ВВЕДЕНИЕ
В рамках прогрессирующего развития рыночной экономики в Республике Беларусь, а также довольно высокой конкурентоспособности импортируемых в страну товаров, белорусские предприятия столкнулись с рядом трудностей. Данные трудности напрямую связаны с тем, что изготавливаемая отечественными предприятиями продукция является неконкурентоспособной и нерентабельной. Но рентабельная работа очень важна для любого предприятия для развития, расширения и модернизации производства и других направлений. Для увеличения рентабельности и конкурентоспособности и нужна товарная политика.
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что товарная политика является одним из самых значимых инструментов маркетинга и используется повсеместно и всеми предприятиями. От того, насколько грамотной является политика, зависит конкурентоспособность товара, успех его на рынке, контроль выпуска новых товаров. Именно товарная политика является оценкой реальных и потенциальных возможностей предприятия для того, чтобы изготавливаемые товары помогали предприятию улучшить свою позицию на рынке и быть конкурентоспособным.
ОАО «Калинковичихлебопродукт» является одним из крупнейших предприятий мукомольной промышленности. Предприятие занимается производством пшеничной и ржаной муки, крупки, круп, комбикорма для разных видов животных, а также кормов.
Объектом исследования является товарная политика ОАО «Калинковичихлебопродукт». Предметом исследования являются направления совершенствования данной товарной политики.
Целью данной курсовой работы является совершенствование товарной политики ОАО «Калинковичихлебопродукт». В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность товарной политики;
- рассмотреть формы реализации и оценку эффективности осуществления товарной политики на промышленном предприятии;
- провести анализ состояния, специфики и тенденций развития хлебопекарного рынка Республики Беларусь;
- оценить хозяйственную деятельность ОАО «Калинковичихлебопродукт»;
- проанализировать действующую товарную политику ОАО «Калинковичихлебопродукт»;
- разработать основные направления совершенствования товарной политики ОАО «Калинковичихлебопродукт».
В качестве исходной информации были использованы НПА, учебная, справочная и методическая литература, научные статьи по изучаемой теме следующих авторов: Акулич И.Л., Барановский С.И., Дурович А.П., Карпеко О.И., Беляев К.В., Дорошев В.И., Гиляровская Г.В.
Информационной базой послужили документы, отражающие экономическую, финансовую и бухгалтерскую деятельность ОАО «Калинковичихлебопродукт» за 2014 – 2016 гг.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность товарной политики
Маркетинговые функции формируют следующие понятия: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок. Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.
Нужда – это чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо. Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности людей практически безграничны, но человек приобретает только те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Товар – это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Товары могут не соответствовать потребностям, могут соответствовать частично и, наконец, полностью соответствовать потребностям, то есть быть так называемым идеальным товаром. Чем полнее товар соответствует желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. https://zubolom.ru/lectures/marketing/5.shtml
Товар является основой всего комплекса маркетинга. Если он не удовлетворяет покупательские запросы, то даже привлечение дополнительных затрат на маркетинговые мероприятия не смогут улучшить позиции товара на рынке [1, c. 324].
Грамотная товарная политика позволяет ускорить процесс обновления ассортимента, является для предприятия ориентиром общей направленности действий, корректирует текущую ситуацию на рынке.
Отсутствие стратегического курса действий предприятия при выпуске какого-либо товара, то есть отсутствие товарной политики чревато неправильными решениями, которые потом довольно дорого обходятся товаропроизводителям.
Товарная политика – это комплекс стратегических маркетинговых решений, определяющих тактические решения по разработке параметров направления «продукт» комплекса маркетинга, включая формирование свойств продукта и его облика в целом, формирование ассортимента, инновационный маркетинг, разработку упаковки, «брэндинг», объем производства.
Товарная политика включает в себя осознанные действия, которые отражают долговременные направления развития предприятия. Именно от товарной политики зависит содержание маркетинговых решений по следующим направлениям:
- поддержание конкурентоспособности товаров на необходимом уровне;
- поиск оптимальных товарных сегментов и другим.
Таким образом, при формировании ассортимента руководство предприятия должно уметь сочетать ресурсы предприятия с внешними и внутренними факторами и возможностями рынка, а также разрабатывать и осуществлять такую товарную политику, которая обеспечивала бы предприятию довольно прочное положение на рынке за счет роста реализации конкурентоспособных товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия ориентиром общей направленности действий.
Отсутствие определенного, стратегического курса действий предприятия, без которого нет и долгосрочной товарной политики, приводит к неправильным решениям, ненужным расходам, отказу от запуска товара в производство в момент, когда уже все готово к массовому выпуску. А данные ошибки несут в себе очень большие затраты для производителя продукции.
Товарная политика предполагает определенный курс действий предприятия и использование таких принципов, благодаря которым обеспечивается эффективное, формирование ассортимента товара. В связи с этим существует три вида товарной политики:
1) Концентрическая – ведется поиск новых товаров, которые в технологическом или рыночном отношениях были бы подобны уже имеющимся товарам предприятия и привлекали бы новых покупателей.
2) Горизонтальная – новый товар является продолжением выпускаемого и рассчитан на уже сформировавшийся круг покупателей, а производство его ведется без каких-либо изменений применяемой технологии.
3) Конгломератная – на рынок выводится новый товар, никак не связанный с товарами, ранее выпускавшимися на предприятии, что требует применения новых технологий и освоения новых рынков сбыта [3, с.320].
2 АНАЛИЗ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ ОАО «КАЛИНКОВИЧИХЛЕБОПРОДУКТ»
2.1 Характеристика состояния, специфика и тенденции развития отраслевого рынка ОАО «Калинковичихлебопродукт»
Проблема продовольственной безопасности довольно остро стоит в мире и является важной для любой страны и в любое время. Обеспечение продовольственной безопасности необходимо не только с экономической, но и с социальной и политической точки зрения. Ведь то государство, которое не может обеспечить продовольственную безопасность своих граждан, не может чувствовать себя безопасным в современном мире.
Хлеб и хлебобулочные изделия являются основными продуктами питания людей. Данные продукты содержат почти все питательные вещества, необходимые человеку для питания и нормальной жизнедеятельности.
Во всем мире и в Республике Беларусь, в частности, рынок хлеба и хлебных продуктов занимает одно из главенствующих социально-экономических положений среди других продовольственных рынков. Его положение в настоящее время, уровень и тенденции развития напрямую в значительной степени определяют национальную продовольственную безопасность [11].
Хлебопекарная промышленность относится к ведущим пищевым отраслям агропромышленного комплекса и выполняет задачу по выработке товаров первой необходимости. В Республике Беларусь хлеб является продуктом первой необходимости – все и везде его регулярно приобретают. От того, насколько эффективно функционирует и развивается данная отрасль, зависит снабжение самым доступным продуктом питания всех слоев населения.
В настоящее время производством хлебобулочных изделий в республике занимаются три крупных ведомства:
1) Департамент по хлебопродуктам, удельный вес в объеме производства республики составляет 57,2 %.
2) КУП «Минскхлебпром» – 23,5 %;
3) Белкоопсоюз –17,0 %.
Остальные 2,3 % объема хлеба производятся самыми различными пекарнями разных форм собственности. Ежегодно в Беларуси растут торговые сети, открываются все новые гипер- и супермаркеты, которые уже имеют в своем составе собственные пекарни [11].
Хлебопекарные предприятия системы хлебопродуктов вырабатывают 75% хлеба и хлебобулочных изделий от общего производства в Республике Беларусь, тем самым обеспечивают своей продукцией свыше 7 миллионов человек. Ассортимент изделий, вырабатываемый ежесуточно на хлебозаводах, насчитывает более 300 наименований хлебобулочных и около 400 кондитерских и постоянно расширяется. Специалисты данной отрасли как никто другой работают над улучшением качества, увеличением объемов расфасованной и упакованной продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. При хлебозаводах функционируют около 300 магазинов, в том числе 54 фирменных [12].
Хлебопекарная отрасль во всех странах – это стабильная и динамично развивающаяся отрасль, ведь хлеб нужен всегда. Однако, несмотря на это, на рынке очень большая конкуренция, каждое хлебопекарное предприятие стремится расширить рынки сбыта – как у себя в стране, так и за рубежом.
Наиболее крупными производителями хлеба и хлебобулочных изделий в Республике Беларусь являются следующие предприятия:
- РУПП «Витебскхлебпром»;
- УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Минскоблхлебопродукт»;
- КУПП «Минскхлебпром»;
- Лидский хлебозавод РУПП «Гроднохлебпром»;
- Молодечненский хлебозавод ППУП «Борисовхлебпром»;
- Новогрудский хлебозавод РУП «Гроднохлебпром»;
- ОАО «Витебский комбинат хлебопродуктов»;
- Оршанский хлебозавод РУПП «Витебскхлебпром»;
- ОАО «Могилевхлебопродукт»;
- ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов»;
- ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов»;
- ОАО «Слуцкий комбинат хлебопродуктов»;
- ОАО «Слуцкий Хлебозавод»;
- ОАО «Брестхлебопродукт»;
- ОАО «Гроднохлебопродукт»;
- ОАО «Лидахлебопродукт»;
- ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»;
- ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов»;
- Полоцкий хлебозавод РУПП «Витебскхлебпром»;
- ОАО «Борисовхлебпром»;
- РУПП«Гроднохлебпром»;
- РУПП «Могилевхлебпром»;
- РУПП «Брестхлебпром»;
- РУПП «Гомельхлебпром»
- РУПП «Брестхлебпром», филиал «Барановичский Хлебозавод»;
- РУПП «Брестхлебпром», филиал «Пинский Хлебозавод»;
- Филиал Волковысский хлебозавод РУПП «Гроднохлебпром».
Также довольно большая часть крупных хлебопекарных предприятий – это частная собственность. Некоторые хлебозаводы входят в состав крупнейших холдингов [13].
Самым крупным белорусским производителем хлебобулочных изделий было и остается Министерство сельского хозяйства и продовольствия - в его состав входит 52 хлебопекарных предприятия. На втором месте находится Белкоопсоюз, имеющий в своем составе 70 хлебозаводов. На третьем месте находится шесть хлебозаводов КУП «Минскхлебпром».
Продукция белорусских хлебопекарных предприятий реализуется не только на внутреннем рынке, многое поставляется на экспорт Основным партнером во внешней торговле была и остается Российская Федерация. Основные российские регионы поставок – Смоленск и Смоленская область, Санкт-Петербург, Москва и Московская область. Торговыми партнерами среди стран дальнего зарубежья являются Казахстан, США, Германия, Армения, Иордания, Болгария, Китай. Наибольшим спросом за рубежом пользуются следующие виды продукции: хлебобулочные изделия (в том числе и шоковой заморозки), бараночные и сухарные изделия, торты и пирожные (в том числе замороженные), а также пряники, печенье, рулеты и вафельные изделия [14].
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «КАЛИНКОВИЧИХЛЕБОПРОДУКТ»
Таким образом, основными направлениями совершенствования товарной политики ОАО «Каликовичихлебопродукт» будут являться:
- дифференциация товара с учетом специфики потребностей конкретного региона
- совершенствование тары и/или транспортной упаковки товара
- освоение производства сопутствующих товаров
3.1 Дифференциация товара с учетом специфики потребностей конкретного региона
Стратегия дифференциации товара заключается в наличии у предприятия какого-либо конкурентного преимущества. При дифференциации основной акцент делается на создании продукта (совокупности материальных и нематериальных атрибутов), который воспринимается потребителем как «что-то новое, что никто ранее не производил». Могут меняться конструктивные особенности или эксплуатационные характеристики изделия, предоставляться дополнительное сервисное обслуживание.
При дифференциации основной акцент делается на уникальность данного продукта. Однако, чтобы убедить покупателя в отличительных особенностях совей продукции настолько, чтобы он был готов заплатить за него даже более высокую цену, чем стоят похожие товары у конкурентов, нужно задействовать несколько различных стратегий.
Для ОАО «Калинковичихлебопродукт» можно предложить дифференциацию такого товара, как мука с учетом потребностей хлебозаводов и частных производств в различных областях страны. Мука была выбрана потому, что это единственный выпускаемый предприятием продукт, который можно усовершенствовать. Производимый на предприятии комбикорм уже содержит в себе много различных видов. Таким образом, можно предложить следующую дифференциацию муки с учетом региональных особенностей – производство цельнозерновой муки для хлебозаводов и хлебопекарен, находящихся в больших городах. Сейчас в городах очень популярна тенденция здорового питания, поэтому многие хлебопекарни производят цельнозерновой хлеб и хлеб с отрубями. Однако они используют обычную муку с добавлением различных ингредиентов уже на месте. Именно поэтому можно предложить цельнозерновую муку от «Калинковичихлебопродукт». Расфасовка такой муки будет стандартная. Теперь хлебопекарне не нужно тратить время на закуп нужных ингредиентов и приготовление теста, достаточно использовать цельнозерновую муку. Ее можно производить с примесями отрубей и различных других зерен. Основными потребителями данной продукции будут хлебозаводы и хлебокомбинаты городами Минска и областных центров, а также частные производства все в тех же городах Республики Беларусь. В последующем данный продукт можно будет отгружать для поставок на экспорт в Европу, где тенденция здорового питания также довольно распространена.
Рассчитаем экономический эффект от данного мероприятия. Ожидаемая эффективность от предложенных мер по производству продукта цельнозерновая мука при минимальных затратах на производство (реклама и упаковка), позволит увеличить сбыт в сегменте «Здоровое питание», который ранее не был охвачен продукцией ОАО «Калинковичихлебопродукт». При этом ожидаемый прирост выручки от реализации нового продукта по каналам товародвижения составит 8%, при том, что затраты на внедрение нового продукта увеличатся к прошлому периоду 0,11%. Экономический эффект от реализации отражен в Приложении Л. По данным Приложения Л видно, что внедрение предложенных мер по повышению конкурентоспособности ОАО «Калинковичихлебопродукт» за счет выпуска нового продукта (цельнозерновая мука) и выхода на новый сегмент рынка позволит увеличить выручку от продаж на 8%, при этом себестоимость увеличится на 6,6%, а чистая прибыль предприятия возрастет на 34%, при прочих неизменных показателях отчетного периода. Выручка от реализации данного вида муки планируется в размере 4187,28 тыс. руб. Расходы на производство данной муки составят 711,09 тыс. руб. Это будут, главным образом, расходы по сырью и упаковке продукции, а также небольшая доплата работникам за производство нового продукта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы были решены следующие поставленные задачи:
1. Рассмотрено и изучено понятие и сущность товарной политики. Товарная политика является комплексом стратегических маркетинговых решений, которые определяют направления разработки и выпуска на рынок какого-либо нового или модифицированного товара предприятия. Она включает в себя формирование свойств продукта и его образа, формирование ассортимента на предприятии, разработку упаковки, «брэндинг», планирование объемов производства. Товарная политика очень важна для предприятия, если оно хочет быть конкурентоспособным и постоянно обновлять ассортимент, привлекая все новых и новых покупателей. Успех товарной политики предприятия зависит от четко сформулированных целей производства, сбыта и экспорта, наличия стратегии сбыта, знания рынка сбыта, четкого осознания возможностей и перспектив развития предприятия. Различают следующие направления товарной политики: индивидуализация, постоянная модернизация и совершенствование товара, разработка новых товаров, продажа товаров более высокого качества по ценам товаров низкого качества.
2. Рассмотрены формы реализации и оценена эффективность осуществления товарной политики на промышленном предприятии. Формой реализации товарной политики на промышленном предприятии является произведенный товар (промышленная продукция). Различают следующие показатели: показатели рыночной эффективности, показатели конкурентной эффективности, показатели деятельности потребителя. Каждый из этих показателей играет важную роль в переходе предприятия на более высокий уровень эффективности и рентабельности товарной политики промышленного предприятия.
3. Проведен анализ состояния, специфики и тенденций развития хлебопекарного рынка Республики Беларусь. На данный момент данный рынок имеет большие возможности для увеличения количества предприятий, создания конкурентоспособной продукции, новых рабочих мест. Ведь хлебопечение является социально значимой отраслью Республики Беларусь. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную для себя задачу – обеспечение населения дешевой и в то же время качественной продукцией как можно большее количество человек.
4. Оценена хозяйственная деятельность ОАО «Калинковичихлебопродукт». На основании проведенного анализа был сделан вывод, что экономическое положение ОАО «Калинковичихлебопродукт» за анализируемый период ухудшилось, а именно:
- выручка от реализации продукции в 2016 году снизилась на 12641,1 тыс. руб. (темп 81,2%), в 2017 году – на 3610 тыс. руб. (темп роста – 93,4%).
- себестоимость реализованной продукции также из года в год снижается – на 11978,4 тыс. руб. в 2016 году (темп роста 79,7%) и на 3081 тыс. руб. в 2017 году (темп роста 93,5%. Это бы являлось положительным моментом, если бы реализации продукции росла.
- прибыль от реализации продукции также в 2016 году снизилась 674,5 тыс. руб. (темп роста 87,6%), в 2017 году – на 392 тыс. руб. (темп роста 91,8%).
- рентабельность продаж имеет тенденцию к росту в текущем году – в 2015 году данный показатель составлял 8,09%, в 2016 году 9%, а в 2017 также %, однако, несмотря на это, объемы снизились.
- с каждым годом растут расходы предприятия – в 2016 году они возросли на 662,7 тыс. рублей. В 2017 году наблюдается положительная динамика снижения расходов на 3470 тыс. руб.
- показатель чистой прибыли имеет положительное значение только в 2015 году, в 2016 и 2017 гг. ОАО «Калинковичихлебопродукт» потерпело убытки в размере 8148 и 5385 тыс. рублей соответственно.
- что касается показателя фондоотдачи, то он по сравнению с 2015 годом снизился в 2016 году на 7,08. Это означает, что основные средства используются неэффективно. В 2017 году данный показатель возрос на 4,77 за счет снижения стоимости основных средств предприятия.
5. Проанализирована действующая товарная политика ОАО «Калинковичихлебопродукт». ОАО «Калинковичихлебопродукт» является довольно крупным предприятием отрасли, однако в настоящее время его показатели экономической эффективности несколько снизились. Также в результате анализа были выявлены следующие недостатки:
- устаревшая товарная политика;
- отсутствие рекламы;
- отсутствие новых рынков сбыта.
Однако для разработки грамотной товарной политики предприятие имеет следующие возможности:
- расширение ассортимента продукции, очень высокого качества, и на этой основе повышение конкурентоспособности продукции, как на внутреннем рынке, так экспортируемой продукции;
- обновление производства с внедрением нового оборудования и современных технологий;
- достойная цена;
- квалифицированный персонал.
6. Разработаны основные направления совершенствования товарной политики ОАО «Калинковичихлебопродукт». Для ОАО «Калинковичихлебопродукт» были разработаны следующие направления совершенствования товарной политики:
- производство цельнозерновой муки для хлебозаводов крупных городов и поставки на экспорт;
- замена полипропиленовых мешков для муки на экологичные бумажные мешки для улучшения качественных характеристик продукта;
- открытие цеха по производству различных видов дрожжей, как сопутствующего товара.
Данные мероприятия помогут улучшить экономические показатели деятельности предприятия, сбыт продукции, узнаваемость предприятия на рынке и повысит его конкурентоспособность.
1 Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для вузов / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 524 с.
2 Багаутдинова, Н.Г. Промышленный маркетинг: учеб.пособие/ Н.Г.Багаутдинова, Д.С.Новиков, В.А. Саламашкин / Мин-во образ. РФ, Каз.го.техн.ун-т. – М.:ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 238 с.
3 Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – М.: КНОРУС, 2005. – 672 с.
4 Брагина Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Л.А. Брагина – М.: Юрайт, 2014. – 520 с.
5 Веснин В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби. –изд-во Проспект, 2015. – 504 с.
6 Гиляровская Г.В. Экономический анализ / Г.В. Гитляровская, Г.Н. Корнякова, Г.Н. Соколова. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2014. – 615 с.
7 Дорошев В.И. Теория маркетинга: учебник / В.И. Дорошеев. – Москва, ИНФРА-М 2000. – 548 с.
8 Дурович А. П. Маркетинговые коммуникации: курс интенсивной подготовки / А. П. Дурович, Н. И. Гришко. – Минск: современная школа, 2010 – 221c.
9 Карпеко О.И. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / О.И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2010. – 415 с.
10 Коротков А.В. Управление маркетингом: учеб. пособие / А.В. Коротков, И.М. Синяев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 463 с.
11 Маринич Л.В. Настоящее и будущее хлебопекарной отрасли Беларуси – Интервью ИА ProdNews с И.О. Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pimr.poznan.pl/biul/2017_4_MK.pdf/ – Дата доступа 25.03.2018.
12 Седин В. А. Департамент по хлебопродуктам Республики Беларусь / В.А. Седин / Журнал Хлебопек. – 2016. – № 2 (31). – С.9.
13 Седин В. А. Основные задачи департамент по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь / В. А. Седин / Белорусское сельское хозяйство. – 2016. – № 3 (71). – С.145.
14 Шигатова О.В. Развитие хлебопекарной промышленности Республики Беларусь в современных условиях хозяйствования/О. В. Шигатова //Экономика и менеджмент. Часть 2: Матер.межд. научной конфер. /Кол.авт. – Горки, 2016. – с.94-96.
15 Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://apk.givc.by. – Дата доступа: 21.03.2018.
16 Журнал «Хлебопек» – путеводитель в сфере хлебопечения и кондитерского производства. – Режим доступа: http://www.hlebopek.by/details.php?id=num_articles&num_news=4053. – Дата доступа: 25.03.2018.
17 Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь; ред кол.: И.С. Кангро (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2017. – 402 с.
18 Корпоративный сайт ОАО «Калинковичихлебопродукт» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kkhp.by/. – Дата доступа: 26.03.2018.
19 Дифференциация товара [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://prodawez.ru/marketing/differenciaciya-tovara.html. – Дата доступа: 25.03.2018.
20 Бумажные мешки для муки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.upakovano.ru/articles/1309. – Дата доступа: 26.03.2018.
21 Бизнес по производству дрожжей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.openbusiness.ru/html/dop8/dr.htm.– Дата доступа: 26.03.2018.
22 АВС-анализ ассортимента товаров [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://blogmarketologa.ru/for-marketolog/analiz/abc-analiz-assortimenta-chto-k-chemu/.– Дата доступа: 09.04.2018.
23 Матрица БКГ: что такое, как построить и проанализировать [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/matrica-bkg. - Дата доступа: 10.04.2018.