Введение
1 Взаимосвязь инфляции и безработицы в экономике. Интерпретация кривой Филипса П. Самуэльсоном и Р Салоу и современные подходы
2 Особенности проведения политики занятости с учетом взаимосвязи инфляции и безработицы на примере Республики Беларусь
3 Анализ антиинфляционной политики и политики занятости в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Инфляция является сложнейшим экономическим макроявлением. В экономике данное понятие впервые появилось ещё в XIX веке. В то время инфляцию определяли как процесс увеличения количества наличных денег в обращении. Если же говорить об инфляции сегодня, то она приобрела не-сколько иной смысл. Увеличивая свои масштабы, за последние три десятилетия данное понятие стало постоянным для многих стран.
Уровень инфляции играет одну из важнейших ролей в экономиках разных стран мира. Считается, что 2-3% в год положительно влияют на экономическое развитие. Если выше, то экономический рост страны замедляется, ее благосостояние уменьшается, что оказывает влияние на все сферы общественной жизни. У каждой отдельной страны существуют свои способы борьбы с этой формой макроэкономической нестабильности, и все эти способы требуют индивидуального подхода, так как у каждого государства своя экономическая ситуация. Задача правительства – поддержание уровня инфляции на благоприятном для экономического развития уровне. Поэтому оно разрабатывает эффективную денежно-кредитную политику.
1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ЭКОНОМИКЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КРИВОЙ ФИЛИПСА П. САМУЭЛЬСОНОМ И Р САЛОУ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Сегодня практически на все товары растут цены, причем рост цен про-исходит каждый день. Повышение цен уже охватило и товары, и производство в целом, к тому же это происходит неравномерно во времени. В главную очередь повышение цен произошло на материально-вещественные эле-менты, находящиеся в сфере обращения, а товарно-материальные ценности, сосредоточенные в запасах, постепенно начинают обесцениваться. Сейчас необходимо систематически переоценивать запасы сырья, материалов, незавершенное производство во избежание финансовых трудностей. Но повышение цен происходит быстрее, чем осуществляется сама работа. Такая ситуация складывается всегда после резкого скачка цен, при этом оборотные фонды предприятий не переоцениваются, в результате чего образовывается острая нехватка оборотных средств, что и является одной из причин кризиса неплатежей.
При высоком уровне инфляции появляется цепь неплатежей, и естественно ухудшается финансовое состояние предприятий и фирм. Зачастую предприниматели используют наличные деньги в хозяйственном обороте, чтобы избежать налогообложения.
2 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ С УЧЕТОМ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Инфляция и безработица – это два макроэкономических явления, которые вызывают интерес не только в теоретическом плане, но и практическом. Высокий уровень любого из этих показателей влечет за собой значительные издержки для экономики и оказывает негативное влияние на ситуацию в социальной сфере. Оба явления в той или иной мере сказываются на экономическом положении и каждого отдельного субъекта экономики. Это и объясняет интерес макроэкономической науки к причинам возникновения этих явлений и методам их регулирования. Особый интерес представляет исследование взаимосвязи между ними.
Говоря об общем экономическом состоянии Республики Беларусь, следует рассмотреть один из важнейших её показателей – ВВП. В целом за 2010-2016 годы ВВП республики увеличился в сопоставимых ценах на 11,2% при росте производительности труда за этот период на 17,8%.
ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в республике вырос с 15,4 тыс. долларов США в 2010 году до 17,7 тыс. долларов США в 2015 году. Среди стран СНГ по этому показателю Беларусь занимала 4 место из 11 стран, опережая такие страны, как Армения, Туркменистан, Украина.
3 АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
В Республике Беларусь уровень инфляции в последние годы постепенно снижается, так например в по итогам 2017 года инфляция не превысила прогнозных показателей и составила 4,6%[5].Дальнейшее снижение инфляции ожидается в 2018 году. Правительство к концу 2020 года прогнозируют снижение инфляции до 5%.Пути решения этой задачи изложены в антиинфляционной программе, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 733/17. В ней изложен перечень мер, которые предстоит реализовать Правительству, отдельным министерствам и местным властям, чтобы создать условия для ускорения роста экономики и повышения эффективности экономической политики [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полностью устранить инфляцию невозможно, но ее можно сделать умеренной и управляемой. Такая инфляция будет благоприятствовать экономическому росту. Но выйдя из-под контроля, она оказывает целый комплекс негативных явлений на экономическое развитие. Повышение уровня цен и увеличение количества денег в обращении происходят неравномерно. Помимо этого, из-за инфляции усиливается социальная дифференциация населения страны, результатом чего является снижение реальных доходов, а сбережения населения стремительно дешевеют. У производителей высокий уровень инфляции связан с потерей заинтересованности в производстве качественных товаров. Одновременно с этим происходит увеличение выпуска низкокачественных товаров и сокращение производства относительно дешевых товаров. Инфляция ведёт к ухудшению условий жизни в первую очередь таких социальных групп, как пенсионеры, служащие и студенты, чьи доходы формируются за счет государственного бюджета.
1. Андрианова. В.Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования: учеб. пособие / В.Д. Адрианова. – М.:Мастер-класс,2010.- 150 с.
2. Антиинфляционная программа Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 31.08.2015 № 733/17[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.by
3. Белотелова, Н.П. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Н.П. Белатова, Ж.С. Белатова - Москва: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 484 с.
4. Безбородова, А., Мирончик, Н. Возможности применения режима монетарного таргетирования в Республике Беларусь // Банкаўскi веснiк. – 2015. – № 1. – С. 3-9.
5. Годовой отчет Национального банка республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by
6. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» № 409-З //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. - №169.-5/14142.
7. Индексы потребительских цен // Национальный статистический коми-тет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов эконом.специальностей вузов / И.М. Лемешевский. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: «ФУАинформ», 2009.- 702 с.
9. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов эконом. специальностей вузов/ Э.А. Лутохина [и др.] ; под ред. Э.А. Лутохиной - Минск: ИВЦ Минфина, 2005- 400 с.
10. Макроэкономика : учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий [и др.] ; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск : Амалфея 2013. – 311 с.
11. Макроэкономика : учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - Минск : БГЭУ, 2015. – 432 с.
12. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: Аналитическое обозрение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2017_12_ot.pdf.
13. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://www.mfts.gov.by/.
14. Официальный сайт комитета по статистике и анализу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/.
15. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год[Электронный ресурс] // Официальный сайт интернет-портала Президента Республики Беларусь – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/utverzhdeny-osnovnye-napravlenija-denezhno-kreditnoj-politiki-belarusi-na-2018-god-17768/
16. Статистический бюллетень Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by
17. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.// Национальный Интернет-портал РБ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by.
18. Трацевская Л.Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов неэкономических специальностей дневной и заочной формы обучения / Л.Ф. Трацевская. – Витебск: УО «ВГТУ», 2010. - 145 с.
19. Экономическая теория (Общие основы): курс лекций. / Пацкевич Л.П. – 6-е издание –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 277 с.
20. Экономика Беларуси в 2017 г вышла на траекторию роста [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by.