Введение
1 Импортозамещение как метод социально-экономического развития страны
1.1 Теоретические аспекты государственной политики импортозамещения
1.2 Экономическая сущность импортозамещения
1.3 Импортозамещающий экономический рост
2 Международный опыт политики импортозамещения
2.1 Политика импортозамещения в странах Юго-Восточной Азии на примере Южной Кореи и Тайваня
2.2 Политика импортозамещения в странах Латинской Америки на примере Аргентины
2.3 Импортозамещение в США
3 Характеристика и анализ политики импортозамещения в Республике Беларусь
3.1 Цели и задачи политики импортозамещения в РБ. Механизм реализации
3.2 Основные направления политики импортозамещения в Республике Беларусь
3.3 Анализ политики импортозамещения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции за счет интенсивного развития технологий и повышения уровня образования экономически активного населения. Политика новой индустриализации, по целям своим охватывающая более локальную, частную задачу импортозамещения, должна быть ориентирована на проведение импортозамещающей и экспортно-ориентированной реиндустриализации. Наибольший успех в этом плане был достигнут в Бразилии, Южной Корее и Мексике, изначально ориентированных не столько на ограничение импорта, сколько на стимулирование экспорта конкурентоспособной импортозамещающей продукции национальных производите-лей
1 Импортозамещение как метод социально-экономического развития страны
1.1 Теоретические аспекты государственной политики импортозамещения
Глобализация мировой экономики – важнейшая черта современного этапа ее развития. Она характерна нарастанием мировой торговли, вывоза капитала, интенсивной международной трудовой миграцией, формированием новых инструментов управления международным сотрудничеством, усилением маркетинговых войн и роли мировой конкурентоспособности. Одним из направлений глобализации национальных, региональных, отраслевых и микроэкономических экономик является расширение объемов и интенсивности международной торговли. Многие страны в увеличении импорта и экспорта товаров и услуг видят условия для роста доходов, снижения издержек производства, пути для насыщения национальных, региональных и мировых рынков необходимыми товарами и услугами, раз-личного рода ресурсами, новыми знаниями и технологиями.
Термин импортозамещение имеет свои истоки еще в работах Фридриха Листа, который в своей теории производительных сил (XIX век), выдвинул тезис о «промышленном воспитании нации». Ученый выразил мнение, что импортозамещение должно обеспечиваться под защитой мощных государственных протекционистских барьеров, сдерживающих проникновение импортных товаров на национальные рынки.
2 Международный опыт политики импортозамещения
В рамках данного раздела рассмотрим наиболее показательные примеры стран Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина), Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур), а также уделим внимание политике импортозамещения США . Хотя список стран является далеко не исчерпывающим, опыт проведения политики импортозамещения и/или политики стимулирования экспорта рассматриваемых стран представляется нам наиболее ярким, по ним имеется существенный объем информации и, что самое важное, в отношении роли политики импортозамещения и/или политики стимулирования экспорта в экономическом развитии данных стран высказывались различные точки зрения, что позволяет нам получить объективные выводы. Период оценки охватывает 1940–1980-е годы, то есть непосредственно этап политики импортозамещения и ранний этап политики стимулирования экспорта, когда наиболее явно проявились положительные и отрицательные стороны соответствующих моделей развития.
3 Характеристика и анализ политики импортозамещения в Республике Беларусь
3.1 Цели и задачи политики импортозамещения в РБ. Механизм реализации
Существенный разрыв между уровнем развития отечественных отраслей промышленности и мировым уровнем остается актуальной проблемой для республики уже на протяжении более чем 20 лет. Продукция, выпускаемая белорусскими производителями, неконкурентоспособна на мировой торговой арене (за исключением некоторых отраслей) и ограниченно конкурентоспособна на внутренних рынках, при этом значительна доля импорта в себестоимости национального продукта.
Снижение доли импорта в общем объеме производимой продукции возможно посредством реализации импортозамещающей политики. Экономическая литература часто рассматривает политику импортозамещения скорее, как политику «догоняющего» развития, однако, в ряде случаев, именно принятие государством решения о реализации политики замещения импортной продукции на конкурентоспособный отечественный продукт, дает возможность развиваться национальным отраслям промышленности, это особенно актуально для сферы инновационного, высокотехнологичного производства.
Стратегически импортозамещение на уровне предприятия представляет собой систему мер, обеспечивающую реализацию целей и задач пред-приятия, касающихся объемов и структуры импортозамещения, которые в перспективе способны повысить экономическую эффективность деятельности.
Заключение
Импортозамещение представляет собой процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными, адекватными или обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных.
Выводы, которые можно сделать на основании зарубежного опыты импортозамещения:
1) Политика импортозамещения приводит к экономическому росту, но его устойчивость в долгосрочном периоде определяется своевременным «переключением» на внешний рынок – то есть, ориентацией на экспорт.
2) Ориентация на национальные сравнительные преимущества при-водит к увеличению отдачи от политики импортозамещения и долгосрочным положительным эффектам.
3) Развитие определенных отраслей/секторов экономики не должно происходить за счет безмерного выкачивания средств из других. Кроме того, финансирование политики импортозамещения следует основывать не только на внутренних, но и на внешних источниках.
4) Начало политики импортозамещения с углубленного варианта чревато «консервацией» отставания в отсутствие налаженного процесса трансфера технологий: наличие отложенных экономических эффектов в сочетании с выкачиванием средств из других секторов или привлечением долговых источников способно привести к перевесу отрицательных эффектов.
1. Галиева А.Х., Бактымбет А.С., Муканова Т.К. Современное состояние импортозамещения в зарубежных странах // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. 2013. С. 45-48.с
2. Федосеева Г.А. Сущность и развитие теории импортозамещения // Вест-ник БГЭУ. – 2016. – №3 (93). – С. 21-22.
3. Электронный ресурс// Аргентинское проклятие простоты. Почему от развитых стран трудно не отстать [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/20180126/241289488.html
4. Лавут А.А. Поиски латиноамериканской модели // Латинская Америка. 2011. – 2015. – № 2. − C. 6-8.
5. Татаркин А., Макарова И., Рудаков Р. Уроки зарубежного опыта импортозамещения // Экономист, № 5, Май 2016, C. 14-29
6. Экономический эффект программ по энергосбережению. – Режим доступа: http://atom.belta.by/ru/news_ru/view/ekonomicheskij-effekt-programmy-po-energosberezheniju-minskenergo-dostig-227-mln-kvtch-v-2017-godu-9755.
7. Электронный ресурс финансовый портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/saldo
8. Программа деятельности правительства Республики Беларусь на 2016–2020 годы / Официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
9. Основные показатели внешней торговли [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade1.php.