
ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК», от эффективности выполнения обязанностей которых напрямую зависят результаты выходного контроля качества продукции, можно предложить следующий подход к организации премирования и выплаты заработной платы. Максимальная величина премий и надбавок может быть установлена на уровне 70% от оклада. Эта величина будет складываться из надбавок, предусмотренных действующим законодательством (за стаж, за работу во вредных условиях труда и т.д.), и собственно премии.
Премиальный фонд, таким образом, будет формироваться из расчета 70% от оклада за минусом предусмотренных сотруднику надбавок. Количество сотрудников отдела невелико, а стаж работы каждого, равно как и другие предусмотренные его должностью и условиями труда надбавки, не являются секретом, что позволит легко реализовать процедуру расчета величины премиального фонда каждого сотрудника даже в MS Excel.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным показателем деятельности промышленных организаций является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению сумму прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Уровень качества продукции – это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. За базовые могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов продукции, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами. Для оценки уровня качества продукции применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.
Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод» с конца августа 2012 г. переименовано в Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» (далее – БМЗ), которое относится к классу мини-заводов. «БМЗ» – это территориально компактное предприятие, расположенное на одной промышленной площадке (245,0165 га) в г.Жлобин. 100% акций БМЗ принадлежат государству в лице Министерства промышленности Республики Беларусь.
Рентабельность реализованной продукции в 2014 г. составила 7,04 %, в 2015 г. ввиду убытка в размере -211743 тыс р. она составила -10,97 %, в 2016 г. при прибыли в 9757 тыс р., рентабельность составила 0,49 %. Рентабельность продаж при этом составила 7,04 %, -12,78 % и 0,44 %, что говорит о сложной финансовой ситуации, связанной со снижением цен на продукцию на рынках сбыта. В 2015 г. была завершена пятилетняя программа модернизации организации, в связи с этим в этом году отмечен значительный рост инвестиций в основной капитал – 170598 тыс р, или 242,57 %, в 2016 г. отмечен резкий спад инвестиций на -197415 тыс р., или 68,01 %.
Как показал проведенный анализ, ключевым проблемным местом в организации контроля качества продукции на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» является контроль качества готовой продукции. Поэтому в первую очередь необходимо обеспечить повышение эффективности процесса контроля качества на данном участке, что может быть достигнуто за счет оптимизации работы с персоналом, ответственным за контроль качества на предприятии.
Реализация мероприятия по внедрению стимулирующей системы премирования для работников сектора контроля готовой продукции ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» не только экономически выгодна, но и позволит обеспечить и стимулировать постоянное саморазвитие персонала организации, что повысит эффективность организации контроля качества готовой продукции на предприятии.
Мероприятие по совершенствованию управления качеством продукции за счет внедрения программного обеспечения по учету производственного брака позволит предприятию:
оптимизировать затраты на оплату труда инженера по качеству, что обеспечит экономию фонда оплаты труда на 498,6 руб. в год;
рационализировать труд инженера по качеству, автоматизировав часть типовых процедур, что снизит годовую трудоемкость выполняемых работ на 372 ч;
Эффективность и целесообразность предлагаемого мероприятия подтверждается приемлемым сроком окупаемости, который составит 2,6 лет, т.е. принесет дополнительный доход предприятию на третий год его реализации.
1. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
2. Азгальдов, Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) / Г. Г. Азгальдов. – М.: Экономика, 2012. – 256 с.
3. Аксенова, Г.И. Внутренний аудит системы менеджмента качества. Количественная оценка процессов / Г. И. Аксенова, Г.М. Аксенова // Технологический аудит и резервы производства. – 2013. – № 1(12). – С. 3 – 6.
4. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб.пособие / А.И. Алексеева [и др.]. М.: КНОРУС, 2015. – 688 с.
5. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 372 с.
6. Варгина, М.К. Направления совершенствования работ по управлению качеством в регионах мира / М.К. Варгина // Сертификация. – 2014. – №1.– С. 10–19.
7. Версан, В.Г. Интеграция управления качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития / В.Г. Версан // Сертификация. – 2014.– №3. – С. 3–8.
8. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для студентов вузов / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. – 480 с.
9. Гиссин, В.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие для вузов / В.И. Гиссин. – Ростов нД: Феникс, 2014. – 256 с.
10. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.2-е издание, переработанное и дополненное / Е. П. Голубков. – М.: Финпресс, 2010. – 464 с.
11. Драгун, Н.П. Менеджмент качества: Лекция Н.П. Драгун, ГГТУ им. П.О. Сухого, 2013. – 4 с.
12. Калиновская, Т.Н. Сапилов, Е.В. Седлов П.А. Качество продукции М. Экономика, 2010. – 41 с.
13. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона / Пер. с англ. А. Раскина. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2015. — 280 с.
14. Коледенков, Д. Менеджмент качества – панацея или реальный инструмент конкурентоспособности / Д. Колесников // Менеджмент качества. – 2014. – № 4. – С. 19-23.
15. Комплексное управление качеством на предприятии / В. Ситко, Р. Маик, Е. И. Мешайкина // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 1. – C.111-116.
16. Корешков, В. Основные направления работы в области качества продукции и услуг в РБ / В. Корешков. // Директор. – 2015. – № 1. – C.41-48.
17. Лобан, Л. А. Экономика предприятия: учеб.-метод. пособие / Л. А. Лобан. – Минск: ЗАО «Веды», 2011. – 280 с.
18. Мазур, И.И. Шапиро, В.Д. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 4-е изд., стер. – М.: Омега – Л, 2013. – 400 с.
19. Минин, Б.А. Уровень качества. – Минск: «Издательство стандартов», 2011. – 25 с.
20. Мишин, В.М. Управление качеством: учеб. пособие / В.М. Мишин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. — 463 с.
21. Немогай, Н. В. Управление качеством: учеб.-метод. комплекс / Н. В. Немогай, Н. В. Бонцевич, В. В. Садовский. – Гомель: ЦИИР, 2010. – 228с.
22. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики / В.Ю. Огвоздин. — 6-е издание. — М.: Дело и Сервис, 2014. — 304 с.
23. Ребрин, Ю.И. Управление качеством: учеб. пособие / Ю.И. Ребрин. – Таганрог : Изд-во ТРГУ, 2014. – 591 с.
24. Рыжков, Н.И. Управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования / Н.И. Рыжков. – М. : Изд–во стандартов, 2012. – 167 с.
25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., искр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 330 с.
26. Салимова, Т.А. Управления качеством: учебник / Т.А. Салимова, Н.Ш. Ватолкина. – М.: Омега-Л, 2013. – 414 с.
27. Системы менеджмента качества: учеб. пособие / сост. Т.Ю. Шкарина, Е.В. Капинус. – Владивосток: Издат. дом Дальневост. федерал. ун-та, 2013. – 225 с.
28. Харрингтон, Дж. Управление качеством в американских корпорациях: учеб. пособие / Дж. Харрингтон. Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 2014. – 472 с.
29. Шевчук, Д.А. Управление качеством: учебное пособие - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. – 216 с.
30. Яшева, Г. А. Как оценить конкурентоспособность товара / Г. А. Яшева. // Маркетинговое образование. – 2015. – №1. – С. 20-25.