ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
1.1 Экономика общественного сектора в экономической теории до ХХ в.
1.2 Экономика общественного сектора в экономической теории ХХ в.
2. ТЕОРИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
2.1 Общественный сектор в рыночной экономике
2.2 Государственное предпринимательство как инструмент хозяйствования в общественном секторе
3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
3.1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ Беларусь
3.2 Оценка социальных результатов деятельности общественного сектора Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Общественный сектор является равноправным участником деловых отношений в том случае, если он выходит на рынок с деловыми предложениями. Последние должны задействовать тот сектор экономики, которой не под силу рыночным структурам или которые не приносят такую прибыль, которая удовлетворяла бы частный бизнес. Из того факта, что рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить весь комплекс товаров, необходимых для функционирования экономики и нормальной жизни индивидов, следует вывод, что часть этих продуктов должно создавать государство.
Их существование связано с тем, что механизм свободного рынка позволяет потреблять только те продукты, которые имеют спрос, выражающийся в денежной форме. Но существуют потребности, которые никакими деньгами измерить нельзя. Например, дорожная разметка, вакцинация, содержание национальных сетей коммуникаций. К таким же товарам относятся и те, за которые нельзя взыскивать плату с отдельных индивидов. Без государственного сектора современная экономика обойтись не может. Этим и определяется актуальность темы данной курсовой работы.
Целью курсовой работы выступает изучение экономики общественного сектора и его значения в развитии государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы экономики общественного сектора;
- рассмотреть теорию хозяйствования общественного сектора;
- изучить общественный сектор экономики Республики Беларусь, его проблемы и направления развития .
Объект исследования - общественный сектор экономики.
Предмет исследования - изучение методологических аспектов общественного сектора экономики.
Тема достаточно широко проработана в отечественной и зарубежной литературе, в частности, можно выделить следующих авторов: Т.Н.Миронова, Дж.Стиглиц, Е.В.Балацкий и др.
В работе использованы как общие методы научного исследования, в том числе системный и диалектический методы познания, так и частно-научные приемы (формально-логический, аналитический).
При написании курсовой работы использовались данные из трудов отечественных и зарубежных ученых, справочная литература и информация из сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 46 с., 1 рисунок, 2 таблицы, 21 источник.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
1.1 Экономика общественного сектора в экономической теории до ХХ в.
В отношении к общественному сектору можно выделить две традиции: английскую (начиная с А.Смита) и континентальную (представленную в основном в работах немецких авторов). Согласно английской традиции рынок является правилом, а общественный сектор – исключением. Континентальная традиция подразумевала рассмотрение экономических систем с двух сторон – общественной и частной, причем общественный сектор полностью уравнивался в правах с частным. Корни этого различия имеют философский характер. Британская фискальная и экономическая теория развивалась на базе модели Локка, в которой главенствующую роль в обществе играют индивидуальные предпочтения и свободный обмен, ведомый “невидимой рукой” (правилом личной выгоды) [4, c.129].
Континентальный подход имеет истоки в учении камералистов, развивавших правила ведения государством общественных дел. В конце XIX – начале XX века для немецких и ориентировавшихся на них российских исследователей было типично объяснять различие между двумя традициями не только разными философскими постулатами, сводившимися к системам Аристотеля и Платона, но и разным характером германского и римского права. В противоположность римскому праву, праву городской культуры, строго разграничивающему право частное и публичное, в германском праве эти две сферы постоянно смешивались. Одно и то же отношение, в зависимости от обстоятельств, рассматривалось то с точки зрения публичного, то с точки зрения частного права. Частная и общественная собственность взаимно дополняют друг друга. Объясняется это исторической формой организации германцев, а именно организацией через единые религиозные, военные и социально–экономические союзы, называвшиеся марками [4, c.134].
Несмотря на различия англосаксонской и континентальной традиций, функции государства рассматривались вплоть до конца XIX века как обязанности суверена по отношению к своим подданным.
Адам Смит выделял три важнейшие функции государства:
1. защита общества от вторжения из-за границы;
2. защита каждого члена общества от неправовых действий другого члена общества;
3. “третья и последняя обязанность сообщества состоит в создании и поддержании тех общественных институтов и тех общественных работ, которые, хотя и имеют огромные преимущества для общества в целом, по своей природе убыточны для любого отдельного индивида или небольшой группы индивидов. По этой причине нельзя ожидать, что индивид или небольшая группа индивидов должны их создавать или поддерживать”.
2. ТЕОРИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
2.1 Общественный сектор в рыночной экономике
В странах с развитой рыночной экономикой функционирует значительный по своим масштабам общественный сектор.
Главное отличие организаций частного и общественного сектора является то, что в общественном секторе организации являются некоммерческими (то есть, не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), а также доминирующую роль в общественном секторе играет государство (рисунок 1).
Рисунок 1- Структура общественного сектора
Источник: составлено по [8, c.72]
На рисунке 1 ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности. Заштрихованная область на рисунке справа обозначает то, что включает в себя общественный сектор. Система национальных счетов делит экономическую деятельность по этим секторам, в частности, она выделяет:
- частные коммерческие организации;
- общегосударственное управление (государственные учреждения и организации на бюджетном финансировании) – доходы складываются за счёт налогов и доходов от собственности;
- негосударственные некоммерческие организации – доходы складываются из добровольных взносов населения, пожертвований, а также из доходов от собственности [8, c.73].
С экономикой общественного сектора традиционно связывается экономическая деятельность государства, а понятия общественный сектор и государственный сектор употребляются как однозначные. В известном смысле такой подход оправдан. Но в строгом научном плане эти понятия не тождественны. Общественный сектор - более широкое понятие, которым отражается экономическая деятельность государства, а также негосударственных некоммерческих (общественных) организаций. К последним относятся организации, не финансируемые и не контролируемые государственными органами, доходы которых, главным образом, складываются за счет добровольных взносов, частных пожертвований, доходов от
3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
3.1 Институциональная структура общественного сектора Республики Беларусь
С институциональной точки зрения общественный сектор представляет собой совокупность институтов, функционально объединенных целями производства общественных благ и нерыночными способами регулирования экономической деятельности. Институты общественного сектора представлены организациями государственного сектора и негосударственными некоммерческими организациями.
Государственный сектор является базовой экономической структурой общественного сектора. Государство как основной политико-правовой институт, используя свои властные прерогативы, через законодательные, исполнительные и судебные органы организует отношения между членами общества и обеспечивает условия для их совместного существования. Поскольку государственный сектор призван представлять интересы всего населения, то его часто называют общественным сектором.
Экономика общественного сектора рассматривает государство как одного из субъектов экономической деятельности, уделяя внимание вопросам предоставления населению общественных благ и эффективности производства этих благ. Необходимость, формы и масштабы участия государства в экономической деятельности обусловливаются общественным выбором граждан, чьи коллективные интересы трансформируются в цели государственной деятельности. Предполагается, что:
- потребность в участии государства в экономической жизни возникает только в тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимальное размещение и использование ресурсов;
- цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятий и некоммерческих организаций в конечном итоге обусловлены интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;
- государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, государственные расходы) [13].
При этом необходимо учитывать принципиальное отличие государства от других институтов рыночной экономики. К примеру, Дж. Стиглиц отмечает следующие отличия государственных и частных институтов: во-первых, право назначения государственными органами руководителей государственных предприятий (выборность либо назначаемость); во-вторых, государство и его органы обладают правом принуждения на основе законов, чего частные институты лишены. Речь идет о принуждении, оправданном с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости. «Так, государство имеет право принудить вас платить налоги… У государства есть право воспользоваться вашей собственностью для общественных нужд …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отношении к общественному сектору можно выделить две традиции: английскую (начиная с А.Смита) и континентальную (представленную в основном в работах немецких авторов). Согласно английской традиции рынок является правилом, а общественный сектор – исключением. Континентальная традиция подразумевала рассмотрение экономических систем с двух сторон – общественной и частной, причем общественный сектор полностью уравнивался в правах с частным.
До ХХ в. можно выделить следующих экономистов, занимавшихся вопросами общественного сектора: А.Смит, Дж.Милль, Ф.Эджворт, В.Парето и др. В ХХ в. можно выделить следующих экономистов, занимавшихся вопросами общественного сектора: Г.Бауэн, Д.Блэк, К.Эрроу, Дж.Бьюкенен, Г.Таллок и др.
Становлению экономики общественного сектора способствовало также интенсивное развитие микроэкономики, что привело, в частности, к созданию стройной концепции общественных благ П. Самуэльсона и многим другим достижениям.
В странах с развитой рыночной экономикой функционирует значительный по своим масштабам общественный сектор. Главное отличие организаций частного и общественного сектора является то, что в общественном секторе организации являются некоммерческими (то есть, не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), а также доминирующую роль в общественном секторе играет государство
Общественный сектор - это совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом нужно отметить, что хозяйствование государства связано с формированием доходов государственного бюджета, расходованием средств из него, а не только с непосредственным предпринимательством государства в экономике, с государственной собственностью.
Экономика общественного сектора, как и экономическая система в целом решает основополагающие экономические проблемы - что, как и для кого производить. При решении этих вопросов государству приходится определять, какие блага и услуги оно должно обеспечить населению, каким способом их обеспечить. Некоторые из них общественный сектор предоставляет непосредственно, организуя государственное производство, а другие получает от разных фирм, налаживая финансирование последних.
Институциональную структуру государственного сектора Республики Беларусь составляют государственные организации республиканской и коммунальной формы собственности, а также организации с долей государства в уставном фонде. По данным Национального комитета статистики Республики Беларусь на 1 января 2015 года из 145106 организаций, действующих в республике, в государственной собственности находилось 16618 организаций, или 11,5 % от общего количества организаций, число организаций с долей
1. Human development report-2015 [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2015_human_development_report_1.pdf. Дата доступа: 22.04.2016.
2. Абалкин, Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики / Л.Абалкин // Вопросы экономики. - 1997.- № 6. - С.8-15.
3. Балацкий, Е.В. Проблемы оценки масштабов и эффективности государственного участия в экономике / Е.В.Балацкий // Вестник МГУ. -1997. - № 6. - С.24-29.
4. Вольчик, В.В. Курс лекций по институциональной экономике / В.В.Вольчик.– Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2000. - 458 с.
5. Грошев, В.А. Институциональная экономика: Учеб. пособие / В.А.Грошев. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 512 с.
6. Жильцов, Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. / Е.Н.Жильцов. - М.:Айрис, 2008. - 427 с.
7. Клинова, М.В. Государственное предпринимательство в странах Европейского сообщества / М.В.Клинова. - М.: ДашкоВиКо, 2009.- 358 с.
8. Коробейников, О.П. Экономика общественного сектора: учебное пособие / О.П.Коробейников. - Нижний Новгород, 2003. - 237 с.
9. Кравцевич, А.И. Общественное предпринимательство в Японии / А.И.Кравцевич. - М.: Наука, 2008.-296 с.
10. Кузьминов, Я.И. Институциональная экономика: Курс лекций / Я.И.Кузьминов. – М.: ГУ-ВШЭ, 1998. - 374 с.
11. Лившиц, А.Я. Введение в рыночную экономику / А.Я.Лившиц. - М.: Наука, 1992. - 256 с.
12. Миронова, Т.Н. Оценка социальных результатов деятельности общественного сектора Республики Беларусь в теории экономики благосостояния / Т.Н.Миронова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/1958/2/Mironova%20T.N.%20Ocenka%20soc.%20rezultatov%20deyatelnosti%20obschestvennogo%20sektora%20RB...%20Vestnik%20BGEU%202_12.pdf. - Дата доступа: 22.04.2016.
13. Миронова, Т.Н. Институциональная структура общественного сектора Республики Беларусь / Т.Н.Миронова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.psu.by:8080/bitstream/123456789/1036/1/Mironova_2013-6-p45.pdf. - Дата доступа: 22.04.2016.
14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/. - Дата доступа: 22.04.2016.
15. Нестерова, А.Д. Государственное регулирование экономики / А.Д.Нестерова. - Калининград: Калининградский ун-т, 1997. - 63 с.
16. Осипов, Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма / Ю.М.Осипов. - М.: МГУ, 1994. - 341 с.
17. Сакс, Дж. Макроэкономика / Дж.Сакс. - М.: Экономика, 2011. - 578 с.
18. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2015" / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. - 524 с.
19. Стиглиц, Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Дж.Ю.Стиглиц. - М.: Наука, 1997. - 518 с.
20. Число зарегистрированных оргструктур политических партий выросло на 5% за 2015 год [Электронный ресурс] / Белта. - Режим доступа: http://www.belta.by/society/view/chislo-zaregistrirovannyh-orgstruktur-politicheskih-partij-vyroslo-na-5-za-2015-god-181037-2016/. - Дата доступа: 22.04.2016.
21. Якобсон, Л.И. Экономика общественного сектора / Л.И.Якобсон. - М. Наука, 1996. - 451 с.