ВВЕДЕНИЕ
1 УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В ЛОГИСТИКЕ
1.1 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ
1.2 ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК. ВЫБОР ПОСТАВЩИКА. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ
1.3 УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ ЗАКУПОК И ЕЕ АНАЛИЗ В ПИНСКОМ РАЙПО
2.1 КРАТКАЯ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИНСКОГО РАЙПО
2.2 АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАКУПАЕМЫХ ТОВАРАХ
2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСТАВЩИКОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В СИСТЕМЕ ПИНСКОГО РАЙПО
3.1 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ
3.2 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК ЗАКУПОЧНОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Для успешной работы всех предприятий торговли необходимо грамотное ведение оперативного учета, Который сможет быстро позволить ориентироваться в сложных рыночных ситуациях и принимать различные управленческие решения, которые снижают коммерческие риски. Принятие таких решений не возможно без достоверных сведений о состоянии и движении товарных запасов. Именно поэтому, цель рационализации торговли это в первую очередь создание высоких эффективных товаропроводящих систем, которые способны обеспечить наличие нужного товара в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, с минимальными за-тратами и по оптимальной цене.
В первую очередь, необходимо применять методы правильного вы-бора поставщика, наладки товароснабжения, формирование товарного ас-сортимента, которые позволят решить задачи связанные с организацией закупок. Таким образом, товароснабжение розничной торговой сети - это система мероприятий, которые представляют комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Рациональная организация закупочной деятельности означает приобретение товаров нужного качества, в нужном количестве, в нужное время, у надежного поставщика, по приемлемой цене.
Эффективное управление запасами позволяет уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить часть оборотного капитала, инвестируя его в другие активы. Для осуществления непрерывного процесса товарного обращения на любом торговом предприятии необходимы определённые запасы товаров.
Наиболее сильные конкурентные преимущества на рынке получают компании, которые не только выделяются своими стандартными качествами, такими как цена, качество, а те, которые обращают внимание на товароснабжение, и минимизацию затрат за счет эффективной организации системы закупок, именно поэтому данная тема является актуальной.
Закупка и оптимизация использования товарных запасов - одна из важнейших задач совершенствования системы управления организацией. Всестороннее изучение и правильное понимание сущности товарных запасов, их значения и роли в экономике предприятий и организаций, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию ресурсов.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления закупочной логистикой и оптимизацией логистических издержек Пинского райпо.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В ЛОГИСТИКЕ
1.1 Задачи и функции закупочной логистики
Деятельность любой организации, не зависимо от формы собственности и организационно-правовой формы, зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг. Логистика - область деятельности, предметом которой является организация рационального процесса продвижения то-варноматериальных ценностей (услуг) от поставщиков (производителей) к потребителям, функционирования сферы обращения товаров (работ услуг), управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Закупочная логистика – это процесс обеспечения производственных организаций необходимыми материальными ресурсами, а торговых организаций - товарами, размещения ресурсов на складах организаций, их хранение и выдача в производство (продажу). В этой связи целесообразно использовать закупочную логистику.
Закупочная логистика представляет собой вид деятельности, без осуществления которой невозможно нормальное функционирование организации. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями, координаторами их работы, решающим важные задачи матери-альнотехнического обеспечения производства [6, с. 256].Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения производственных организаций необходимыми материальными ресурса-ми, а торговых организаций – товарами [12, с. 6].
Общая цель закупочной логистики - создание надёжной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью [12, с. 12]. Любая организация, производственная или торговая, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, которая осуществляет закупку, доставку и временное хранение средств производства (сырья, полуфабрикатов, товаров народного потребления и т.п.) под названием службы закупок. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов необходимого качества по минимальным ценам.
Задачи закупочной логистики можно группируются:
1. Задачи, отвечающие за соблюдение сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий и товаров. Материальные ресурсы, которые закупили ранее намеченного срока, ложатся на оборотные средства организации, а их запаздывание может сорвать производственный процесс;
2. Задачи, отвечающие за соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий или товаров.
3. Задачи, отвечающие за обеспечение точного соответствия между количеством поставок и их потребностями. Недостаточное количество поставляемых
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ ЗАКУПОК И ЕЕ АНАЛИЗ В ПИНСКОМ РАЙПО
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика Пинского райпо
Пинское районное потребительское общество (Пинское райпо) создано 1 декабря 1995г. в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
В своей деятельности Пинское райпо руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Брестского областного союза потребительских обществ и Уставом. Общество на добровольной основе входит в Брестский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ. Пинское райпо занимает ведущие позиции в системе потребкооперации Брестской области.
Предметом деятельности Общества является:
- организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
- закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
- производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
- оказание платных услуг населению;
- организация рынков для торговли товарами;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Райпо выпускает следующие потребительские товары: колбасные, хлебобулочные, кондитерские, полуфабрикаты. Кроме того, райпо оказывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения. Главным источником дохода является торговля и промышленность. Стратегия развития Пинское райпо направлена на увеличение объемов и улучшение качества производимой продукции, расширение ее ассортимента. Организационная структура Пинского райпо представлена в Приложении Д.
В Пинском райпо применяется линейно-функциональная организационная структура. Она являются наиболее распространенной в настоящее
3. ОСНОВНЫЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В СИСТЕМЕ ПИНСКОГО РАЙПО
3.1 Оптимизация процедуры выбора поставщиков
Следует отметить, что часть договоров на поставку продукции в Пинского райпо заключается на ярмарках, которые проводятся в конце каждого года. Коммерческий агент Пинского райпо направляется для заключения договоров на эти ярмарки.
Закупки и заключение договоров на оптовых ярмарках имеют ряд преимуществ, которые заключаются в следующем.
Закуп ведется по представленным образцам продукции, что дает возможность сравнивать одинаковые по своему назначению товары, но выпускаемые разными производителями. Выбор делается в пользу конкурентоспособного товара, удовлетворяющего потребности Пинского райпо. Это позволяет при закупке предъявлять высокие требования к производителям в отношении качества упаковки. Упрощается и ускоряется процедура заключения договоров и сделок и разрешения возникающих разногласий. Пинского райпо имеет возможность детально согласовать все интересующие его условия, и в первую очередь, развернутый ассортимент (спецификацию), цены, порядок поставки и оплаты за продукцию. Налаживаются постоянные партнерские контакты между продавцами и покупателя-ми.
Преимущества ярмарочной формы определяются и тем, что значительно упрощается процесс разрешения разногласий между поставщиком и покупателем. Они разрешаются здесь же, на ярмарке.
После подписания договора он регистрируется в соответствующей службе ярмарки. Данные регистрации по каждому конкретному договору, сделке являются коммерческой тайной и не подлежат разглашению. Данные о заключенных договорах и сделках обобщаются и служат основанием для составления информации о результатах проведения ярмарок.
Выбор поставщика одна из главных проблем в управлении закупкой материальных ресурсов. Выбор поставщиков ответственная и сложная задача, так как от них зависит ритмичность поставок, репутация фирмы перед клиентами и ее рентабельность. Важность можно объяснить не толь-ко тем, что на современном рынке действует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но и главным образом тем, что поставщик должен являться надежным партнером предприятия. Большое количество потенциальных поставщиков и их разнообразие повышает актуальность проблемы выбора таких, которые могли бы с максимальным эффектом обеспечивать надежность логистических процессов. Решение дан-ной задачи состоит из
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, деятельность любой организации, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы, зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг. В этой связи целесообразно использовать закупочную логистику. Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения производственных организаций необходимыми материальными ресурсами, а торговых организаций – товарами. Закупочная логистика является связующим звеном между разными товаропроизводителями, координаторами их работы, ре-шающим важные задачи материально-технического обеспечения производства. Общая цель закупочной логистики - создание надёжной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью. При определении потребности в материалах используются различные методы, которые можно разделить на три следующие группы: детерминированный метод: известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. Могут использоваться при этом методе экономико-математические методы (к гримеру, XYZ-анализ), стохастический метод: основой для расчета служат математико-статистические методы, с помощью которых рассчитывают ожидаемую потребность.
Организации договорной работы Пинского райпо уделяется недостаточное внимание. Специалисты данной организации при заключении договоров принимают условия поставщиков, не отстаивая свои интересы, что в дальнейшем может привести к экономически невыгодным и неоправданным сделкам. В Пинском райпо учет и контроль выполнения договорных обязательств также ведется не на должном уровне. По данным сопроводительных документов делается в журнале определенной формы, раз-носка производится по каждому поставщику. Подсчет выполнения обязательств ведется с нарастающим итогом, путем сопоставления предусмотренных к поставке и фактически поставленных товаров. Однако при подсчете не учитываются сроки поставки. Оборачиваемость товарных запасов в днях показывает, сколько дней нужно для продажи среднего складского запаса. Проведенный анализ оборачиваемости товарных запасов по товарным группам и в целом по Пинскому райпо показал, что в целом оборачиваемость товарных запасов сократилась на 4 дня, в том числе оборачиваемость продовольственных товаров сократилась на 3 дня, оборачиваемость непродовольственных товаров сократилась на 11 дней. Среди продовольственных товаров наибольшее сокращение оборачиваемости наблюдается по таким товарным группам, как: другие непродовольственные
1 Алексеев, В.Г. Применение логистических подходов в деятельности предприятий / В.Г. Алексеев // Экономика и бизнес. – 2010. – №9. – С. 34-40.
2 Аникин, Б.А. Снабженческая логистика / Б.А. Аникин. – М.: Инфра-М, 2009. – 147 с.
3 Афанасьева, Н.В. Управление процессом снабжения на предприятии / Н.В. Афанасьева. – М.: Инфра-М, 2011. – 342 с.
4 Берков, М.В. Информационные технологии в закупочной деятельности / М.В. Берков. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 387 с.
5 Васильев, Г.А. Логистика. - 5-е изд., испр. и доп. / Г.А. Васильев. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009. – 351 с.
6 Вельможин, А.В. Теория организации и управления процессом снабжения / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. – Волгоград: Политехник, 2011. – 362 с.
7 Гаджинский, А.М. Основы логистики: Учебник / А.М. Гаджинский. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010. – 426 с.
8 Герасименко, В.В. Организация службы снабжения на предприятии / В.В. Герасименко. – М.: Терра плюс, 2010. – 242 с
9 Гончаров, П.П. Управление системой закупок / П.П. Гончаров. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010. – 229 с.
10 Гордон, М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. / Под ред. М.П, Гордона – М. : «Центр экономики и маркетинга», 1998. – 168 с.
11 Гудков, Ф.А. Складские свидетельства: Методики практического применения. / Ф.А. Гудко — М.: Банковский Деловой Центр, 1997. — 134с.
12 Гулягина, О. С., Закупочная логистика, / Учебно-методический комплекс для студентов/ Гулягина О. С. – СПб, 2001. - 164 с.
13 Дашков, Л.П., Памбухчиян В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 596 с.
14 Евдокимов, Д.К. Управление материальными ресурсами предприятия / Д.К. Евдокимов. – М.: Интел-спринт, 2010. – 198 с.
15 Заяц, Н. Е. Финансы предприятий: учебное пособие /Н. Е. Заяц и др.; / Под общ. ред. Т. И. Василевской. - Мн.: Высш. шк., 2005. - 528 с.
16 Костоглодов, Д.Д. Логистика. – М.: Экспертное бюро / Д.Д. Костоглодов, Л.М. Харисова. – М.: Инфра-М, 2009. – 328 с.
17 Лева, О.В. Управление затратами: Учебное пособие – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2006. – 200 с.
18 Логистика: практикум для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов специальностей «Коммерческая деятельность»/ авт.-сост. Л. Г. Богуцкая [и др.]. – Гомель: учреждение образования «БТЭУ ПК», 2006. – С - 112.
19 Миротин, Л.Б, Ташбаев, И.Э. Логистика для предпринимателя / Под ред. Л.Б. Миротина., М. : Инфра-М, 2002. – 212 с.
20 Неруш, Ю.М. Логистика: учебник для вузов / Моск. гос. ин-т международных отношений (ун-т) М-ва иностранных дел Рос. Федерации. — М.: ПРОСПЕКТ, 2006. — 520 с.
21 Новиков, О.А. Управление системой снабжения на предприятии: Учебное пособие / О.А. Новиков. – СПб.: Книжник, 2010. – 310 с.
22 Платонов, В.Н. Организация торговли: Учеб. пособие / В.Н. Платонов. – Мн. : БГЭУ, 2002. – 287 с.
23 Пурлик, В.М. Логистика снабженческой деятельности / В.М. Пурлик, А.С. Рогожин. – Мн.: Высшая школа, 2010. – 202 с.
24 Раицкий, К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 696 с.
25 Родионова, В.Н. Оптимизация материальных потоков в производственно-сбытовой системе / В.Н. Родионова, Н.В. Федоркова. – Воронеж: ВТГУ, 2009. – 369 с.
26 Смехов, А.А. Логистика: организация управления товарно-материальными ценностями предприятия / А.А. Смехов. – СПб.: Книжник, 2010. – 217 с.
27 Туговец, П.М. Организация логистики закупок на предприятиях / П.М. Туговец // Риск и страхование. – 2011. – №1. – С. 61-67.
28 Тяпухин, А.П. Логистика: Методические указания к изучению курса и выполнению курсового проекта, конспект лекций. / А.П. Тяпухин. – Оренбург : ГОУ ОГУ , 2004. – 104 с.
29 Уткин, Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зеркало», 1998. – 272 с.
30 Фролова, Т. А. Экономика предприятия: конспект лекций / Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. -87 с.
31 Шуляк, П.Н. Экономика. Финансы. / П. Н. Шуляк // Финансы предприятий: Учебник. - 2-е изд. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000- 752 с.
32 Forecastsupply – современные системы оптимизации процесса закупок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forecastsupply.ru/