ВВЕДЕНИЕ.. 2
1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы... 4
1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект. 4
1.2. Сущность государственного регулирования, основные цели и задачи 7
1.3. Функции, инструменты и методы государственного регулирования экономики 9
2. Государственное регулирование рыночной экономики: необходимость и возможности.. 14
2.1 Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства 14
2.2 Основные причины необходимости государственного регулирования экономики. 15
2.3. Возможности и противоречия государственного регулирования рыночной экономики. 17
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И ПУТИ РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ.. 23
3.1. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь. 23
3.2. Государственное регулирование регионального развития в Республике Беларусь: состояние и перспективы.. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций "ночного сторожа", а предполагает более широкое поле деятельности.
Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения - господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.
Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережений, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ
1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
Представители меркантилизма первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности [1, c.127].
Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.
Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д. Рикардо обосновывали лозунг "экономической свободы" и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.
По мнению А. Смита, государство должно выполнять три обязанности:
ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;
ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;
создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.
Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ
2.1 Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства
Для лучшего понимания необходимости государственного регулирования совершим небольшой экскурс в прошлое в историю взаимодействия государства и рыночной экономики. Это тем более интересно, что возникновение государства во времени совпадает с возникновением и развитием товарно-денежных отношений.
История свидетельствует, что взаимодействие государства и рыночного хозяйства прошло ряд этапов.
На первых и довольно длительных по историческим меркам этапах государство слабо вмешивалось в рыночные отношения и выступало как политический, а не экономический институт. Для своего существования оно облагало тех или иных субъектов налогами или данью. Для иностранных торговцев обычно вводило пошлины. Словом, государство, представляя собой надстроечный институт, еще не было частью экономического базиса.
Лишь на этапе становления капитализма как общественной системы, основанной на рыночных отношениях, государство начинает активно вмешиваться в экономику, выступая как важнейший фактор первоначального накопления капитала. Тем самым оно сыграло важнейшую роль в становлении и укреплении нового способа производства. Отметим основные проявления этой роли.
1. Государство вело войны в целях получения контрибуций, создания наиболее благоприятных внешних условий для экономической деятельности национальной буржуазии.
2. В соответствии с рекомендациями представителей меркантилизма государство устанавливало пошлины, ограждавшие национальный рынок от засилья иностранных товаров, боролось за отмену подобных пошлин в странах, в которые направляли товары национальные производители.
3. В целях ускорения накопления капитала, использовалось законодательство как, например, законы "О бродяжничестве", "О рабочем дне", "О заработной плате", принятые в Англии в XVIII в.
4. Государство наделяло частные компании правом монопольной продажи отдельных высокодоходных товаров: водки, табака, чая, кофе, соли и т.д.
5. На частных предприятиях размещались выгодные государственные, прежде всего военные, заказы.
6. С помощью армии и полиции государство обеспечивало внутренний порядок, защиту имущественных прав в соответствии с принципом "частная собственность священна и неприкосновенна" [6, c.214].
На этапе капитализма свободной конкуренции, когда экономика
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И ПУТИ РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ
3.1. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
Реализация основных направлений и целевых установок социально-экономического развития Республики Беларусь во многом предопределяется наличием действенной организационной структуры государственного управления.
Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и взаимосвязь системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы. Основополагающими признаками организационной структуры являются:
наличие цели;
наличие системообразующих элементов (органов управления);
наличие внутреннего координирующего центра, обеспечивающего стабильность и равновесие организационной системы;
саморегулирование, обеспечиваемое центром на основе имеющейся информации;
обособленность (наличие границ, отделяющих организационную структуру от внешнего мира);
организационная культура, основанная на нормах деятельности и поведения [9, c.25].
Самообразующим элементом организационной структуры выступает государственный орган - единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ним целей и функций (например, министерство, комитет). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В них принимаются и реализуются управленческие решения. Многогранность функций государства, разнообразие связей с обществом и протекающими в нем политическими, социально-экономическими, научно-техническими, экологическими и другими процессами определяют разнонаправленность и разнохарактерность деятельности органов государственного управления, способы и меру их воздействия и участия в этих процессах. Организационная структура должна обеспечивать и peгламентировать:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж.М. Кейнс. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации.
Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики:
наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме;
усиление общественного характера производства товарных благ;
государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка;
государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции и др.
В целом государственное регулирование оказывается необходимым для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения
1. Агапова, Т.А Макроэкономика /Т.А. Агапова. - М.: Дело и Сервис, 2000. - 416 с.
2. Гращенкова, Т.М. Государственное регулирование экономики и экономическая политика / Т.М.Гращенкова. - Витебск: ВГУ, 2012. - 111 с.
3. Ивашутин, А.Л. Макроэкономика: учебное пособие. / А.Л.Ивашутин. – Минск: Амалфея, 2008. – 340 с.
4. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений./ И.М.Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
5. Макроэкономика [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/. - Дата доступа: 26.08.2016.
6. Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / [Т.С.Алексеенко и др.]; под редакцией Л.П.Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 374 c.
7. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В.Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
8. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" / П.Г.Никитенко; под общ.ред. П.Г.Никитенко. - Мн.: Равноденствие, 2008. - 295 с.
9. Мясникович, М.В. Макроэкономическая политика Республики Беларусь: теория и практика / М.В.Мясникович. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 175 с.
10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiS0dq_1qbLAhWEPZoKHeWbBNcQFgglMAI&url=http%3A%2F%2Fwww.economy.gov.by%2Fdadvfiles%2F001251_290081_NSUR2020.doc&usg=AFQjCNGH8NLqQ26zQI9OUSXNiNvMrbmzsQ/. - Дата доступа: 26.08.2016.
11. Плотницкий, М.И. Микро- и макроэкономика / М.И. Плотницкий. – Минск, 2004. – 185 с.
12. Проблемы экономики Республики Беларусь и пути их решения: научно-аналитический доклад [Электронный ресурс] / Институт экономики НАН РБ. - Режим доступа: http://economics.basnet.by/files/Problem.pdf. - Дата доступа: 26.08.2016.
13. Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С. Селищев. - СПб.: Изд-во «Питер», 2011. - 448 с.
14. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика / Л.С.Тарасевич. - М.: Юрайт-издат, 2009. - 652 с.
15. Туманова, Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: учебник./ Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас– М.: ИНФРА-М, 2007. – 400 с.
16. Тур, А.Н. Курс экономической теории / А.Н.Тур. – Мн.: «Мисанта», 2007г. - 432 с.
17. Фатеев, В.С. Государственное регулирование регионального развития в Республике Беларусь: становление, состояние, проблемы, пути совершенствования / В.С. Фатеев. - Мн: НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 2010. С.327- 339.