ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
1.1 Экономическая сущность и классификация цепей поставок
1.2 Управление цепями поставок
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОМЕЛЬДРЕВ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ закупочной деятельности
2.3 Анализ транспортной деятельности
2.4 Анализ системы складирования
2.5 Анализ распределения готовой продукции
ГЛАВА 3 ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК В ЦЕПИ ПОСТАВОК
3.1 Направления сокращения логистических издержек в цепи поставок
3.2 Расчет эффективности предложений по сокращению логистических издержек в цепи поставок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная организация и управление цепочкой поставок оказывает решающее влияние на темпы и пропорции экономического развития национальной экономики. Реализуя функции распределения и обмена, сформированные цепочки поставок определяют динамику товарно-материальных, информационных, финансовых и других потоков в процессе воспроизводства.
При управлении цепочкой поставок задача состоит в объединении рынка, торговой сети, производственного процесса и закупочной деятельности таким образом, чтобы обеспечить обслуживание клиентов на более высоком уровне и с более низкими затратами.
Несмотря на общее признание роли управления цепочками поставок и взаимодействия с поставщиками, в исследовательской литературе по-прежнему отсутствует четкое понимание важности и статуса поставок на предприятии, их влияние на производительность предприятия. Разработка документированной стратегии часто рассматривается как необходимый и достаточный шаг для создания эффективной цепочки управления цепочками поставок, но не учитывает тот факт, что документированная стратегия не всегда приводит к внедрению стратегического мышления на предприятии.
Логистика способствует решению проблемы оптимизации материальных потоков по всей цепочке поставок в целом. Комплексный инструментарий логистики нацелен на максимизацию качественных и количественных характеристик всех элементов цепочки поставок. Он фокусируется на таком подходе, в котором потребности рынка трансформируются в производственный план и стратегию, связывая его с стратегией и планом закупок.
Управление поставками является эффективной стратегией получения конкурентных преимуществ и привлекает исследователей, которые пытаются объяснить природу этой концепции, найти детерминанты ее появления и изучить перспективы развития. Одной из таких перспектив является интеграция управления поставками с логистическим и маркетинговым подходом, который, с одной стороны, предоставляет возможности для значительного повышения эффективности снабжения, а с другой - требует серьезного развития концептуальной основы этого направления.
Важным условием эффективного функционирования цепей поставок является снижение логистических издержек товародвижения. Определяющую роль в калькуляции издержек на конкретные виды деятельности
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
1.1 Экономическая сущность и классификация цепей поставок
Цепь поставок (процессное понимание) – это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
Цепь поставок (объектное понимание) – это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя [14, с. 72].
Основные характеристики цепи поставок, отличающие ее от обычных перевозок грузов:
– это сеть компаний-партнеров, а не конкурентов;
– цель цепи поставок - получение максимальной добавочной стоимости и прибыли для всех взаимодействующих компаний;
– цепь поставок состоит из автономных организаций разного типа;
– партнеры действуют согласованно по общим правилам стратегии и тактики;
– совместное изучение потребностей рынка и проектирование товара;
– характер и потребительская стоимость товаров по мере продвижения по цепи поставок меняются - от материалов до готового товара, при этом создается дополнительная ценность;
– организация работы и управление цепью поставок — совместное совершенствование параметров материальных и информационных потоков при доставке грузов;
– совместное распределение доходов и прибыли [7, с.115-119].
Цепи поставок классифицируют по следующим признакам:
– по сложности структуры и числу участвующих партнеров: простые ЦП, сложные ЦП, сети поставок;
– по стратегии - регулярное экономное снабжение (Lean) и быстрое (Agile) реагирование на запросы рынка;
– по роду грузов: типовые, одинаковые и разнообразные; штучные, сыпучие, жидкие, газообразные;
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОМЕЛЬДРЕВ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ОАО «Гомельдрев» отсчитывает свою историю с создания в 1929 году деревообрабатывающего комбината. Тысячный коллектив рабочих, ИТР и служащих начал выпускать мебель, паркет, телеги. Комбинат имел свою электростанцию на 1000 киловатт, ремонтно-механическую мастерскую и паровые сушилки. К 1934 году был построен рабочий посёлок, два интерната на 350 человек, столовая.
В 1971 году на базе Гомельского ордена Трудового Красного Знамени деревообрабатывающего комбината было создано производственное деревообрабатывающее объединение «Гомельдрев». В его состав, на правах филиалов вошли: фанероспичечный комбинат, мебельная фабрика «Прогресс» и леспромхоз. Общая численность достигла 8000 чел.
К этому времени производственная программа объединения «Гомельдрев» включает лесопиление, сушку, деревообработку, строганный шпон, корпусную и мягкую мебель, стулья, багет, спички и клееную фанеру. В составе объединения находилось также производство спецавтофургонов для Минобороны СССР, которое занимало 45% от общего объёма выпускаемой продукции объединения в целом и 63% от объёмов выпуска продукции головного предприятия.
До 1992 года предприятием выпускался довольно узкий ассортимент мебели. По эксплуатационным характеристикам это была, в основе своей, бытовая мебель предназначенная для обстановки комнат общего назначения. По функциональным признакам – мебель корпусная (многосекционные шкафы общего назначения «Ипуть» и «Вежа»), мебель для сидения (стулья), и мебель для приема пищи (столы обеденные).
В 1994 году, в связи с отсутствием заказов от Минобороны СССР производство спецавтофургонов было резко сокращено, а к концу года и полностью прекращено.
Перед предприятием стала трудная задача по демонтажу оборудования кузовного производства, капитальному ремонту цеха с устройством мозаичных полов, заменой витражей и остеклением фонарей стеклопакетами, реконструкцией отопления и освещения. Параллельно с реконструкцией конверсионного цеха шла стратегическая подготовка всей технологической цепочки к производству мебели из натуральной древесины.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК В ЦЕПИ ПОСТАВОК
3.1 Направления сокращения логистических издержек в цепи поставок
Одной из статей, оказывавшей существенной влияние на рост расходов на распределение и сбыт продукции в организации, были расходы на содержание персонала, темпы роста которых превышали темпы роста реализации продукции в 2016 году.
В современных условиях хозяйствования существующая повременно-премиальная система оплаты и стимулирования труда работников отделов ОАО «Гомельдрев», отвечающих за эффективность функционирования системы товародвижения на предприятии, на наш взгляд, не в полной мере стимулирует работников на увеличение объёмов продаж и рационализацию движения ресурсов.
Такая система оплаты труда рабочих, по сути, не зависит от эффективности деятельности предприятия и самих работников и, в частности, от соотношения темпов роста продаж, снижения запасов, увеличения оборота по каналам сбыта и среднемесячной заработной платы, и поэтому не может снижать негативное влияние внешних и внутренних факторов, что, в конечном итоге, приводит к перерасходу фонда оплаты труда.
Поэтому непосредственно для работников отделов сбыта ОАО «Гомельдрев», от эффективности выполнения обязанностей которых напрямую зависит объем реализации продукции и минимизация расходов на товародвижение, то есть выполнение логистических задач в области реализации логистического управления процессом распределения, можно предложить следующий подход к организации премирования и выплаты заработной платы.
Направлением улучшения системы управления финансами на ОАО «Гомельдрев» может быть внедрение в практику работы организации полноценной системы финансового планирования. Как показал проведенный анализ, финансовое планирование доходов и расходов в организации на неделю и на месяц либо не осуществляется вообще, либо осуществляется периодически и не в полной мере.
Поэтому для ОАО «Гомельдрев» предлагается организовать постоянно функционирующую систему финансового планирования денежных потоков в организации в разрезе доходов и расходов: составление еженедельного платежного календаря;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цепь поставок (процессное понимание) – это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
Процесс управления цепями поставок представляет собой интеграцию ключевых бизнес-процессов и координацию действий контрагентов цепи с целью синхронизации всех видов деятельности, выполняемых в ходе производства и дистрибьюции, которые добавляют ценность для конечного потребителя, и устранения всех неэффективных видов деятельности.
ОАО «Гомельдрев» является одним из крупнейших и старейших мебельных предприятий в Республике Беларусь, присутствует на рынке с 1879 года.
Не глядя на рост величины выручки от реализации на предприятии, наблюдалось ухудшение финансовых результатов, вплоть до образования чистого убытка в 2016 году на суму 2480 тыс р. Происходил устойчивый рост затрат в расчете на 1 р. произведенной и реализованной продукции, фондоотдача снизилась 1,09 р. и составила 1,73 р., а рост производительности носил искусственный характер и объяснялся снижением численности работников, а не приростом объемов производства продукции. Рентабельность продукции снизилась на 6,81 п.п. и составила всего 3,76 %, а рентабельность производства – на 7,91 п.п., до 3,90 %.
Управление закупками и запасами на ОАО «Гомельдрев» осуществляется отделом снабжения, отвечающим за материально-техническое обеспечение производственной деятельности.
Транспортный цех ОАО «Гомельдрев» является отдельной структурной единицей организации.
Основной задачей цеха является транспортировка грузов, необходимых для нормального функционирования всех цехов и подразделений ОАО «Гомельдрев».
В соответствии с СТБ 2133-2010 склад сырья и материалов ОАО «Гомельдрев» можно отнести к классу С.
Организацией продаж, реализацией сбытовой политики и распределительной логистики в ОАО «Гомельдрев» занимается отдел продаж, подчиненный директору предприятия через находящегося в его непосредственном подчинении начальника отдела.
1 Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – С 484.
2 Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 304.
3 Голубков, Е. П. Генерация идей как этап процесса разработки нового продукта // Маркетинг в России и зарубежом. – 2014. – № 2. – с. 17-23.
4 Горяев, Н.К. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – С. 178.
5 Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – М.: Юрайт, 2011. – С. 734.
6 Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / Ирэна Дехтяренко, Алексей Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
7 Дроздов, П.А. Основы логистики: учебное пособие / П.А. Дроздов. – Минск, 2008. – 211 с.
8 Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие. – Минск: ИБМТ БГУ, 2014. – С. 103.
9 Дыбская, В. В. Логистика складирования: учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – 559 с.
10 Зарицкий, П. Складской рынок России в условиях экономической нестабильности: спрос и предложение // Логистика. – 2015. – № 10. – с. 32-38.
11 Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность: Даниил Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
12 Клепиков, В. Анализ характеристик перевалки грузов с железнодорожного на морской транспорт с использованием аналитических решений // Логистика. – 2015. – № 10. – с. 32-38.
13 Кузнецова, Т.В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т.В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014. – № 1. – С. 32-34.
14 Логистика складирования: учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – 559 с.
15 Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
16 Немогай, Н. В. Логистика и управление цепочками поставок как фактор конкурентоспособности отечественных организаций // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2013. – № 3. – с. 27-31.
17 Основы складской логистики: учеб. пособие / Багинова В. В., Николашин В. М. – М., МИИТ, 2010. – 86 с.
18 Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учеб. пособие для ВУЗов / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2012. – 640 с.
19 Сербин, В. Д. Основы логистики: учеб. пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 253 с.
20 Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
21 Экономика предприятия: учебник для экономических вузов / Под ред. А. И. Руденко. – 2-е изд., пераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2010. – С. 475.