РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ
1.1 Роль и значение конкурентоспособности в современной экономике
1.2 Методы оценки конкурентоспособности отрасли
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧУП «ОНРЕП»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
2.3 Оценка уровня конкурентоспособности предприятия и отрасли
ГЛАВА 3 ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧУП «ОНРЕП»
3.1 Рассылка буклетов
3.2 Совершенствование организационной культуры как фактора повышения трудовой мотивации
3.3 Внедрение системы Terrasoft CRM для автоматизации процессов сбора, анализа информации о клиентах и сделках, организации внутренних процессов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «конкурентоспособность отрасли» в системе иерархии уровней управления (предприятие, отрасль, регион, государство): уровень конкурентоспособности отрасли для более низшего уровня иерархии (предприятие, товар) выступает в качестве фактора внешнего конкурентного преимущества, а для верхнего уровня иерархии (регион, государство) — в качестве внутреннего конкурентного преимущества.
Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нес технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей.
Неотъемлемым условием достижения конкурентоспособности в современных условиях является такой аспект стратегического управления как стратегический позиционный анализ компании. Реализация данного инструмента сможет укрепить позиции предприятия на рынке, сформировать положительный образ у потребителей и выгодно выделить среди конкурентов.
Вопросы разработки методологии стратегического позиционного анализа и управления конкурентными позициями разных объектов представлены работах как заграничных ученых-экономистов: Ф. Котлера, М. Портера, А. Томпсона, И. Ансоффа, Г. Асселя, так и отечественных исследователей: В.И. Герасимчука, И.Л. Решетниковой, Е.М. Азаряна. Непосредственно анализу конкурентных позиций в отрасли посвящены труды таких российских ученых, как А.П. Градова, Н.К. Моисеева, Н.Е. Симеонова, Р.А. Фатхутдинова, А.Д. Юданова, Е.П. Пешкова, Г.Л. Багиева и других.
Несмотря на достаточную проработку вопросов управления конку-рентными позициями предприятия в теории и практике, есть ряд проблем, которые остаются предметом дискуссии и обсуждения ученых-экономистов. Так, в большинстве научных работ отечественных и заграничных ученых используется универсальный подход при рассмотрении роли конкурентных позиций предприятия с учетом усиления отраслевой конкуренции. При этом недостаточно систематизированы понятия и проработана методология для изучения уровня конкурентоспособности предприятия, как самого главного инструмента усиления позиций в конкурентной борьбе, слабо исследованы вопросы разработки и практического использования количественного под-хода для оценки результатов управления конкурентными преимуществами.
Объект исследования – конкурентоспособность отрасли.
Предмет исследования – оценка уровня конкурентоспособности отрасли и предприятия на примере ЧУП «Онреп».
Цель исследования – разработка направлений повышения конкурентоспособности ЧУП «Онреп».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ
1.1 Роль и значение конкурентоспособности в современной экономике
Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г. Л. Азоевым, А. Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.
На наш взгляд, для определения понятия «конкурентоспособность» следует рассмотреть следующие вопросы:
– какие составляющие экономической системы имеют свойство конкурентоспособности;
– каковы признаки, присущие конкурентоспособности как экономической категории;
– какие задачи необходимо решить в процессе анализа конкурентоспособности экономических объектов;
– какие методы целесообразно использовать при оценке конкурентоспособности экономических объектов [4, c. 15].
Относительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности привело к тому, что в настоящее время нет общепринятого определения конкурентоспособности, и эта концепция интерпретируется в зависимости от объекта (объектов), к которому он относится.
В наиболее общей форме конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с подобными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей [17, c. 19].
Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях (Таблица 1.1).
Наиболее изученной является конкурентоспособность товаров. В то же время, в большинстве работ эта концепция, в первую очередь, связана с качеством продукта. Одной из первых работ в этом направлении является монография М. Г. Долинской и И. А. Соловьева, в которой авторы дают следующее определение конкурентоспособности продукта: это «характеристика продукта, отражающая его отличие от продукта конкурента, конкретную общественную потребность и стоимость ее удовлетворения» [11, с. 8].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧУП «ОНРЕП»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Частное унитарное предприятие «ОНРЕП» зарегистрировано в реестре субъектов хозяйствования с 2015 г. Предприятие достаточно молодое, тем не менее, оно является единственным предприятием на территории Республики Беларусь, которое занимается регулированием онлайн репутации своих клиентов.
Предприятие ЧУП «ОНРЕП» имеет самостоятельный баланс и действует на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования.
Директором и собственником имущества ЧУП «ОНРЕП» является его учредитель Шелест Дмитрий Валерьевич. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель пред-приятия не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Предметом деятельности предприятия является разработка и торговля информационными услугами. Информационная услуга ОНРЕП заключается в протекции частной жизни клиентов посредством удаления их персональных данных с поисковых сайтов и информационных баз дата брокеров. Дата брокеры - это компании, которые собирают личную и потребительскую информацию из различных источников для создания подробных онлайн про-филей людей. Эти компании потом продают накопленную личную информацию в виде готовых профилей другим компаниям или физическим лицам.
Услуга, предоставляемая ОНРЕП, направлена на рынок США. Актуальность услуги на американском рынке обусловлена особенностями законодательства страны. Деятельность дата брокеров - это целая отрасль, которая не имеет прямого правового регулирования. Нет законодательных актов в отношении сбора персональных данных и прав граждан на её удаление. Также нет законов, требующих от брокеров сохранения конфиденциальности данных потребителей, если только эти данные не используются для проверки кредитной истории, трудоустройства, страхования, приобретения жилья, или других подобных целей. Следовательно, возникает острый вопрос о защите частной жизни и онлайн репутации граждан США.
ОНРЕП, в свою очередь, предлагает уникальное решение по удовлетворению данной потребности, а также социального запроса американского гражданского общества. Для предоставления услуги программисты ОНРЕП систематически разрабатывают программное обеспечение, начиная от разработки сайта, заканчивая программными надстройками для пользовательского интерфейса. Разработанные программные продукты позволяют находить профайлы пользователей с их личной информацией и удалять их автоматически, либо автоматизировано.
Проанализируем хозяйственную деятельность ЧУП «Онреп» за 2015-2016 гг. (таблица 2.1).
ГЛАВА 3 ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧУП «ОНРЕП»
3.1 Рассылка буклетов
Анализируя деятельность ЧУП «Онреп», можно сделать следующий вывод – предприятие имеет будущее и способно конкурировать.
Анализируя свои позиции, организация решает вопрос о собственном позиционировании, однако, необходимо более настойчивое предложение самих товаров и ее имиджа, которое позволит целевому сегменту рынка: четко понять содержание предложения и репутацию организации и понять ее отличие (преимущество) от конкурентов. Позиционирование даст возможность определить характер восприятия ЧУП «Онреп» целевыми покупателями.
Но для определения положения товара на рынке необходимо понимание того, как потребители, к которым организация обращается, определяют для себя ценность, на чем основывается их выбор с учетом предложения конкурентов, оценивать внешнюю среду предприятия. Что касается завоевания лидерства по показателям качества продуктов, то предприятие может и должно поставить себе цель.
Рассылка по почтовым ящикам – малобюджетный вид рекламы, отличающийся высокой эффективностью.
Впрочем, любой из нас оказывался в ситуациях, когда реклама в лифтах кажется неуместной, а листовки в почтовом ящике раздражают. Бывают и прямо противоположные ситуации – информация, полученная таким образом, приходится очень кстати и экономит наше время.
Что же делает данные виды рекламы эффективными или, напротив, не интересными? Конечно же, в первую очередь, это зависит от востребованности данной услуги или товара и ее стоимости. Другой, не менее важный фактор – правильный выбор рекламной фирмы. В этом случае оцениваются такие объективные и субъективные факторы, как качество распространения, правильность выбора сроков доставки и объема тиража. Отдельно надо упомянуть так же качество полиграфии, вернее разработку запоминающегося, приятного глазу, дизайна и высокое качество исполнения.
В том случае, если эффект от рекламной кампании ожиданий не оправдывает, заказчики, как правило, начинают анализ результатов с качества до-ставки. И в этом они абсолютно правы. На Западе рассылка по почтовым ящикам осуществляется обычным способом, через отделения связи. Каждый рекламный буклет или листовка передаются потребителю в конверте, наравне с другой корреспонденцией. В случае с Республикой Беларусь, это невозможно уже потому, что будет стоить слишком дорого. К тому же, учитывая качество работы почтовых служб, никто не даст гарантий относительно того, сколько рекламных рассылок реально дойдет до потребителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность - это свойство объектов, которое характеризует степень удовлетворения любой потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на этом рынке, т. е. это способность товара удовлетворять требованиям рынка и потребностям клиентов. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством продукта, а с другой - его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность также оказывают мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
Концепция конкурентоспособности является очень важным критерием, характеризующим возможность существования предприятия на рынке.
Конкурентоспособность - это полное удовлетворение совокупных потребностей рынка в продуктах, обеспечивающих определенную норму при-были.
Важнейшим источником конкурентного преимущества некоторых предприятий для других является производство самого высокого качества, а также предоставление лучших услуг.
Конкурентоспособность - одна из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Само понятие конкурентоспособности по отношению к любому предмету, которое оно считается, означает способность данного субъекта (потенциального и / или реального) противостоять конкуренции.
Предметом деятельности ЧУП «Онреп» является разработка и торгов-ля информационными услугами. Информационная услуга ОНРЕП заключается в протекции частной жизни клиентов посредством удаления их персональных данных с поисковых сайтов и информационных баз дата брокеров. Дата брокеры - это компании, которые собирают личную и потребительскую информацию из различных источников для создания подробных онлайн профилей людей. Эти компании потом продают накопленную личную информацию в виде готовых профилей другим компаниям или физическим лицам.
Наблюдается рост выручки от реализации продукции в действующих ценах в 2016 году на 47,49%. В 2015 году в стране наблюдался резкий рост цен, что соответственно сказалось на данном показателе. Себестоимость реализованной продукции осталась неизменной и равной 129, 15 тыс. руб. В качестве положительного момента необходимо отметить рост показателей рентабельности, что в свою очередь характеризует рост эффективности деятельности организации. Рост рентабельности объясняется тем, что расходы организации в 2016 году росли более низкими темпами, чем доходы. Итоговая рентабельность в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилась на 25,23%, за анализируемый период на 16,38%. Однако рентабельность продаж в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилась на 22,24%, за анализируемый период на 23,39%. Рентабельность капитала в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилась на 7,99%. Рентабельность экономических ресурсов в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилась на 51,82%.
1. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. – М.: ОАО «Типография НОВОСТИ», 2011. - 256 с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф – М.: Экономика, 2011. – 356 с.
3. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности. / М. Ахматова, Е. Попов. // Маркетинг. – №4. – 2013. – С. 25-38.
4. Беленов, О. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность промышленных предприятий: Подходы, анализ, опенка / О. Беленов, В. В. Долгих. – Воронеж; Изд-во ВГУ, 2014 – 80с.
5. Белоусов, В. И. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. И. Белоусов // Менеджмент в Рос¬сии и за рубежом. – 2011. – №5. – С 23-29.
6. Воронов, А. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны медали. / А. Воронов. // Человек и труд. – 2012. – №12. – С.66-69.
7. Гарбацевич, С. Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. – Мн. Акад. Упр. При Президенте., 2012. – 20 с.
8. Голубков, Е. П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – №2. – С.27-43.
9. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2011. – 704 с.
10. Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген. – М.: Высшая школа, 2012. – 64 с.
11. Долинская, М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. – М.: Издательство стандартов, 2011. – 342 с.
12. Дурович, А. П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А. П. Дурович. – М.: Новое знание, 2014. – 512 с.
13. Емельянов, С. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества / С. Емельянов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – №1. – с.107-116.
14. Золотогоров, В. Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В. Г. Золотогоров – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2013. – 720 с.
15. Зулькарпаев, И. У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарпаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 4. – 84 с.
16. Кругман, П. Р. Международная экономика. Теория и политика: Перевод с английского / П. Р. Кругман, М. Обстфельд. – СПб.: Издательство: Питер., 2013. – 832 с.
17. Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2011. – 366 с.
18. Марков, В. Д. Стратегический менеджмент / В. Д. Марков, С. А. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2012. – 288 с.
19. Мисаков, В. С. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. С. Мисаков. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 284 с.
20. Портер, М.Э. Конкуренция / М. Э. Портер. – М.: Издательство Дом «Вильямс», 2011. – 496 с.
21. Портер, М.Э. Международная конкуренция: пер. с англ. / М. Э. Портер – М.: Международные отношения., 2013. – 896 с.
22. Трубилин, А. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства / А. Трубилин // АПК: экономика, управление. – 2016. – №12. – С.39-46.
23. Соловьев, Б. А. Коммерческая деятельность: учебник / Б. А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 383 с.
24. Статистика IT-сферы в Беларуси за // Частное предприятие «Дев Бай».- Режим доступа: https://dev.by/lenta/main/biznes-angely-i-biznes-demony-tyomnaya-storona-investitsiy-v-startapy. - Дата доступа: 25.03.2017.
25. Стратегический менеджмент: учебник / Под ред. проф. А.П. Еф-ремова, - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: специальная литература, 2014. - 589 с.
26. Сыцко, В. Е. Товарная политика предприятия отрасли: учеб. пособие / В. Е. Сыцко, В. В. Садовский, Л. В. Целикова. – Минск : Выш. шк., 2015. – 239 с.
27. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 576 с.
28. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 312 с.
29. Экономика предприятия. Под ред. В.Я. Хрипача – Мн.: Эконом-пресс, 2015. – 464 с.
30. Яшева, Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. // Маркетинговое образование. – 2016. – №1. – С. 20-25.
31. IT-рынок // Нац. агентство инвестиций и приватизации. – Режим доступа: http://www.investinbelarus.by/docs/IT.pdf. - Дата доступа: 25.03.2017.
32. IT индустрия // М-во иностранных дел Респ. Беларусь: Экономика и бизнес. - Режим доступа: http://belarusfacts.by/ru/belarus/economy_business/ key_economic/it/. - Дата доступа: 25.03.2017.