Введение
1 Основные теоретические положения о разгосударствлении и приватизации
1.1 Понятие и способы разгосударствления
1.2 Содержание и методы приватизации
2 Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь
2.1 Особенности приватизации в Республике Беларусь
2.2 Результаты приватизации и разгосударствления в Беларуси
2.3 Проблемы, возникающие в процессе приватизации государственной собственности
3 Формирование предложений по повышению эффективности приватизации в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Развитие форм собственности, в том числе и частной, связано с развитием производственных сил. Во многих странах в последние годы можно наблюдать укрепление диалектического взаимодействия крупных, средних и мелких форм хозяйствования и как результат – сочетание государственных и частных видов собственности. Данное обстоятельство приводит к усилению социализации частной собственности.
Вместе с тем в странах, где доминирующей формой собственности была государственная, сформировалась необходимость в дифференциации производственного процесса и, соответственно, форм собственности. Данный процесс и определяется в настоящее время как процесс разгосударствления и приватизации предприятий.
Приватизация государственных предприятий, которые не являются в конкретный момент приоритетным в макроэкономической политике правительства, обычно обеспечивает повышение эффективности производства. Другой причиной проведения приватизации предприятий во многих странах оказывается необходимость финансирования дефицита бюджета при ограниченности традиционных источников поступлений. Еще одной инициирующей приватизацию причиной может быть необходимость выполнения правительствами условий по принятым долговым обязательствам.
Процессы разгосударствления и приватизации являются важным и необходимым этапом для перехода к рыночной экономике. Поэтому изучение вопросов, связанных с переходом государственной собственности в частные руки, приобретает особую актуальность и для Республики Беларусь в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности и утвержденной стратегией правительства по переходу от административно-командного регулирования экономики к развитию рыночных отношений.
В экономической и юридической теории и практике вопросы разгосударствления и приватизации нашли отражение во многих работах авторов. Проблемы и особенности приватизационных процессов на территории постсоветских стран рассматривали такие авторы, как Сенокосова Л.Г., Габов А.В., Камышанский В.П., Медведева Н.Г., Смирнова И.В.
А.С. Войшева в своих работах проводила комплексное исследование различных точек зрения на понятия «разгосударствление» и «приватизация», что позволило систематизировать теоретический базис в данной области. Из белорусских авторов по данной теме можно выделить Л.Н. Давыденко и В.Ф. Байнева. Эволюции белорусской модели приватизации особое внимание уделяли белорусские исследователи Д. Исаёнок и Т. Чижова.
Однако, несмотря на наличие большого количества теоретической информации по теме курсовой работы, в белорусской практике отсутствует полноценный анализ особенностей приватизационных процессов в Республике Беларусь и их последствий, хотя подобный анализ несет в себе достаточно большую практическую значимость. Это обстоятельство говорит об актуальности данного курсового исследования.
Объект исследования: разгосударствление и приватизация.
Предмет исследования: процесс разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь как способ повышения эффективности использования государственного имущества.
Цель работы: анализ процессов приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь и разработка предложений по их совершенствованию.
1 Основные теоретические положения о разгосударствлении и приватизации
1.1 Понятие и способы разгосударствления
История человеческого общества насчитывает множество типов, видов и форм собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная формы. Многообразие форм собственности, характерное для рыночной экономики, при доминирующем значении частной собственности способствует более рациональному использованию экономических ресурсов в процессе расширяющегося производства экономических благ для удовлетворения возрастающих потребностей общества, что в результате приводит к повышению эффективности экономики в целом.
При этом накопленный исторический опыт говорит о том, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность. Основная проблема государственной собственности – отсутствие эффективного собственника, который заинтересован в рациональном использовании и увеличении собственности. У частного владельца имеется личный интерес в росте эффективности, так как он получает непосредственную выгоду от максимизации прибыли. Государственная же форма собственности характеризуется ослабленной личной заинтересованностью в защите собственности и росте эффективности. Следовательно, можно признать важность и значимость социально-экономических преобразований, основанных на реорганизации отношений собственности.
Реорганизация отношений собственности необходима не только для реализации принципа социальной справедливости (возвращение народу собственности, созданной его трудом), но и для повышения эффективности национальной экономики, создания условий для экономической мотивации широких слоев населения. Реорганизация отношений собственности осуществляется, в первую очередь, путем ее разгосударствления [1, с. 61].
В отечественной практике понятие термина «разгосударствление» впервые был раскрыт в законе СССР от 1 июля 1991 г. «Об основных началах разгосударствления и приватизации». Так согласно статье 1 данного закона разгосударствление рассматривалось как «преобразование государственных предприятий в коллективные предприятия, акционерные общества, другие предприятия, не находящиеся в государственной собственности, а также в арендные предприятия». В свою очередь под приватизацией понималось «приобретение в собственность граждан и созданных ими юридических лиц предприятий, находящихся в государственной собственности, и принадлежащих государству акций (паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ» [2].
Как можно отметить, при характеристике приватизации добавлено лишь право приобретения в собственность граждан государственных предприятий и принадлежащих государству акций (паев) акционерных обществ. Но при этом между понятиями «разгосударствление» и «приватизация» в данном нормативном акте не прослеживается четких границ и различий.
2 Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь
2.1 Особенности приватизации в Республике Беларусь
Началом реформирования государственной собственности в Республике Беларусь, как составной части институциональных преобразований всей экономики страны, можно считать 1990 год, когда были приняты законы Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь», «Об аренде», «О предприятиях в Республике Беларусь» и ряд других нормативных актов по вопросам рыночных преобразований экономики и обеспечению социальной защиты граждан.
В настоящее время приватизационные процессы в республике регулируются перечнем нормативно-правовых актов:
- Закон Республики Беларусь № 2103-ХII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества»;
- Закон Республики Беларусь № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»;
- Декрет Президента Республики Беларусь №3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;
- Указ Президента Республики Беларусь №113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций»;
- Постановление Совета Министров №1111 «О сроках обращения именных приватизационных чеков «Имущество» [11].
Приватизация в Республике Беларусь осуществляется смешанным способом:
- в виде безвозмездной передачи каждому гражданину страны квоты на имущество (посредством приватизационных чеков «Имущество»);
- в виде продажи государственного имущества и акций приватизируемых предприятий всем субъектам приватизации.
Однако следует заметить, что ввода новых объектов государственной собственности для приватизации через чеки «Имущество» не было уже несколько десятилетий, в настоящее время остается только возможность отчуждения населением невостребованных приватизационных чеков.
На рисунке 2.1 представлены основные способы приватизации в Беларуси.
3 Формирование предложений по повышению эффективности приватизации в Республике Беларусь
Основное направление повышения эффективности белорусской приватизации – это повышение заинтересованности потенциальных инвесторов в приобретении акций (долей в уставном фонде) приватизируемых предприятий.
Для этого необходимо упростить и ускорить процедуру принятия решений по приватизации объектов государственной собственности и смягчить требования и условия покупки акций. Необходимо четко определить сферу ответственности организаций, отвечающих за приватизацию, в различных вопросах; прежде всего, выявить, кто должен заниматься рыночной оценкой приватизируемых объектов, кто обязан оплачивать данную процедуру и выработать решения по формированию системы оперативной оценки рыночной стоимости государственной собственности. В свою очередь руководство Госкомимущества не раз высказывало предложение о совместной выработке с Комитетом госконтроля четко сформулированных критериев к подготавливаемым к приватизации документам, однако пока эта идея не была поддержана КГК [21, с. 6].
Кроме того, в настоящее время под процедуру согласования с президентом попадают все сделки с имуществом, стоимость которых превышает 10 тыс. базовых величин. При этом продажа госпакетов акций не запрещена – такие сделки возможны, но через распоряжения президента по каждой сделке. Еще 3-4 года назад Госкомимущество пыталось повлиять на ситуацию. Оно предлагало предоставить Госкомимуществу полномочия по продаже предприятий с численностью до 1 тысячи человек, а правительству – от 1 до 2 тысяч человек. Эту инициативу власти не поддержали. Более того, А. Лукашенко рекомендовал правительственным реформаторам «прекратить разговоры по поводу необходимости реформирования в той или иной сфере, и выбросить из головы, что сегодня надо все разделить, поделить, приватизировать» [22].
Также для привлечения внимания инвесторов к приватизации предлагается создать следующий механизм. Для начала на базе республиканских органов государственного управления, концернов, ведомств, местных органов власти обеспечить формирование внебюджетных централизованных инвестиционных фондов. Определенную долю средств (к примеру, 10-20%), которую была получена государственными органами от продажи инвесторам пакетов акций приватизируемых предприятий, направлять в данные инвестиционные фонды. Впоследствии с помощью накопленных средств осуществлять целевое финансирование инвестиционных проектов на приватизированных предприятиях на возмездной основе, но на более льготных условиях по сравнению с рыночными инструментами (кредитование, лизинг и т.д.). Подобная схема отображена на рисунке 3.1.
Заключение
При определении понятий разгосударствления и приватизации выделяется два подхода: 1) данные понятия рассматриваются как синонимы; 2) приватизация рассматривается как одно из направлений разгосударствления.
Различие между общепринятыми понятиями «разгосударствление» и «приватизация» может быть сведено к тому, что второе понятие отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а первое становится явлением, направленным на разрушение в структуре собственности государственного диктата и создание условий для независимой экономики.
Приватизация в Республике Беларусь происходила в несколько этапов и включала в себя применения и возмездных и безвозмездных методов, в том числе и приватизацию через именные чеки. Главной особенностью приватизации по-белорусски стало то, что непосредственно приватизация советских предприятий промышленности не трансформировалась в инструмент и механизм рыночных преобразований и фундамент для создания класса собственников и крупного национального капитала.
В настоящее время приватизация в Беларуси имеет точечный характер. Она заключается в преобразовании отдельных предприятий в акционерные общества преимущественно со 100% государственным капиталом для последующего поиска стратегических инвесторов, которые будут заинтересованы в приобретении акций предприятия под выполнение определенных инвестиционных проектов.
Эволюция белорусской приватизации заключается в скачкообразной динамике объемов приватизируемой государственной собственности. Приватизационные процессы начались с определенного «бума» и ускоренных темпов передачи государственной собственности в частные руки, после последовал спад и затем снова подъем. На современном этапе темпы приватизации очень низкие и практически нулевые, что, в том числе и вызвано, рядом проблем.
К основным проблемам приватизации в Беларуси можно отнести отсутствие возможности оперативной оценки рыночной стоимости государственного имущества; предложение в качестве объектов приватизации убыточных и неэффективных предприятий с установлением дополнительных условий и требований по их развитию; длительный процесс согласования приватизационных сделок; отсутствие развитых служб по поддержке отношений с потенциальными инвесторами.
Однако недостаточно просто понять и осознать имеющие проблемы в области приватизации. Важно вырабатывать различные пути и способы решения данных проблем. Для совершенствования белорусской приватизации предложено создание централизованных инвестиционных фондов; сокращение перечня дополнительных условий при покупке приватизируемых предприятий; усиление защиты прав собственности инвесторов; расширение полномочий Национального агентства инвестиций и приватизации.
1. Основы экономической теории: Учебное пособие / Л.Г. Сенокосова и др.; под общ. ред. Л.Г. Сенокосовой. – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2016. – 120 с.
2. Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий: Закон СССР, 01 июля 1991 г., № 2278–1 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Москва, 2018.
3. О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Закон Респ. Беларусь, 19 января 1993 г., № 2103-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 16.07.2010 г. №172-З // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 2/370.
4. Габов, А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект) / А.В. Габов. М.: Статут, 2014. – 880 с.
5. Войшева, А.С. Об основах разгосударствления / А.В. Войшева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 24. – С. 262-265.
6. Камышанский, В.П. Приватизация предприятий. Право собственности / В.П. Камышанский. – М.: А-Приор, 2009. – 192 с.
7. Байнев, В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: учебное пособие / В.Ф. Байнев. – Минск: БГУ, 2003. – 205 с.
8. Давыденко, Л.Н. Экономическая теория: учебное пособие / Л.Н. Давыденко. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 352 с.
9. Медведева, Н.Г. Приватизация государственного имущества как способ разгосударствления экономики: проблемы и пути их решения / Н.Г. Медведева // Успехи современной науки. – 2016. – № 7. – С. 126-129.
10. Смирнова, И.В. Приватизация: не новые принципы / И.В. Смирнова // Символ науки. – 2016. – № 4. – С. 213-217.
11. Нормативная правовая база по приватизации государственного имущества [Электронный ресурс] / Государственный комитет по имуществу. – Режим доступа: http://www.gki.gov.by/ru/activity_branches-estate-epriv-epnorm/.
12. Исаёнок, Д. Эволюция белорусской модели приватизации: предпосылки, концепты, результаты / Д. Исаёнок, Т. Чижова. – Минск: Прасвет, 2015. – 46 с.
13. Лавкет, Е. Э. Обращение и использование приватизационных чеков «Жилье» и «Имущество» / Е. Э. Лавкет, Е. Г. Максимова; науч. рук. Н. Е. Винокурова // Актуальные проблемы экономики строительства: материалы Республиканской научно-практической конференции (Минск, 04–06 декабря 2013 г.) / Белорусский национальный технический университет; редкол.: Голубова О. С., Корбан Л. К., Винокурова Н. Е. – Минск : БНТУ, 2016. – С. 146-150.
14. Кевра, Г.И. Эволюция разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь / Г.И. Кевра // Общие вопросы экономики и управления. – 2012. – № 7. – С. 9-12.
15. О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества: Указ Президента Республики Беларусь, 27 февраля 2007 г., № 108: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 11.12.2009 г. №622 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 1/8392.
16. О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь, 25 февраля 2008 г., № 113: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 15.08.2017 г. № 287 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2017. – № 1/9509
17. Об утверждении Плана преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества на 2011-2013 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 21 марта 2011 г., № 348 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 5/33513.
18. Закон о приватизации кардинально изменится [Электронный ресурс]/ Белорусская деловая газета. – Режим доступа: http://bdg.by/news/economics/zakon-o-privatizacii-v-belarusi-kardinalno-izmenitsya.
19. Рябова, С. С. Этапы реформирования государственной собственности в Республике Беларусь / С. С. Рябова // Науч. тр. / Респ. ин-т высш. шк. – Минск, 2016. – Вып. 15 : Философско-гуманитарные науки. – С. 330–337.
20. Васильев, А.А. Об итогах работы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь по вопросам имущественных отношений в 2015 году и задачах на 2016 год / А.А. Васильев // Земля Беларуси. – 2016. – № 1. – С. 3-6.
21. Васильев, А.А. Итоги работы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь по вопросам имущественных отношений в 2016 году и задачах на 2017 год / А.А. Васильев // Земля Беларуси. – 2017. – № 1. – С. 4-9.
22. Приватизация госимущества или стагнация экономики [Электронный ресурс] / Белрынок. – Режим доступа: https://www.belrynok.by/2018/01/15/privatizatsiya-gosimushhestva-ili-stagnatsiya-ekonomiki/.
23. О республиканском бюджете на 2017 год: Закон Респ. Беларусь, 18 октября 2016 г., № 431-З: с изм., внесенными Указом Президента Респ. Беларусь от 27.12.2016 г. №464 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 2/2429.
24. О республиканском бюджете на 2018 год: Закон Респ. Беларусь, 31 декабря 2017 г., № 83-З // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2017. – № 2/2524.
25. Продажа акций и предприятий [Электронный ресурс] / Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.gki.gov.by/ru/auction-auinf-auishares/. – Дата доступа: 24.03.2018.
26. Госкомимущество определило перечень из 43 предприятий для приватизации в 2018 году [Электронный ресурс] / БЕЛТА. Режим доступа: http://www.belta.by/economics/view/goskomimuschestvo-opredelilo-perechen-iz-43-predprijatij-dlja-privatizatsii-v-2018-godu-290622-2018/.
27. Имущество остается государственным [Электронный ресурс] / Экономическая газета. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/imuschestvo-ostaetsya--gosudarstvennym.
28. Васильев, А.А. О результатах работы в области имущественных отношений в 2014 году и задачах на 2015 год / А.А. Васильев // Земля Беларуси. – 2015. – № 1. – С. 2-4.
29. Акулова, М.В. Мировой опыт приватизации предприятий госсектора / М.В. Акулова. – Минск: BEROS Беларусь, 2016. – 30 с.
30. Рекомендации по совершенствованию макроэкономического регулирования инструментами институциональной, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и инвестиционной политики / под науч. ред. А.И. Лученка; Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2016. – 52 с.
31. НАИП подготовило предложения по повышению эффективности работы с иностранными инвесторами [Электронный ресурс] / Экономическая газета. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/naip-podgotovilo-predlozheniya-po-povysheniyu-effektivnosti-raboty-s-inostrannymi-investorami. – Дата доступа: 29.03.2018.