ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты системы социальной защиты населения
1.1 Система соц. защиты населения: понятие, принципы
1.2 Функции социальной защиты населения
1.3 Основные направления деятельности системы социальной защиты
2. Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь, особенности ее формирования
2.1 Структура органов государственного управления в области социальной защиты населения
2.2 Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения
2.3 Основные направления использования средств органами социальной защиты населения
3 Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы.
Социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Прежде всего социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.
Предметом социальной работы являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Ш. Рамон и Т. Шанин, английские ученые, определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку.
1 Теоретические аспекты системы социальной защиты населения
1.1 Система соц. защиты населения: понятие, принципы
Социальная защита (в широком смысле) – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач соц. политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Социальная защита (в узком смысле) – это комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Основным субъектом соц. защиты является гос-во. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты с учетом региональных факторов.
Государство оказывает влияние на функционирование системы соц. защиты населения, утверждает государственный бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды). Так же к субъектам социальной защиты относятся: профсоюзы, органы, которые непосредственно занимаются проблемами социальной помощи населения (управление, министерства, комитеты, отделы соц. Защиты, департаменты) союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.
2. Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь, особенности ее формирования
2.1 Структура органов государственного управления в области социальной защиты населения
Государственное регулирование системы социального обслуживания населения, условия предоставления социальных услуг, получения социальных льгот регулируются законами Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (2000 г.), «О государственных минимальных социальных стандартах» (1999 г.) и др.
В систему государственных минимальных социальных стандартов в нашей стране входят государственные минимальные стандарты в области:
- здравоохранения;
- образования;
- пенсионного обеспечения;
- социальной поддержки и социального обслуживания;
- оплаты труда;
- жилищно-коммунального обслуживания;
- культуры.
Ведомственным органом, занимающимся социальным обслуживанием занимается Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно взаимодействует Министерством здравоохранения, образования и остальными органами управления. На региональном уровне задачи управления в области социального обслуживания исполняют местные исполнительные и распорядительные органы.
3 Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения в Республике Беларусь
Социальная политика Республики Беларусь нуждается в совершенствовании и развитии, по сути социальная политика нашей страны близка к европейской модели, но лучшим вариантом является применение в республике симбиоза моделей.
Первостепенно необходимо выбрать социальную модель страны, как систему взаимосвязанных институтов, таких как социального страхования и обеспечения, доходов населения, образования и здравоохранения, которые включают в себя в зависимости от категорий населения:
- обязательное оказание медицинской помощи для всех граждан в рамках развития здравоохранения, в дополнении с обязательным медицинским страхованием работающих граждан (общие затраты должна быть не менее 6% ВВП);
- гарантированное получение среднего и высшего образования для всех граждан страны, а государственные расходы по данной статье затрат должны быть не менее 5% ВВП;
- институт достойного заработка для работающей категории населения, который бы обеспечил достойный уровень заработка и соответствующее качество жизни. Величина МРОТ должна быть не менее 40% средней заработной платы, заработная плата должна составлять не меньше пятикратного размера прожиточного минимума, часть зарплаты в ВВП должна достигать 35% ВВП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан, его практическое формирование - отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах. Промышленная революция и индустриализация стран Западной Европы вызвали новое резкое классовое расслоение общества, породили острый социальный антагонизм между рабочим классом и буржуазией. Леворадикальный путь разрешения этого основного противоречия капиталистического общества нашел свое воплощение в теории марксизма, в социалистической революции и практике социалистического строительства. Социал-реформистский путь - в различных концепциях постепенного совершенствования, эволюции буржуазного общественного строя, в том числе посредством создания социального государства, в практике социально-экономических и политических реформ, проводимых буржуазным государством.
1. Беларусь в цифрах 2017 [Электронный ресурс] / Национальный стат. комитет РБ. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_7187/.
2. Беларусь. Факты / С.П.Самуэль; под общ.ред. С.П. Самуэля. – Мн.: Высшая школа, 2011. – 288 с.
3. Государственное регулирование экономики / Н.Б.Антонова; под общ.ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008 г. 775 с.
4. Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Programma-sodejstvija.pdf/.
5. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». Минск: Минстат Республики Беларусь, 2013. – 76 с.
6. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». Минск: Минстат Республики Беларусь, 2014. – 76 с.
7. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». Минск: Минстат Республики Беларусь, 2015. – 76 с.
8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с
9. Лутохина, Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: учебное пособие / Э.А.Лутохина. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 204 с.
10. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В.Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
11. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" / П.Г.Никитенко; под общ.ред. П.Г.Никитенко. Мн.: Равноденствие, 2008. 295 с.
12. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/deatelnost/.
13. Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан. – Режим доступа: http://www.enbek.gov.kz/.
14. Министерство социальной политики Украины: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства социальной политики Украины. – Режим доступа: http://www.mlsp.gov.ua/labour/control/uk/index.
15. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков/ М.И.Ноздрин-Плотницкий. Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2013. – №2. – с. 5 – 10.
16. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ А.Б.Чищевин; под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2010. – 220 с.
17. Сверж, А.И. Главная цель государства — забота о человеке / А.И.Сверж // Финансы, учет, аудит. 2009. — №9. — С.2-3.
18. Сухорукова, Т. Социальные рычаги экономического роста // Т.Сухорукова. Экономист. – 2011. №7. – С. 56.
19. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, под общ.ред. Л.С.Тарасевич. М.: Юрайт-издат, 2009. 652 с.
20. Тур, А.Н. Курс экономической теории / А.Н.Тур. – Мн.: «Мисанта», 2007г. 432 с.
21. Экономическая теория: учебник / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; под общ.ред. Н.И.Базылева. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 752 с.
22. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/operativnaya-informatsiya_8/zarabotnaya-plata/.
23. Электронный портал Министерства образования Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=2271/.
24. Электронный правовой портал [Электронный ресурс] / Право.бай. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20601475&p2={NRPA}.