ВВЕДЕНИЕ
1. Хайтеграция, сервизация, софтизация и их влияние на экономический рост
2. Формирование портфеля новшеств и инноваций в стратегии управления
3. Факторы, способствующие продвижению инноваций на рынок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие экономические интересы Республики Беларусь, как и большинства государств, затронуты процессами глобализации, создающими новую среду для хозяйственной деятельности. Мировая экономика активно трансформируется, что объективно сопровождается повышением ее структурной неустойчивости и переходом к новому VI технологическому укладу.
Становление, качество и рост ядра формирующегося данного технологического уклада будут определять экономическую динамику в ближайшие десятилетия.
Кроме того, в глобальном масштабе происходит передел рынков, перераспределение финансовых потоков и производительных сил, обострение конкуренции, и это определяет будущие контуры новых центров экономического лидерства.
Качественное развитие производительных сил в ХХ-ХХI веках признается всеми направлениями экономической теории. Также признаются соответствующие им изменения в экономических отношениях и формах организации, в том числе и процессы концентрации и централизации капитала. Но экономическая наука еще существенно отстает в теоретическом анализе современных тенденций мирового экономического развития, которое в условиях глобализации тесно связано с национальной экономикой суверенных стран.
Анализ тенденций развития мирового рынка макротехнологий свидетельствует, что для национальной экономики приоритетным направлением является активное участие в этих процессах, а это возможно только при наличии предпосылок для перехода к VI технологическому укладу, в котором главная роль отводится инновациям и современным высоким технологиям.
В ряде стран конкурентными преимуществами инновационного роста обладают крупные предприятия и организации добывающей промышленности, в других странах – основные секторы инновационного роста: сельское хозяйство, медицинские, образовательные, финансовые услуги. Вместе с тем, многие страны до сих пор не смогли воспользоваться возможностями инновационного роста.
Два фактора являются основополагающими для успешного вхождения страны в систему глобальной инновационной конкурентоспособности: рост внутреннего инновационного потенциала страны и конъюнктура глобальных инновационных рынков. При этом успешность инновационной стратегии в большей степени зависит от инноваций, поскольку инновации имеют определяющее значение на рынках с высокой добавленной стоимостью товаров и услуг, а также тесно связаны с возможностями бизнес-использования научных, инженерных достижений и научно-исследовательского сотрудничества в сферах экономики.
1 Хайтеграция, сервизация, софтизация и их влияние на экономический рост
Рынок научно-технической продукции выполняет важнейшую для государства регулирующую функцию в области инновационной деятельности, обеспечивая непрерывность инновационного цикла, организуя цивилизованную торговлю неовеществленными инновациями (лицензиями, патентами, научными идеями, результатами НИОКР) и реализуя интеллектуальный продукт на каждой стадии его готовности. В результате идеи и промышленные образцы продаются также успешно, как и законченная продукция [1, c.142].
В частности, в передовых странах в высокотехнологичном секторе экономики объемы производства растут в 2,5 ρаза быстрее, чем в отраслях обрабатывающих промышленности. Соответствующим обρазом меняется товарная структура мирового экспоρта. Преобладающее место в нем занимают интеллектуальные продукты и готовые высокотехнологичные изделия. При этом за последние полвека втрое снизился удельный вес экспоρта продукции сельского хозяйства и добывающей промышленности, возρосла вдвое доля продуктов нефтехимии и технологического оборудования, втрое — автотранспорта, в 12 ρаз — телекоммуникационного оборудования.
Ускорение научно-технического прогресса привело к созданию во второй половине XX в. нового мирового рынка — технологического, который функционирует наρяду с мировыми рынками труда и капитала. Составной частью данного рынка является рынок НТП. Его особенностью является то, что он по своей природе является рынком покупателя, для которого из всех других свойств научно-технической продукции наиболее важна уникальность, реализуемая в различных областях [1, c.144].
Исходя из специфики предлагаемого товара можно выделить ряд особенностей рынка НТП:
1. рынок характеризуется большим разнообразием товаров;
2. имеет глобальный хаρактеρ;
3. специфика формирования спроса на НТП и ее предложения определяет направления потоков обмена (купли-продажи) этим товаром в рамках развитых стρан (США, страны Европейского Союза, Япония), а также выход на данный рынок новых субъектов в лице наиболее динамично развивающихся стρан (Южная Коρея, Китай, Индия и дρ.);
4. по своей природе это «рынок покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросам, что позволяет покупателям диктовать свои условия;
5. жесткий хаρактеρ конкуренции на данном рынке, приводящий не к усреднению цены на нововведение, а к появлению другого нововведения;
2 Формирование портфеля новшеств и инноваций в стратегии управления
Новшество (новация) - новый или обновленный продукт чей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новшество - это новый порядок действий, новый метод, оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению его эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс [6, c.153].
Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций.
Формирование портфеля новшеств содержит научные разработки,изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться.
Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками,изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами.
Новшества могут быть, с одной стороны, как покупными, так и собственной разработки, с другой - накапливаться в собственном фонде, внедряться (то есть переходить в инновацию) в собственном производстве либо продаваться.
На основе результатов анализа конкурентоспособности товаров, финансового, технического, социального, организационного состояния инновационной организации, ее конкурентных преимуществ формируется политика функционирования и комплексного развития организации.
Политика организации - генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством организации в какой-либо области деятельности (технической, экономической, социальной, внешнеэкономической и т.д.). Стержнем любой политики является внедрение новшеств, т. е. инновации.
Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем введения инноваций. Для определения сферы инновационной деятельности введем следующие обозначения, характеризующие основные стратегии (цели) инновационной организации:
- К - повышение качества выпускаемого товара. Стратегия ведет к увеличению прибыли организации, но со значительным ρиском;
3 Факторы, способствующие продвижению инноваций на рынок
В 2015 году ВВП Беларуси в 2,4 раза превышал показатель 1981 года. Однако с 2010 года темпы роста экономики Республики Беларусь значительно замедлились, и неясно, сумеет ли экономика восстановить наблюдавшиеся в прошлом темпы, поскольку общее замедление экономического развития в странах ЕС и в Российской Федерации может сильно влиять на динамику роста белорусской экономики. Более того, сохраняется неопределенность в отношении фундаментальных факторов, определяющих развитие белорусской экономики в будущем. В то время как в период с конца 1990-х годов по начало 2000-х годов движущей силой роста экономики Республики Беларусь являлась так называемая совокупная производительность факторов производства, рост которой обеспечивался за счет организационных изменений и повышения эффективности, источники будущего роста следует искать среди новых факторов, связанных с технологиями, инновациями и инвестициями [8].
В долгосрочной перспективе новые источники повышения совокупной производительности факторов производства необходимо будет формировать за счет интенсификации создания и распространения знаний.
Что касается сравнительной оценки НИС Республики Беларусь, повышение международных рейтингов четко заявлено в качестве цели государственной политики.
НСУР-2030 предусмотрены задачи по повышению позиций страны по ряду индексов и рейтингов в период до 2030 года. Эта задача политики объясняется искренним стремлением к повышению эффективности работы при опоре на вполне понятные эталонные показатели. Сравнительная оценка полезна для целей политики, поскольку она дает возможность рассматривать показатели страны в международном контексте.
Если данный инструмент используется разумно, он позволяет получить критичное и непредвзятое представление о сильных и слабых сторонах экономики. Однако результаты сравнения, принятые просто на веру или без понимания лежащих в их основе концептуальных подходов и различий между странами с точки зрения уровней дохода и институциональной практики, могут вызвать недопонимание или привести к неадекватным выводам относительно мер политики.
По результатам сопоставительного анализа показателей Республики Беларусь по международным рейтингам, а также на основе показателей, которые значимы для модернизации технологий, можно сделать три основных вывода. Во-первых, потенциал Республики Беларусь для модернизации технологий очень тесно связан с моделью роста стран СНГ и, таким образом, обладает рядом таких же структурных характеристик, которые свойственны другим странам региона (например, Российской Федерации, Украине и Казахстану).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок научно-технической продукции выполняет важнейшую для государства регулирующую функцию в области инновационной деятельности, обеспечивая непрерывность инновационного цикла, организуя цивилизованную торговлю неовеществленными инновациями (лицензиями, патентами, научными идеями, результатами НИОКР) и реализуя интеллектуальный продукт на каждой стадии его готовности. В результате идеи и промышленные образцы продаются также успешно, как и законченная продукция.
Интенсивный обмен “высокими технологиями”, а не их продажа на мировом рынке связан с тем, что “высокие технологии” выступают в качестве катализатора экономического развития”. Такой обмен принято называть хайтеграцией.
Одной из отличительных особенностей современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной, в центре которой находятся услуги. Этот процесс получил название сервизации.
Софтизация – процесс ускоренного развития нематериальных факторов производства во всех сферах деятельности. Отождествление нематериального производства с главным сектором экономики.
Новшество (новация) - новый или обновленный продукт чей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.
Формирование портфеля новшеств содержит научные разработки, изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться.
Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами.
Методы портфельного планирования, позволяющие решать задачу формирования оптимального портфеля инновационных проектов можно представить в виде двух групп:
- точные;
- приближенные.
Среди точных классических методов наибольшее распространение получили:
- модель Г.Марковица;
- метод линейного программирования;
- метод динамического программирования.
По результатам сопоставительного анализа показателей Республики Беларусь по международным рейтингам, а также на основе показателей, которые значимы для модернизации технологий, можно сделать три основных вывода.
1. Баранчеев, В.П. Управление инновациями: учебник / В.П.Баранчеев. – М. : Юрайт , 2011. - 711 с.
2. Белокрылова, О. С. Теория инновационной экономики: учебник / О.С.Белокрылова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 376 с.
3. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и инноваций / С.В. Валдайцев – М.: «Филинъ», 2015 – 516 с.
4. Воронецкий, Л.И. Управление интеллектуальной собственностью и инновационная экономика: Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Н 34 Материалы республиканской научно-практической конференции (Гродно, 19–20 октября 2014г.). — Мн.: ГУ «БелИСА», 2014.— 100 с.
5. Германович, Н.Е. Факторы, влияющие на инновационную деятельность Республики Беларусь / Н.Е.Германович [Электронный ресурс] / Минский инновационный университет. - Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/uses/xix/mim_uses_xix_04002.pdf.
6. Жудко, М.К. Экономика предприятия: учеб. пособие / М.К. Жудко. – Минск: БГЭУ, 2009. – 367 с.
7. Инновации – фактор экономического роста / П.Г. Никитенко, А.В. Марков, И.И. Сержинский, В.А. Колотухин; под ред. П.Г. Никитенко. – Минск: НООО «БИЛ-С», 2014. – 85 с.
8. Инновации для устойчивого развития: обзор по Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный научно-технический портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.scienceportal.org.by/upload/2017/Executive%20summary%20RUS%20FINAL.pdf.
9. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 327 с.
10. Мясникович, В.М. Государственное управление инновационной деятельностью / В.М. Мясникович, Н.Б. Антонова, Л.Н. Нехорошева. – Минск: Акад.упр.при Президенте Респ. Беларусь, 2011. - 348 с.
11. Нехорошева, Л.Н. Инновационная составляющая устойчивого развития / Л.Н. Нехорошева // Устойчивое развитие: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. – практ. конф., Минск, 27-28 мая 2015г. – Минск, 2015. - С.85-90.
12. Нехорошева, Л.Н. Инновационное развитие в условиях «новой экономики» / Л.Н. Нехорошева // Наука и инновации. –2013. – 3(61). – С. 13-15.
13. Нехорошева, Л.Н. Регулирования развития наукоемких отраслей и высокотехнологических производств / Л.Н. Нехорошева // Белорусский экономический журнал. – 2014. – №1. – С.14-15.
14. Переходов, В.Н. Основы управления инновационной деятельностью / В.Н.Переходов. – М. : Инфра-М , 2015. – 221 с.
15. Рубашный, В.С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / В.С. Рубашный. – Минск: ФУАинформ, 2014. – 367 с.
16. Советова, О.С. Инновации: трудности и возможности адаптации / О.С.Советова. - СПб : Изд-во СПбГУ , 2014. - 254 с.
17. Янковский, К.П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности: учеб. пособие по специальности "Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)" / К.П.Янковский. - СПб: Питер , 2011. - 448 с.