ВВЕДЕНИЕ
1. НАУКА КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
2. ПОВЫШЕНИЕ НАУКОЕМКОСТИ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
3 РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической работе людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.
В последнее столетие наука развивалась и развивается сейчас очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10–15 лет. Около 90 % всех ученых, когда–либо живших на Земле, являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своем развитии.
В современных условиях без активного участия ученых и широкого внедрения достижений науки невозможно успешно решать проблемы обеспечения экологической безопасности общества. С помощью науки разрабатываются и реализуются экологически чистые технологии в промышленности и других отраслях хозяйства страны. Наука предлагает практике наиболее эффективные и экономичные способы добычи и глубокой переработки полезных ископаемых, применение ресурсосберегающих энергетических установок, новых материалов и химических веществ, что позволяет улучшать среду обитания человека, делать ее более безопасной для жизни людей. Улучшая экологические условия жизнедеятельности людей, наука способствует сохранению их здоровья, и тем самым – демографической ситуации в стране.
Наука является производительной силой общества, активно влияет на развитие мирохозяйственных связей и эффективность общественного производства. Именно поэтому она занимает в системе государственных приоритетов особое место.
Главная задача для Республики Беларусь сегодня – ускоренными темпами создать новый, мощный научно–технологический потенциал, а для этого необходимо точно знать истинное положение дел в науке и высшем образовании. Только тогда решения по управлению, поддержке и финансированию этой сферы будут приниматься на научной основе и дадут реальные результаты.
Целью моей курсовой работы является раскрытие основных аспектов науки и ее роли в развитии современного общества, и в частности Республики Беларусь, а также рассмотрение текущего состояния научного комплекса в РБ и за рубежом.
Объект курсовой работы: наука Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы: наука в развитий белорусской экономики на современном этапе.
1. НАУКА КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во–первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во–вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В–третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно–технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.[3].
И на сегодняшний день можно сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Наука как фактор производства представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Особенности этого фактора производства заключаются в том, что наука:
в качестве элемента производительных сил становится участником производства;
оказывает воздействие на уровень эффективности производства;
влияет на процесс подготовки высококвалифицированной рабочей силы;
определяет уровень технологии и организации производства;
превращается в непосредственную производительную силу.
Как известно, наука – это теоретически систематизированные объективные знания. В потоке современных научных исследований можно выделить три их основных направления. Так, фундаментальные научные исследования (от лат. fundamentum – основание) – это глубокие и всесторонние исследования предмета с целью получения новых, основополагающих знаний, а также с
2. ПОВЫШЕНИЕ НАУКОЕМКОСТИ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Особенностью современного экономического роста для многих стран стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Доля научно–исследовательских и опытно–прикладных работ (НИОКР) в общей системе инвестиций постоянно увеличивается, превышая в наукоемких отраслях порой расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно усиливается государственная научно–техническая, инновационная и образовательная политика, определяя тем самым общие условия научно–технического прогресса. В экономически развитых странах до 90% экономического роста приходится на научно–технический прогресс. Расходы на науку и образование достигают 3% ВВП, и при этом доля государства составляет 35–40% [1, с. 71–77].
В промышленно развитых государствах 80–95% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Этот переход на инновационный путь развития стал возможен благодаря созданию национальных инновационных систем (НИС), что по данным исследований, проведенных в США, является главным достижением ХХ века.
Быстрое развитие "новой экономики", растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиление социальной ориентации новых технологий, масштабный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов, услуг обусловили возникновение национальных инновационных систем как институциональной основы инновационного развития стран.
Базисными сферами национальной экономики являются:
генерации знаний (наука и ее сегменты в других секторах);
распространения и применения знаний (исследования и разработки – ИР, производство товаров и услуг);
коммерциализации нововведений (рынок научно–технической продукции, рыночные институты);
образования и профессиональной подготовки кадров;
инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение;
управления и регулирования (правовая база, государственная макроэкономическая и инновационная политика, корпоративное управление, рыночные механизмы).
Анализ инновационных процессов в развитых странах показывает, что большую инновационную активность проявляет крупный бизнес (свыше 250 работающих). В странах ЕС 80 % крупных предприятий и только треть малых предприятий относятся к инновационно активным. В целом, с учетом распространения малого бизнеса, инновационную активность проявляет каждое второе предприятие ЕС. Правительства стимулируют рост участия предпринимательского сектора в финансировании ИР. В результате в настоящее время он обеспечивает большую часть внутренних затрат на
3 РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ
Для сегодняшней Беларуси как никогда актуальна проблема интеграции в мировой рынок наукоемких технологий. Современное мировое хозяйство подвержено воздействию такого глобального процесса, как научно–технический прогресс, который вызывает бурный рост обмена научно–технической информацией, расширяет сферы передачи технологий, усиливает роль наукоемкой продукции в мировом экспорте и импорте.
Беларусь позиционирует себя индустриальной страной, имея в виду долю производственного сектора в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны: 53% против 47% по услугам. Близки к нашей структуре экономики Китая (соотношение 57% к 43%) и России (41% к 59%). В так называемых постиндустриальных странах доля производственной сферы значительно ниже: в США – 23%, Германии и Японии ~ 30%, во Франции – 20%. Мировая статистика при оценке эффективности структуры видов деятельности использует систему показателей, главным из которых является производительность труда. В Республике Беларусь производительность труда по добавленной стоимости на одного занятого в год в целом по экономике (~14 тыс. долл. США) вдвое ниже, чем в России, Венгрии и Литве, в 6 раз – чем в Германии, Японии и Франции. В промышленной и финансовой сферах Республики Беларусь производительность одинаковая – 19,1 тыс. долл. США. В остальных сферах деятельности она ниже. Самая низкая – в образовании, здравоохранении и социальных услугах – 6,5 тыс. долл./чел. против 10,4 тыс. долл./чел. – в России и 122 тыс. долл./чел. – в США (почти в 20 раз выше). Объясняется это тем, что у нас в принципе не существует цен на эти услуги, они как бы бесприбыльные. И к тому же в них самая низкая оплата труда, установленная административными методами вместо рыночных. В производственной сфере одной из причин низкой производительности является поддерживаемая на предприятиях политика сохранения рабочих мест во имя снижения безработицы и формирования семейного бюджета [4].
Вторая причина – недостаточный уровень инновационности промышленной продукции: ее сложности, новизны, изобретательского уровня и, следовательно, цены при удорожающих импортных комплектующих. Между тем, согласно оценкам ОЭСР, около 50% экономического роста стран основывается на новых технологических достижениях и производстве с их помощью наукоемких услуг и продукции с высокой добавленной стоимостью в цене. Большинство стран отслеживают уровень инновационности своей экономики и видов деятельности, выбирая лучшие из них и ориентируя на них бизнес и свою структуру. При измерении уровня инновационности международная статистика использует методологии Всемирного банка и Табло инновационного союза (IUS). Специальная программа Всемирного банка «Знания для развития» включает более ста структурных и качественных показателей, объединенных в четыре основные группы, и расчет двух сводных индексов: Индекса экономики знаний (KEI) и Индекса знаний (KI). При этом учитываются также общие экономические и социальные индикаторы,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической работе людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.
Для сегодняшней Беларуси как никогда актуальна проблема интеграции в мировой рынок наукоемких технологий. Современное мировое хозяйство подвержено воздействию такого глобального процесса, как научно–технический прогресс, который вызывает бурный рост обмена научно–технической информацией, расширяет сферы передачи технологий, усиливает роль наукоемкой продукции в мировом экспорте и импорте.
Что же касается опыта других стран в работе приводится опыт стран БРИКС, которые ставят перед собой серьезные планы по совершенствованию структуры экономики и переходу на инновационный путь развития, а также на сотрудничество в инновационной сфере (были подписаны соглашения на последних саммитах БРИКС). Безусловно, не существует единой модели инновационного развития для всех государств. Но государства, которые сумели поставить на службу национальной экономике преимущества глобализации мировых рынков высокотехнологичной продукции, широко внедряющие новейшие информационно–коммуникационные в процесс управления социально–экономическим развитием, ныне добиваются наиболее впечатляющих результатов. Об этом свидетельствует в первую очередь опыт Китая.
Беларусь позиционирует себя индустриальной страной, имея в виду долю производственного сектора в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны: 53% против 47% по услугам. Близки к нашей структуре экономики Китая (соотношение 57% к 43%) и России (41% к 59%). В так называемых
1. Антипова, Е.А. География научной сферы в условиях глобализации мирового хозяйства //Вестник Белорусского госуд. университета (БГУ). Сер.2. Химия, Биология, География. № 1, 2014. С.71–77.
2. Беларусь: международные рейтинги и национальная статистика / Факты и цифры по состоянию на 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/_2_6/belarus-i-strany-mira/. − Дата доступа: 330.10.2016.0.04.2014.
3. Галкин, М.А. Национальные инновационные системы в условиях интернационализации научно–исследовательской деятельности / М.А. Галкин // Издательский дом «Экон–информ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rad.pfu.edu.ru:8080/tmp/avtoref6140.pdf − Дата доступа: 17.04.2014.
4. Гусаков, В.Г. Научный прогноз экономического развития Республики Беларусь до 2030 года / В.Г. Гусаков. – Минск: Белорусская наука, 2015. – 243 с.
5. Инновационное развитие стран БРИКС / Студенческий научный форум 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/. − Дата доступа: 30.10.2016.
6. Михайлова–Станюта, И.А. Производительность труда – главный оценочный показатель бизнеса и экономического развития страны / И.А. Михайлова–Станюта // Банкаўскi веснiк. – 2014. – № 10. – С. 21–25.
7. Мойсейчик, Г. Технологическое лидерство как необходимое условие хозяйственного суверенитета / Г. Мойсейчик, Т. Фараджов // Банкаўскi веснiк. – 2015. – № 9. – С. 18–26.
8. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_ compilation/index_655/. − Дата доступа: 30.10.2016.
9. Обзор инновационного развития Республики Беларусь Европейской экономической комиссией ООН / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://libed.ru/knigi-nauka/373061-1-evropeyskaya-ekonomicheskaya-komissiya-organizacii-obedinennih-naciy-obzor-innovacionnogo-razvitiya-respubliki-bel.php. − Дата доступа: 30.10.2016.
10. Родионова, И.А. Роль информационных технологий в управлении социально–экономическим развитием стран мира // Управленец, № 7–8, 2011. – С.18–21.
11. Родионова, И.А. Новые технологии: возрастающая роль в конкурентоспособности стран мира // Известия УрГЭУ, № 5, 2010. С. 119–125.
12. Родионова, И.А. Динамика производства высокотехнологичной продукции в странах БРИКС // Проблемы и перспективы экономического развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Управление, ресурсное обеспечение и кооперация в условиях новых вызовов; материалы Всерос. науч.–практ. конф. 9 апр. 2015, РУДН. – М.:РУДН. С. 359–370
13. Статистика РБ 2015 / Сайт Министерства Статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//belstat.gov.by/ofitcialnayastаtistika. − Дата доступа: 30.10.2016.
14. Феномен БРИКС: от глобального объекта к глобальному игроку / Е.Д. Фролова, Л.Е. Стровский, А. Каннен, Цзян Цзин, Д.А. Никифорова; под общей ред. Е. Д. Фроловой – Екатеринбург : Изд–во УрФУ. 2011. – 160 с.
15. Knowledge Economy Index. The World Bank Group, 2015 / Knowledge for Development [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page5.asp. − Дата доступа: 30.10.2016.
16. Networked Readiness Index 2015/ The Global Information Technology Report 2014.World Economic Forum. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://widgets.weforum.org/gitr2015/. − Дата доступа: 30.10.2016.
17. Rodionova I. (2013). Competitiveness of countries in the world innovation economy: East–Central Europe and Russia // Quaestiones Geographicae 32(2), Bogucki Wydawnictwo Naukowe, Poznań (Poland), 2013 – P. 15–24. Режим доступа: http://geoinfo.amu.edu.pl/qg/current/quageo–2013–0010.pdf. − Дата доступа: 30.10.2016.
18. Rodionova I., Gordeeva A. (2010). Human development index and informatisation of society in CIS // Bulletin of Geography. Socio–economic Series. (Poland), no. 13/2010, p. 79–87.
19. Rodionova I., Massarova А., Epifantseva A.BRICS countries in international innovation rankings // Вестник РУДН Серия Экономика № 3, 2015. С. 45–52
20. Science and Engineering Indicators – 2016. Appendix (tables 6). Two volumes. Arlington, VA: National Science Foundation, USA, 2014. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsf.gov. − Дата доступа: 30.10.2016.
21. The Global Competitiveness Report, 2015–2016. World Economic Forum. Geneva, Switzerland 2015. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219. − Дата доступа: 30.10.2016.
22. The Global Innovation Index 2015: Stronger Innovation Linkages for Global Growth. INSEAD (The Business School for the World) and the World Intellectual Property Organization (WIPO). / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/. − Дата доступа: 30.10.2016.