ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА: ПОНЯТИЕ, СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Рынок труда в Республике Беларусь: анализ и тенденции развития
2.2 Направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда Республике Беларусь развивался в достаточно сложных социально–экономических условиях существенного спада промышленного производства, снижения уровня жизни населения, а также покупательского спроса. Уход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования являлся основным направлением реформ, проводимых в Республике Беларуси.
Актуальность темы курсовой работы: переход к рыночной экономике не только усилил проблемы занятости, но и добавил к ним новые проблемы, которые связанны с перестройкой структуры экономики и появлением новых отношений в сфере труда, обусловленных разными формами собственности. Результатом такой перестройки стало высвобождение работников предприятий и пополнение ими рядов безработных. Тема безработицы весьма актуальна для экономики Республики Беларусь, так как наша экономика является социально–ориентированной и одной из главных целей является сдерживание безработицы на уровне ниже 1,5%. На данный момент в республике уровень безработицы достиг 1%.
Сбалансированный спрос и предложение рабочей силы во время переходного периода невозможно достичь только при помощи рыночных механизмов, через рынок труда и конкуренции. Не могут рыночные механизмы повлиять на удержание безработицы в рамках допустимого уровня, а также на формирование рациональной структуры занятости.
Во время переходного периода ключевая роль в поддержании высоко уровня занятости населения лежит на государстве.
На макроэкономическом уровне национальная политика занятости населения включает в себя такие инструменты и методы влияния государства, как:
- эффективное использование рабочей силы;
- улучшение качества рабочих мест;
- рост образовательного и профессионального уровня рабочей силы;
обеспечение социальных и правовых гарантий занятости в сфере труда. Занятость населения – это основная макроэкономическая проблема, которая оказывает влияние не только на народ, но и на каждого человека в отдельности.
Тема рынка труда и занятости в стране занимает одно из первых мест в спектре современных проблем экономики, так как занятость – это значительный сектор социально–экономического развития общества, который сочетает в себе социальные и экономические результаты функционирования экономики страны. В свою очередь, рынок труда является одним из основных факторов, влияющих на формирование ВВП в стране, с одной стороны, а с
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА: ПОНЯТИЕ, СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования
Начиная с 1991 года начинается образование рынка труда в Республике Беларусь. В этот период были созданы государственная служба занятости информативно–правовая база его регулирования. Главными целями белорусского рынка труда являются поддержание низкого уровня безработицы населения, рост оплаты труда и высокий уровень занятости населения в стране.
Рынок труда – это область взаимоотношений между продавцами рабочей силы и покупателями-работодателями. На рынке труда взаимодействуют только те, у кого есть желание и возможность работать (к ним относятся как занятые, так и безработные) и те, кто нуждается в рабочей силе и нанимает работников для производства товаров и услуг. Исследователи относят рынок труда к списку самых несовершенных рынков.
Рынок труда также может характеризоваться как совокупность производственных отношений между работниками, работодателями и государством по поводу:
- взаимообмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы;
- размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения [1, c.248].
Функционально – организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:
- принципы государственной политики в области занятости и безработицы;
- систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему;
- фонд поддержки безработных;
- систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
Субъектами рынка труда продавец и покупатель, как и при любой сделке купли – продажи.
Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу в качестве товара, а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые решают в каком количество и каких работников им необходимо принять для решения задач.
Рынок труда – это в свою очередь динамическая система, которая включает в себя совокупность социально–трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения,
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Рынок труда в Республике Беларусь: анализ и тенденции развития
Рынок труда неспособен автоматически самостоятельно регулироваться этот момент и вызывает необходимость регулирования. Субъектом регулирования рынка труда является государство. Для этого оно проводит национальную политику занятости населения, которая характеризуется принципами и мерами, направленными на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения и предотвращение безработицы.
В Республике Беларусь существует Закон о занятости населения. На основе этого закона разработаны принципы государственной политики в области занятости в Республике Беларусь. Принципы в области занятости населения:
˗ предоставление равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
˗ гарантия мер, направленных на предотвращение безработицы;
˗ обеспечение социальных гарантий и компенсаций безработным;
˗ содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
˗ принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
˗ участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости населения при взаимодействии с государственными органами;
˗ международное сотрудничество в области занятости населения.
Для оценки современного состояния безработицы в Республике Беларусь проведем анализ основных показателей безработицы за период 2010–2015 гг.
Проведем оценку численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите рисунок 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании всего выше изложенного в курсовой работе сделаем следующие выводы:
Общественно–экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике называется рынком труда. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством), во–первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во–вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
Ситуация, при которой возможно трудоустройство всех желающих называется полной занятостью. В такой ситуации равновесный уровень заработной платы определяется исходя из совершенной конкуренции. Отметим, что полная гибкость реальной заработной платы, а наличие совершенной конкуренции являются важными предпосылками существования полной занятости. В случае существования этих условий в настоящем мире, не было бы необходимости в борьбе с безработицей.
Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития Республики Беларусь предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, способного не только оценить, какие ресурсы необходимы, но и просчитать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольшие доход.
Но пока такая ситуация в Республики Беларусь только формируется. Минимизация издержек в условиях инфляции крайне затруднена. Закон замещения факторов более дешевыми должен опираться на передовые технологии, а их внедрение идет очень вяло. Дефицитность товаров и ресурсов на фоне общего роста цен ведет к еще большему застою в производстве. Положение также усугубляется слабой рыночной системой оплатытруда.
Тут также нужно отметить, что проблема оплаты труда на сегодняшний день выдвинулась на первый план во всех отраслях народного хозяйства, на каждом отдельно взятом предприятии. После бурного разрушения плановой и становления основ рыночной экономики в центре внимания общества оказались в соответствии с логикой развития вопросы созидания, эффективности, конкурентоспособности и т.д.
Все факты свидетельствуют о том, что в Республике Беларусь еще не установилась четкая система управлению рынком труда. И это одна из первоочередных задач для выхода страны из глубокого экономического кризиса.
1. Агапова, И.И. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ, Издательство ЭКМОС, 1998 г. – 248 с.
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов обучающихся по гуманитарным и техническим специальностям. – М.: Юрайт–М, 2001 г. – 384 с.
3. Вводный курс по экономической теории/Под общей ред. акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА–М, 1999 г. – 364 с.
4. Всемирный банк обвинил Беларусь в занижении данных по безработице [Электронный ресурс] – Минск, 2016. – Режим доступа: http://n1.by/news/2012/07/10/360905.html – Дата доступа: 27.04.2016
5. Гендлер, Г. Цена труда и заработная плата. // Человек и труд. – Мн. – 2000 г. – №7. – с.66–70.
6. Данные о занятости населения. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators /main1.php. – Дата доступа: 27.04.2016
7. Данные переписи: безработица в Беларуси составляет 6% [Электронный ресурс] – Минск, 2016. – Режим доступа: http://telegraf.by/2011/11/dannie–perepisi–bezrabotica–v–belarusi–sostavlyaet–6. – Дата доступа: 227.04.2016
8. Демографическая политика Беларуси [Электронный ресурс] – Минск, 2016. – Режим доступа: http://socglobal.ru/obschestvovedenie/307–demograficheskaya–politika–belarusi.html – Дата доступа: 27.04.2016
9. Демографическая безопасность Республики Беларусь в условиях глобализации и мирового финансового кризиса / В. Л. Ефременко // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы III Международной научно–практической конференции: Минск, 19–20 мая 2010 г. : [в 2 т.] / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет. – Минск. – 88–89с.
10. Демографическая и социальная структура общества в период системной трансформации: сборник материалов республиканской научно–практической конференции, Брест, 12 – 13 мая 2011 года / [редколлегия:Е. В. Скакун (ответственный редактор), К. К. Красовский, С. Т. Кавецкий]. – Брест :БрГУ, 2011. – 129 с.
11. Демографическая наука Беларуси между революцией и войной / А. Г. Злотников // Социология. – 2011. – № 2. – С. 91–99.
12. Демографическая политика в области стимулирования рождаемости: опыт и перспективы / Н. Н. Привалова // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально–экономического развития: материалы XII Международной научной конференции (Минск, 20 – 21 октября 2011 г.) : в 3 томах / [редакционная коллегия: Червяков А. В. и др.]. – Минск. – ISBN 978–985–6762–58–4. – Т. 2: Секция 1. Макроэкономическая и институциональная политика и обеспечение внешней и внутренней сбалансированности экономики. Секция 2. Прогнозирование и регулирование социального развития. Секция 3. Прогнозирование развития межотраслевых комплексов и секторов экономики. – ISBN 978–985–6762–59–1. – 130–131с.
13. Демографическая ситуация: [статистические данные за 2014 г.] / Н. Н. Привалова // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2014. – № 5. – 22–24с.
14. Зубко, Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ, 1999 г. – 311 с.
15. Ивашковский, С.Н. Экономика. Микро и макроанализ. Учебно–практическое пособие. – М.: Дело, 1999 г., – 360 с.
16. Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000 г. – 864 с.
17. Козырев, В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999 г. – 368 с.
18. Колотущкин, В. Система РОСТ в действии // Трудовые отношения. – Мн. – 2001. – №3. – с.3–10.
19. Костюк В.Н. История экономических учений. Учебное пособие. – М.: Издательство Центр, 1997 г. – 224 с.
20. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е.М. Майбург. – М.:Дело, 2000 г. – 560 с.
21. Михайлушкин, А.И. Экономика. Учебник для технических вузов / А.И. Михайлушкин. – М.: Высшая школа, 2000 г. – 400 с.
22. Носова, С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 г. – 520 с.
23. Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник / Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА–М, 2001г. – 720 с.
24. Рофе, А.И. Экономика труда / А.И. Рофе. – М.: КноРус, 2010. – 400 с. 188–218
25. Сидорович, А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика/ А.В.Сидорович. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство ДИС, 1997 г. – 735 с.
26. Скрыпник, Н. Занятость в мире: перемены не в лучшую сторону / Н. Скрыпник // Человек и труд. – 2009. – №2 – С. 9 – 11
27. Соколова, Г.Н. Социально–экономические механизмы регулирования занятости населения / Г. Н. Соколова // Белорусский экономически журнал.– 2009. – №1. – С. 3 – 5
28. Состояние рынка труда. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2015. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie. – Дата доступа: 27.04.2016