ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие конкуренции и ее роль в экономике
1.2 Монополистическая конкуренция: понятие, признаки, особенности
1.3 Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности проявления монополистической конкуренции в Республике Беларусь
2.2 Рынок розничной торговли в Республике Беларусь как рынок монополистической конкуренции
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика - сложный организм, состоящий из огромного количества различных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединенных единой концепцией - рынком.
Одной из основных особенностей рыночной экономики является конкуренция. Он обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации. В контексте глобализации на международной арене выходят проблемы международной конкуренции, и во многих странах мира для их изучения созданы специальные структуры.
Конкуренция, вне всякого сомнения, была, есть и будет двигателем прогресса. Однако его нынешние формы поразительно отличаются от тех, которые существовали во времена Адама Смита, который создал свое учение о «невидимой руке» на рынке два с половиной столетия назад, которое теперь, увы, полностью владеет умами идеологов рыночных реформ в странах бывшего СССР. Современная конкуренция во многом напоминает футбольный турнир, где каждый отдельный игрок вынужден играть не столько на человека, сколько на общем результате команды.
Реальная экономическая жизнь в подавляющем большинстве случаев соответствует условиям несовершенной конкуренции, и фактическая структура рынка не является его идеальной, экстремальной формой: совершенной конкуренцией или монополией.
Особенности отличия монополистической конкуренции от других видов конкуренции: дифференциация продукта, наличие нескольких продавцов и конкуренция за неценовые индикаторы. Монополия в этой модели основана на дифференциации продукта, но ограничена большим количеством конкурентов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие конкуренции и ее роль в экономике
Степень развития конкуренции определяет тип рынка. В соответствии с концепциями к. Микульского, конкуренция – одна из самых значительных черт хозяйства. Она представляет творческую свободу личности, определяет условия ее реализации в экономической среде и обуславливает создание новых конкурентоспособных услуг и товаров.
Конкуренция- это экономическое соперничество между разными компаниями и отраслями за более выгодные условия производства и реализации производимых услуг и товаров.
Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях, которая является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом».
Конкуренция согласно ст.4 Закона « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. в ред. от 6 мая 1998г.- это соперничество хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция делится на совершенную и несовершенную. Совершенная (иначе говоря, свободная, чистая) конкуренция значит:
1. Производителям нет возможности оказывать влияние на изменение рыночной цены на повышение или понижение. Все должны продавать по имеющейся цене.
2. Множество производителей, которые продают либо идентичную, либо крайне похожую продукцию.
По мнению автора Е.Ф. Борисова конкуренцию можно классифицировать по нескольким факторам: методам соперничества, характеру, масштабам развития.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности проявления монополистической конкуренции в Республике Беларусь
В Республике Беларусь монополизм в основном проявляется в сфере управления. По различным критериям монополизм делят: по функциям: должностной, ведомственный, производственный; по сфере влияния: межотраслевой и отраслевой; в зависимости от происхождения: искусственный и естественный; в зависимости от территории: локальный и тотальный; по степени влияния: всеобщий, абсолютный (олигополия).
На 2013г. в нашей стране зафиксировано 163 компании-монополиста. Все они включены в Госреестр хозяйствующих субъектов, которые занимают преобладающее положение на товарных рынках.
В соответствии с Постановлением Министерства экономики №229 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь»от 17 октября 2002 года преобладающим является субъект хозяйствования, у которого величина поставок на потребительском рынке 30 % или 45 % на рынке инвестиционных товаров.
В этот список входят почти все производственные гиганты: ОАО «Беларуськалий»,ОАО «Белорусский металлургический завод»,ОАО «Минский тракторный завод,ОАО «Минский автомобильный завод»,ОАО «СветлогорскХимволокно», ПРУП «Молодечненский завод порошковой металлургии»,ОАО «Минский завод отопительного оборудования» и остальные.
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Существующее антимонопольное регулирование в стране вызывает проблемы, касающиеся:
– создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов. В частности, отсутствует эффективный механизм антимонопольного регулирования, который устанавливает случаи согласия антимонопольных органов на создание и консолидацию хозяйствующих субъектов;
– увеличения количества сделок с акциями, долей собственности в собственности кооперативов (акций), долей в уставных фондах предприятий;
– отсутствия практического использования показателей уровня концентрации производства, используемых в мировой практике;
– создания независимого антимонопольного комитета по соблюдению принципа равенства условий ведения бизнеса для организаций всех форм собственности; социальные издержки ценовой политики со стороны естественных монополий.
Для улучшения антимонопольного регулирования необходимо:
– разработать научно обоснованные пороговые значения для уровня концентрации рынка, если превышено, сделка слияния (слияния) потребует предварительного согласования с антимонопольными органами;
– разработать показатели социально-экономической эффективности предполагаемых сделок по консолидации производства, которые должны быть приняты во внимание антимонопольными органами для принятия решений о допустимости сделок (в случае превышения установленных пороговых значений);
- разработать направления, формы и методы вмешательства антимонопольного органа в процесс формирования конкурентной среды в случае отнесения товарных рынков к типу высококонцентрированных;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
Монополистическая конкуренция - это конкуренция, несовершенная форма. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: множество конкурентов и баланс их сил; дифференциация товаров (с точки зрения покупателя, товар обладает отличительными качествами, которые воспринимаются всем рынком).
Рынку монополистической конкуренции присущи следующие основные черты:
- множество конкурирующих фирм, которые не учитывают возможную реакцию на изменение цены своей продукции;
- компании изготавливают дифференцированный продукт, в связи с чем каждая из них может менять стоимость;
- изготовление дифференцированной продукции, которые имеют много заменителей;
- существует весьма свободный вход и выход из отрасли. Это приводит к тому, что в долгосрочном периоде компания не может иметь прибыль.
Также, одна фирма не может самостоятельно изменить рыночную цену товара, поскольку является «ценополучателем».
1. Авдашева, С.Б. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов / С. Б. Авдашева, В.А.Аронин, И.К. Ахполов и др. / Под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 2011. – 450 с.
2. Абросимова, О.Ю. Естественные монополии: проблемы развития // Российское предпринимательство / О.Ю. Абросимова, Н.В. Шмырова. − 2010. − № 3. − Выпуск 1 (154). – С. 30–36.
3. Абросимова, О.Ю. Проблемы государственного регулирования естественных монополий // Российское предпринимательство /О. Ю. Абросимова, Н. В. Шмырова − 2012. − № 5 (203). – С. 4–10.
4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2011. – 320 с.
5. Гаврилов, А.Л. Проблемы реформирования естественных монополий // Фундаментальные исследования. – 2012. – №4 – С. 41.
6. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник / В.М. Гальперин., С.М. Игнатьев., В.Л. Моргунов – СПб.: Экономическая школа, 2010. – 226 с.
7. Ганакова, Е. В. Противодействие монополистической деятельности и развитие конкуренции / Е.В. Ганакова // Промышленно-торговое право. – 2014. – № 2. – С. 12-14.
8. Городецкий, А. Реформирование естественных монополии // Вопросы экономики / А. Городецкий, Ю. Павленко – 2010. – №1.– С137-138.
9. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации : сб. науч. тр. : в 2 ч. / Рос.акад. наук, Ин-т систем. анализа ; редкол. : М.Г. Завельский (отв. ред.) [и др.]. – М. : УРСС, 2007. – Ч. 1. – 356 с.
10. Дик, А. В. Оценка международной конкурентоспособности стран по методике Всемирного экономического форума / А.В. Дик, Е. Гуринов, М. Ковалев // Наука и инновации. – 2013. – № 11. – С. 27-31.
11. Ди Лоренцо Томас. Миф о «естественной монополии» // Современная конкуренция. - 2014. - № 5. - С. 100-114.
12. Захаров, М. Конкуренция всегда на пользу бизнесу / М. Захаров // Союзное государство. – 2014. – № 1–2. – С. 39-41.
13. Зиборов, В.А. Состояние конкуренции в условиях постиндустриального периода развития человечества / В.А. Зиборов, В.А. Белякова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 5. – С. 38.
14. Зотов, А.П. Методы государственного регулирования функционирующих естественных монополий // Экономика и управление / А. П. Зотов. - 2012. - №4. - С. 84.
15. Иванькова, Е.И. Естественные монополии в условиях модернизации экономики России // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2013/196/2168.
16. Коптин, Д. Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках // Известия. - СПбУЭФ. - 2015. - № 4. - С.15-20.
17. Качалин, В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. М.: Наука, 2009.
18. Лисица, Е.С. Естественные монополии в мировой экономике: сущность, генезис и тенденции развития // Вопросы экономики. – 2014. – №5.– С. 12-18.
19. Матвеева, Н. «О правовом регулировании естественных монополий». Общество и Экономика №1, 2010.
20. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2009.
21. О естественных монополиях [Электронный ресурс] федер. закон РФ от 17 августа 1995 г. № 147 ФЗ: принят Гос. Думой 19 июня 1995 г. :одобр. Советом Федерации 25 июня 1995 г.: (ред. от 27.01.2013) // CПС «Консультант Плюс» Версия Проф.
22. Стародубровская, Н. Основы антимонопольной политики. «Вопросы Экономики» / Н. Стародубровская, №6, 1999г.
23. Смолина, Е.Э. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом. М.: Экономика / Е. Э. Смолина. 2010г.
24. Сапир, Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования / Ж. Сапир. - 2014. - №6. - С. 46.