ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1 Сущность и содержание категории "человеческий капитал"
1.2 Классификация видов человеческого капитала
1.3 Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты
2 Реализация человеческого капитала и его воздействие на рыночную экономику
2.1 Реализация человеческого капитала в экономически развитых странах
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СТРАНАХ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
4 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Тематика "Человеческий капитал " исследуется на стыке одновременно нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для нынешнего состояния науки свойственен переход к глобальному обсуждению проблем тематики человеческий капитала.
Высокая важность и недостаточная практическая исследованность проблемы человеческого капитала устанавливают бесспорную новизну данного изучения.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Человеческий капитал и его значимость в экономике" необходимо в целях наиболее полного и аргументированного разрешения частных важных проблем темы этого изучения.
Актуальность настоящей работы определена, с одной стороны, огромным увлечением к проблеме "Человеческий капитал " в современной науке, с другой стороны, ее малой разработанностью. Анализ проблем сопряженных с предоставленной темой носит как теоретическую, так и практическую важность.
Проблема концепции человеческого капитала весьма актуальна в наше время, невзирая на то, что технический прогресс всегда больше вводится в нашу жизнедеятельность. Концепции «человеческого капитала» стало придаваться огромное значение, так как она позволяла с общих позиций исследовать многочисленные явления рыночных связей, раскрывать результативность вложенных в человеческий фактор денежных средств. В производстве труд людей со временем заменяется работой машин. Однако человек постоянно есть и будет выше всей техники, таким образом как он является ее прямым создателем.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1 Сущность и содержание категории "человеческий капитал"
Некоторые люди рождаются с определенными способностями или, по крайней мере, с необычными возможностями для их развития. Огромные зарплаты профессиональных спортсменов, первоклассных оперных певцов и других суперзвезд являются прямым следствием проявления этих возможностей. Но те способности, с которыми люди рождаются – лишь полдела. Обучение и образование важны, по крайней мере, не меньше, чем врожденная способность для выполнения многих специальностей: от юристов и бухгалтеров до стеклодувов и парикмахеров [5, с. 46-54].
Пойти на курсы, чтобы стать бухгалтером, с этой точки зрения практически то же самое, что купить грузовик, чтобы заняться перевозкой гравия. В обоих случаях человек в данный момент совершает затраты, чтобы в будущем получить то, что даст ему возможность зарабатывать больше. Основное различие в данном случае состоит в том, что водитель грузовика приобретает капитал в виде машины, а бухгалтер получает человеческий капитал – капитал в виде умственных способностей [18, с. 255–256].
Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь – Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению [4, с. 56–59].
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ
2.1 Реализация человеческого капитала в экономически развитых странах
Реализация человеческого капитала в экономически развитых странах заключается в:
Во-первых, в росте ВВП и производительности труда. Зарубежные исследователи подсчитали, что рост продолжительности образования в стране на один год ведет к росту ВВП на 5—15%. В развивающихся странах этот показатель еще выше; для стран с низкими доходами он составляет 23%. По оценке Бюро трудовой статистики министерства труда США, повышение среднего уровня образования рабочей силы способствовало ежегодному приросту производительности труда за период с 1983 по 1992 год не менее чем на 20% [5, с. 46-54].
Во-вторых, с состоянием человеческого капитала общества, который определяется в первую очередь именно образовательным уровнем населения, очень тесно связана конкурентоспособность национальной экономики, определяющая перспективы развития страны. Сами знания быстро устаревают; но более образованные и квалифицированные люди способны быстрее переучиваться, осваивать принципиально новые технологии — и это обстоятельство становится решающим. Не удивительно, что в США ведущие вузы намерены отходить от традиционной для американской высшей школы узкой специализации и больше сосредоточиваться на подготовке кадров широкого профиля, вооружая специалистов основными научными принципами вместо информативных знаний и конкретных навыков [5, с. 46-54].
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СТРАНАХ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
На сегодняшний день человеческий капитал выступает одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности большинства хозяйствующих субъектов. В этой связи неотъемлемым элементом успешного развития организации являются инвестиции в человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал охватывают широкий спектр направлений: улучшение качества образования, повышение качества медицинского обслуживания и т.д. Особенно актуально относить сегодня к данным инвестициям затраты на фундаментальные научные разработки, поскольку именно в процессе развития науки происходит преобразование самих людей, которые в конечном итоге выступают носителями новых способностей.
Одним из важнейших направлений инвестиций в человеческий капитал является финансирование образования.
К основным участникам данного инвестиционного процесса относятся государство, организация, в которой работает собственник человеческого капитала, и непосредственно сами собственники человеческого капитала (работники). В частности, инвестиции государства выражаются в направлении бюджетных средств на образование своих граждан в различных учебных заведениях (школах, средних специальных и высших учебных заведениях и др.). При этом правительства разных стран тратят государственные средства с полной уверенностью, что хорошо образованное население будет способствовать ускорению развития страны.
4 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Республика Беларусь развивается в контексте мировых процессов, которые свойственны сообществу в целом, но прежде всего она решает проблемы формирования и распространения рыночных преобразований своей страны. Основой процессов развития новой экономики и трансформации трудовых отношений как на микро-, так и на макроуровне выступают привлечение в производство новых инвестиций; структурная перестройка предприятий и их техническое переоснащение; внедрение новых методов управления, новой технологии и видов изделий; повышение эффективности производства, качества продукции и рыночной восприимчивости; выход на новые рынки сбыта [3, с. 89-102].
Характерной чертой новой экономики является то, что наращивание запаса знаний приобрело публичный характер. Важность знаний заключается в том, что чистый запас невидимого капитала растёт быстрее запасов физического капитала [15, с. 72].
Если на протяжении предыдущих тысячелетий они накапливались и передавались будущим поколениям преимущественно в виде обычаев, традиций, начиная с эпохи Возрождения - через книгопечатание, школьное образование, то сегодня для этого используется информационное пространство. Когда-то источником и хранителем информации выступал человек, но с изобретением полиграфии эта функция от него перешла к книге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наконец, хотелось бы сделать общий вывод всему выше сказанному.
Человеческий капитал – капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.
Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты категории «человеческий капитал», раскрывается суть «человеческого капитала» в «новой экономике».
1 Базылева, М.Н. Человеческий, социальный и интеллектуальный капитал: соотношение понятий и роль в развитии трудовых отношений / М.Н. Базылева. – Экономика и управление. – 2008. – № 2.
2 Бондарь, А.В. Накопление человеческого капитала как источник экономического роста / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец // Науч. тр. Белорус.гос. экон. ун-та : юбил. сб. / Белорус. гос. экон. ун-т ; редкол.: В.Н. Шимов [и др.]. – Минск, 2008. – С. 35–41.
3 Бондарь, А.В. Человеческий капитал: содержание, методология исследования и условия развития / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец // Белорус.экон. журн. – 2008. – № 3. – С. 89–102.
4 Бондарь, А.В. Человеческий капитал – стратегический ресурс «новой экономики» / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец, Н.А. Яхницкая // Белорус.экон. журн. – 2007. – № 2. – С. 56–69.
5 Бондарь, А.В. Человеческое развитие в условиях перехода к экономике знаний: мировые тенденции и перспективы / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец // Науч. тр. Белорус.гос. экон. ун-та : юбил. сб.– Минск : БГЭУ, 2011. – С. 46 – 54.
6 Бондарь А.В. Управление здоровьем как общественным благом / А.В. Бондарь, Т.Г. Корнеевец // Научные труды Белорус.гос. экон. ун-та : юбил. сб. – Минск : БГЭУ, 2012. – С. 261–266.
7 Даниленко, Н. Н. Формирование человеческого капитала/ Н. Н. Даниленко, И. С. Долгополова. - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2009. - 119 с.
8 Демографический ежегодник Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; редкол.: Е.И. Кухаревич [и др.]. – Минск, 2012. – 500 с.
9 Железнякова, И.И. Человеческий капитал как основа инновационного развития экономики/ И.И. Железнякова// Актуальные вопросы формирования и развития региона [редколлегия:О. М. Демиденко и др.] - 2010. - С.62-64.
10 Корнеевец, И.В. Государственная политика формирования, накопления и использования человеческого капитала: механизм и приоритеты реализации / И.В. Корнеевец // Науч. тр. Белорус.гос. экон. ун-та : юбил. сб. / Белорус. гос. экон. ун-т ; редкол.: В.Н. Шимов [и др.]. – Минск, 2009. – С. 154–160.
11 Корнеевец, И.В. Человеческий капитал и человеческий потенциал: соотношение категорий / И.В. Корнеевец // Вес. Ин-тасовр. знаний. – 2008. – № 2. – С. 69–72.
12 Корнеевец, И.В. Человеческий капитал: проблемы формирования, накопления и использования :моногр. / И.В. Корнеевец; под общ.науч. ред. проф. А.В. Бондаря. – Минск : БГЭУ, 2008. – 223 с.
13 Корнеевец, И.В. Управление человеческим капиталом в контексте становления инновационной экономики / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец и др. // Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально ориентированной экономики Республики Беларусь : моногр.; под общ.ред. В.Н. Шимова, Г.А. Короленка. — Минск : БГЭУ, 2012. — С. 3–11.
14 Корнеевец, И.В. Человеческое развитие в системе государственных приоритетов / И.В. Корневец // Экономический рост Республики Беларусь : глобализация, инновационность, устойчивость : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15–16 мая 2013 г. / Белорус. гос. экон. ун-т ; редкол. : В.Н. Шимов [и др.]. – Минск, 2013. – С. 68 – 70.
15 Кристиневич, С.А. Человеческий капитал как форма выражения национального богатства экономики инновационного типа/ С.А. Кристиневич// Актуальные вопросы формирования и развития региона [редколлегия:О. М. Демиденко и др.] - 2009. - С.71-73.
16 Майбуров, И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России / И. Майбуров // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2004. – № 4. – С. 3–13.
17 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2015. – 202 с.
18 Пороховский, А.А. Феномен «новой экономики» и функции государства // Российский экономический журнал. – 2002. – №9. – С. 255-256
19 Программа социально-экономического развития на 2016-2020 гг Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. – Минск 2018. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/press_office/massmedia/ soobschenija-smi-po-itogam-zasedanija-prezidiuma-soveta-ministrov-10032015g_i_0000003259.html.
20 Статистика Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь. – Минск 2018. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/.
21 Труд и занятость в РБ. Статистический сборник,2016 [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь. – Минск 2018. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/ofitsialnye-publikatsii_7/index_585/.
22 Устинова, К.А. Человеческий капитал в инновационной экономике [Текст]: монография / К.А. Устинова, Е.С. Губанова, Г.В. Леонидова. – Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. – 195 с.
23 Электронное правительство [Электронный ресурс]/ Статистические данные. – Минск 2018. – Режим доступа: http://giprosvjaz.by:20211/mi/69.