ВВЕДЕНИЕ
1 МОНОПОЛИЗМ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1 Монополия: понятие, виды, социально-экономические последствия
1.2 Особенности государственного регулирования естественных монополий
1.3 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования в России
2. АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Институциональная среда регулирования деятельности монополий
2.2 Анализ регулирования естественных монополий
2.3 Анализ деятельности монополий
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная международная экономика функционирует в условиях инновационного развития. На этом этапе экономика характеризуется широким распространением инновационного разделения производства, что, с одной стороны, является результатом расширения границ технологической совокупности, а с другой стороны – проявляется в виде процесса внедрения рыночной власти и бизнеса.
Сегодня проблема монополизации хозяйственной жизни привлекает внимание не только специалистов, но и широкие слои населения.
В каждой стране существуют монополии, которые захватывают львиные доли рынка и возникает необходимость ограничивать их влияние, то есть применять антимонопольную политику. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
1 МОНОПОЛИЗМ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1 Монополия: понятие, виды, социально-экономические последствия
Монополией называют такое положение в хозяйственном процессе, когда есть только один единственный продавец данной услуги/товара, то есть конкуренции в данном случае совсем отсутствует [4].
На самом деле есть довольно много видов монополии.
Самым идеальным положением для монополистов является ситуация, когда нет товаров-заменителей. Хотя из практики они ест всегда, но весь вопрос заключается в том, насколько эти товары эффективны и смогут ли удовлетворить потребности покупателей.
В экономической науке различает такие следующие виды монополии [4]:
- закрытая монополия, когда доступ к информации, различным ресурсам, лицензиям, технологиям и различным аспектам закрыт, но рано или поздно он становится доступным;
- естественная монополия определяется как положение, которое предполагает, что есть состязательность и конкуренция, вследствие которых средние издержки достигают своего минимума в тех случаях, когда компания обслуживает рынок целиком, но при этом она существует только там, где из-за различных обстоятельств выгодно что-то создавать только в рамках одной фирмы, а не нескольких;
- открытая монополия представляет собой такое положение дел, когда компания становится единственным поставщиком услуг или продукта, и на это не влияют какие-либо специальные ограничения в плане конкуренции, например, какой-то конкретный бренд;
2. АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Институциональная среда регулирования деятельности монополий
Во всех странах есть антимонопольное законодательство, суть которого состоит в ограничении негативного влияния в результате монополизации рынка. Первый раз такое законодательство было принято в 1883 г. в штате Алабама, а первый закон на национальном уровне был принят в США в 1890 г.
Сегодня антимонопольное законодательство представлено двумя направлениями [3]:
1) Против фирмы как структурной единицы, когда осуществляется контроль государственных органов над процессом слияния и поглощения фирм, что может привести к монополизации рынка. Фирма может увеличиваться в размерах при помощи концентрации и централизации производства и капитала. Под концентрацией в данном случае стоит понимать процесс расширения фирмы за счет средств, которые фирма вкладывает в производство. Централизация – это объединение нескольких фирм в одну добровольно или принудительно. Добровольно фирмы объединяются за счет обмена акций или создают новую фирму. Принудительное объединение подразумевает ситуацию, когда более сильная фирма приобретает контрольный пакет акций более слабой фирмы и включает ее в свою структуру.
2) Против отдельных действий, которые осуществляет фирма, когда данные действия нарушают справедливую конкуренцию.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Монополизм в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась ненужной, а централизация и укрепление производства обосновывались положительным эффектом масштаба. Уровень монополизации белорусской экономики, определяемый количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок.
Монополизм многих предприятий обуславливается тем, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка не стали бы монополистами.
Значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.
Экономическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий.
Согласно на 01 января 2018 г. в Республике Беларусь на республиканском уровне насчитывается 27 хозяйствующих субъектов по отраслям, которые занимают доминирующее положение на товарных рынках (таблица 3.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив понятие монополизма, его основные показатели, методики оценки монополизма, рассмотрев особенности монополизма в Российской Фелерации, а также проанализировав антимонопольное регулирование в Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы:
Монополией называют такое положение в хозяйственном процессе, когда есть только один единственный продавец данной услуги/товара, то есть конкуренции в данном случае совсем отсутствует. Монополия может быть закрытой и открытой, естественной, чистой, а также монополия ценовой дискриминации и ресурсная монополия.
В качестве источников монополии выступаю инновации, крупные капиталовложения, эффект масштаба, законодательные барьеры и прочее. Наиболее значительной монопольная власть является в случае с абсолютно неэластичным спросом, отсутствием субститутов в других отраслях и высокими входными барьерами. Однако в реальности абсолютно неэластичного спроса не существует, а многие источники монопольной власти являются временными.
В отличие от совершенного конкурента монополист является «создателем цены», а его предельный доход падает и зависит от эластичности спроса.
К основным негативным последствиям монополизма относят перераспределение доходов общества, чистые потери благосостояния и Х-неэффективность. Ущерб эффективности заключается в неэффективном привлечении ресурсов и их неэффективном использовании.
Целью регулирования монополии является увеличение объема выпуска, снижение цены и монопольной прибыли.
1. Балакина, Т.П. Микроэкономика: промежуточный уровень. Сборник задач с решениями и ответами: Учебное пособие. / Т.П. Балакина, Е.А. Левина, Е.В. Покатович и др.. - М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 503 c.
2. Борисевич М. М. Антимонопольное регулирование. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2014. - № 5-6.
3. Вечканов Г. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
4. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е издание Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2012 – 464 с.
5. Гальперин, В.М. Микроэкономика. В 3-х т. Т. 2. Микроэкономика / В.М. Гальперин. - СПб.: Эк. шк. ГУ ВШЭ, 2012. - 512 c.
6. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Гомель, 2017 Режим доступа: http://www. economy. gov. by/ru/antitrust/national-competition-policy-in-the-rb.
7. Гусейнов, Р.М. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2012. - 447 c.
8. Завязочникова М. В. Правила для бизнеса. - Уроки судебных дел: Сборник / сост.; под ред. С. Г.Пепеляева-Москва:, 2013. – 512 с.
9. Ивановская И. В., Драгун Н. П. Методика определения согласованных действий товаропроизводителей при формировании отпускных цен // Вестник БГЭУ. 2015. № 1. С. 55–60.
10. Кожекин Ю.П. Микроэкономика: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» (программа подготовки бакалавров) / Ю.П. Кожекин, Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2011. - 202 с.
11. Комаров А. В., Пилюк К. А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 46-53.
12. Косинов В. А. Влияние кризиса на развитие конкуренции в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1266–1270.
13. Маховикова, Г.А. Микроэкономика 2-е изд., пер. и доп. учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 281 c.
14. Микроэкономика: учебник./ И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 272 с.
15. Мочерный, С.В. Экономическая теория / С.В. Мочерный. – М.: ПРИОР, 2000. – 211 с.
16. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Официальная статистика. Реальный сектор. Транспорт. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/
17. Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2016 № 1475.
18. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 № 2034-XІІ (в ред. от 22.12.2011).
19. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31.12.2010.
20. Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах: постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 № 9.
21. Об утверждении Инструкции по выявлению монопольных цен: постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 № 10.
22. Розанова, Н.М. Микроэкономика. руководство для будущих профессионалов в 2 т 3-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 800 c.
23. Санько, Г.Г. Устойчивое развитие экономики Беларуси: теоретические и организационные аспекты / Г.Г. Санько. – Мн.: БГЭУ, 2006. – С.16 – 21.
24. Тагирова А. В. Государственное регулирование конкуренции в РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 12(44). – Новосибирск: СибАК, 2014.
25. Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г. П. Журавдевой. – 6-е издание., испр и доп.. – М Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014, 936 стр.