Тестирование, как одна из эффективных форм оценивания знаний студентов, как очного, так и дистанционного образования, в последние годы активно внедряется в вузах. На Западе, чем выше уровень развития тестового контроля, тем выше рейтинг вуза.
Несмотря на то, что педагогические тесты появились сто лет назад на рубеже XIX – ХХ веков, а первая автоматизированная обучающая система на базе ЭВМ – PLATO – более сорока, компьютерное дидактическое тестирование все еще иногда рассматривается как инновация в педагогике, хотя, на взгляд автора, уже давно перешло в разряд традиций. Об этом свидетельствует, например, опыт Ассоциации «История и компьютер» стран постсоветского пространства, давно и плодотворно работающей над проблемой компьютеризации высшего исторического образования.
Резкое расширение объема содержания образования в условиях научно-технической революции начала ХХI века, сопровождающейся информатизацией всех уровней образования и повышением доли междисциплинарных творческих аспектов подготовки обучающихся на всех образовательных этапах; разработка государственных образовательных стандартов, переход на многоуровневую систему подготовки кадров, тенденция к становлению высшего образования массовым привело к увеличению масштабов тестирования на пост-советском пространстве.
Белорусский государственный университет (БГУ) одним из первых в Республике Беларусь перешел на многоуровневую систему образования (бакалавр – 4 года обучения, дипломированный специалист – 5 лет, магистр – 6 лет обучения). Такая градация дает возможность приблизиться к европейской системе образования, а также, что не менее важно, гармонизировать образовательные стандарты с Российской Федерацией и Украиной.
Комплексной целевой программой БГУ «Развитие университетского образования в 2001-2007 гг.» на контролируемую самостоятельную работу студентов (КСР) отводится 5-30% от общего количества часов по изучаемой дисциплине. Основу для совершенствования КСР составляют учебно-методические комплексы (УМК), дающие возможность изменения структуры учебного материала и организации его освоения студентами. Одним из важнейших компонент УМК является учебный комплекс контроля (УКК) знаний, который дает возможность осуществлять регулярный контроль. В УКК входят экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные работы, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. По видам педагогический контроль делится на предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный, отсроченный.
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТА-ГУМАНИТАРИЯ
1.1 Формирование тестовых заданий. Проектирование тестов
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля. [8, стр. 53]
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.
Процесс контроля - это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как
для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества подготовки специалистов.
В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.
Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по производственной практике. Такие методы контролирования успеваемости студентов в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места. [8, стр. 58]
ГЛАВА 2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
2.1 Модель инструментальной тестовой среды для закрепления и диагностики знаний
Проектирование и реализация тестовой программы-оболочки должны базироваться на общих педагогических принципах разработки обучающе-контролирующих программ. Программный комплекс поддержки обучения и контроля должен основывается на двух, практически независимых, программных подсистемах: проектирования и интерпретации. Проектировщик и интерпретатор взаимодействуют на основе ряда архитектурных структур и базы учебных элементов, схема которой моделируется в соответствии с рабочей программой автоматизируемого курса. Пользователем проектировщика считается преподаватель, интерпретатора – обучаемый. [5]
В инструментальной системе должен быть принят подход, позволяющий преподавателю проектировщику сценария избежать «любого программирования». Требуются лишь начальные навыки работы с компьютером и знание автоматизируемой предметной области.
Инструментальная система для реализации алгоритма должна воплотить выбранную теоретическую концепцию, дизайн, навигацию, учитывать индивидуально-психологические особенности обучаемых и требования эргономики. Вместе с тем она должна предоставлять достаточно широкий выбор методов и средств анализа ответов, удобные и наглядные эталоны ответа, мощную статистику, достаточную для обеспечения корректировки курса.
Инструментальная среда должна быть в состоянии адаптироваться к требованиям автора, не быть "навязчивой" и допускать реализацию внутренне заложенных методов только с разрешения автора-проектировщика. Основная задача программной реализации проектирования видится как наиболее адекватное отражение в обучающей программе положений и методов, разработанных в сценарии.
При программной реализации целесообразно использовать метод диалогового автоматизированного проектирования на основе набора специальных, настраиваемых фрагментов-модулей. Он базируется на конструировании контролирующей программы из разработанных типовых заготовок сценария, способных менять не только свое содержательное наполнение, но и структуру.
Данные исследования показывают востребованность научных подходов к практике контроля знаний при изучении социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе.
В начале 80-х годов началось внедрение в учебных заведениях обучение при помощи педагогических программных средств, а также использование тестирующих программ – дало более чем скромные результаты. Среди многих известных причин этого (финансовые, технические, организационные, методические трудности) отметим одну: психологическое неприятие учителями “компьютерных” методов обучения и контроля знаний, особенно высококвалифицированными, творчески работающими. У них для этого есть основания: налицо большое количество плохих программ, не отвечающих главным психолого-педагогическим принципам обучения, неудачно реализующих основные этапы процесса усвоения знаний; как правило, отсутствует методическое сопровождение; оказываются непомерно большими затраты времени и сил на освоение компьютеров, изучение программы, поддержку соответствующей инфраструктуры; при использовании даже хороших систем нивелируется роль учителя в учебно-воспитательном процессе, исчезает творческий характер его труда; отсутствует система поощрения педагогов-новаторов, осваивающих новые информационные технологии.
Эту ситуацию можно и нужно изменить. Технический прогресс стремительно продвинулся вперед, современная вычислительная техника и системы телекоммуникаций достигли огромных результатов за последние несколько лет в плане быстродействия, объемов обрабатываемой и хранимой информации. Развитие систем проектирования программ (объектно-ориентированные системы визуального программирования, СУБД, системы моделирования нейронных сетей, и т. п.) дало в руки инженеров и системных аналитиков мощнейшие средства разработки и внедрения в жизнь самых фантастических проектов.
СКРИНШОТЫ РАБОТЫ



1. Е.Н.Балыкина. Компьютерное дидактическое тестирование в преподавании исторических дисциплин.
2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний – М.: Учебный центр при исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 136 с.
3. Битцер Дональд, Джонсон Роджер Система PLATO — техническое средство обучения, используещее ЭВМ / Кибернетика и педагогика. Новые тенденции в подходе к обучению инженерных кадров в США. - М.: Мир, 1972.
4. Федоров Б.И., Джалиашвили З.О. Логика компьютерного диалога. - М.: Онега, 1994. — 240 с.; Балыкина Е.Н. Принципы конструирования тестовых заданий в контексте компьютерной реализации (на примере гуманитарных дисциплин) / Информационный Бюллетень Ассоциации "История и компьютер", № 30 Материалы VIII конференции АИК. – М., 2002. – С.221-223.
5. Радьков А.М., Кравец Е.В., Чеботаревский Б.Д. Разработка дидактических тестовых заданий: Метод. реком. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешева, 2003. - 16 с.; Радьков А.М. Научные основы тестирования в системе непрерывного обучения математике: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. — Могилев, 1996. — 229 с.
6. Балыкина Е.Н. Принципы конструирования тестовых заданий в контексте компьютерной реализации (на примере гуманитарных дисциплин) / Информационный Бюллетень Ассоциации "История и компьютер", № 30 Материалы VIII конференции АИК. – М., 2002. – С.221-223.
7. Павлова И.Н., Миронова Е.А. Применение логики вопросов и ответов при автоматизированном контроле знаний / XI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть V. - М.: МИФИ, 2001. - С. 47-48.
8. Rasch G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests. Copenhagen, 1960, Danish Institute of Educational Research. (Expanded edition, Chicago, 1980, The University of Chicago Press).
9. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. -М.: Прометей, -169 с.
10. Аванесов В.С. Применение тестовых форм в Rasch Measurement // Педагогические измерения, 2005, №4. -С.3-20.
11. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: Монография. -Славянск-на-Кубани: Изд.центр СГПИ, 2006, -333 с.
12. Wilson M. Constructing Measures: An Item Response Modeling Approach. - Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum associates, 2005. 228 p.
13. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. -432 с.
14. Михеев О.В. Математические модели педагогических измерений // Педагогические измерения, 2004, №2. -С.75-88.
15. Smith E.V., Conrad J.M., Chang K., Piazza J. An introduction to Rasch measurement for scale development and person assessment //Journal of Nursing Measurement, 2002, 10, 189-206. (Перевод Н.Пракиной //Педагогические измерения, 2006, №1. -С.65-81.
16. Birnbaum A. Some Latent Trait Models and Their Use in Inferring and Examinee’s Ability. In Lord F.M., Novick M. Statistical Theories of Mental Test Scores. Addison-Wesley Publ. Co. Reading, Mass, 1968. -P.397-479.
17. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. –М., 1970. -300 с.
18. Stenner A.J., Wright B.D. & Linacre J.M. From P-values and RAW Score Statistics to Logits //Rasch Measurement Transactions, 1994, RMT, 8:1. -p.338.
19. Колпаков А.В., Колпакова А.В., Захаров А.А. Численный метод получения логитов из первичного балла // Вопросы тестирования в образовании, 2002, №3. -С.125-128.
20. Овчинников В.В. Оценивание учебных достижений учащихся при проведении централизованного тестирования. -М.: Центр тестирования МО РФ, 2001. -27 с.
21. Ким В.С. Анализ результатов тестирования в процессе Rasch measurement //Педагогические измерения, N4, 2005. –С.39-45.
22. Ким В.С. Измерение латентных параметров испытуемых и тестовых заданий. - Мат. IX Всерос. научно-практ. конф. «Теория и практика измерения латентных переменных в образовании» (21-23 июня 2007 г.). -Славянск-на-Кубани: Изд.центр СГПИ, 2007. -С.70-71.
23. Hambleton R.K. Application of Item Response Theory . -Vancouver: Educ.Res.Inst. B.C. , 1983.
24. Аванесов В.С. Знания как предмет педагогического измерения // Педагогические измерения. №3, 2005г. Там же: Аванесов В.С. Применение тестовых форм в Rasch Measurement /Сб. тр. Научно - метод конф. Славянского-на-Кубани госпединститута. 2005
25. Baker F.B. The Basics of Item Response Theory. –ERIC, 2001. -172 p
26. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М., 1989. - 167 с.
27. Rasch G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests. Copenhagen, 1960, Danish Institute of Educational Research. (Expanded edition, Chicago, 1980, The University of Chicago Press).
28. Ким В.С. Анализ результатов тестирования в процессе Rasch measurement //Педагогические измерения, N4, 2005. –С.39-45.
29. Ким В.С. Измерение латентных параметров испытуемых и тестовых заданий. - Мат. IX Всерос. научно-практ. конф. «Теория и практика измерения латентных переменных в образовании» (21-23 июня 2007 г.). - Славянск-на-Кубани: Изд.центр СГПИ, 2007. -С.70-71.
30. http://www.rummlab.com/, Andrich, D., Sheridan, B., Lyne, A. & Luo, G. (2000) RUMM: A windows-based item analysis program employing Rasch unidimensional measurement models (Perth: Murdoch University).