ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Понятие и сущность государственного долга
1.2 Причины возникновения государственного долга
1.3 Классификация государственных займов
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ РОСТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ
2.1 Сущность государственного долга в Республике Беларусь. Основные документы, регулирующие государственный долг в Республике Беларусь
2.2 Динамика государственной задолженности в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государственный долг является одним из важнейших макроэкономических показателей и инструментом прогрессивной экономической политики государства.
Государственный долг может оказывать не только негативное, но и позитивное воздействие на все сектора экономики, все зависит от выбранного направления государственных расходов и уровня развития экономики. Так, одним из положительных моментов влияния государственного долга на экономику можно назвать, обеспечение правительства финансовыми ресурсами, что в конечном итоге приводит к стимулированию экономического роста. Негативные результаты могут выражаться в передаче бремени на будущие поколения и в эффекте вытеснения.
На текущем этапе развития экономической системы возникает не постоянного развития, увеличения бюджетов государств, и как следствие непрерывное увеличение государственного долга. Исходя из этого и возникает потребность управления долгом.
Управлением государственным долгом заключается не только в разработке и реализацию стратегии на привлечение желаемых объемов финансирования и на достижение желаемых параметров долга, но и других целей, в частности, образование эффективного рынка долга.
Главная задача управления государственным долгом заключается в обеспечении удовлетворения потребностей правительства в финансировании и выполнении своих платежных обязательств в средней и долгосрочной перспективе. Условиями удовлетворения потребности правительства выступают наименьшие затраты и разумная степень риска.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Понятие и сущность государственного долга
Государственный долг – феномен в экономике далеко не новый. На разных общественно-экономических ступенях развития общества менялись его роль и формы. Однако, при этом сущность осталась неизменной: необходимость покрыть потребности правительства денежными средствами, то есть правительства начали брать взаймы для разнообразных задач с момента происхождения государства и денег.
Важным макроэкономическим показателем является величина и динамика изменения государственного долга, который отражает состояние и перспективы развития финансов государства. Для более объективного сравнения государственный долг показан в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
Понятие государственного долга многогранно. Существует множество определений государственного долга. Его можно рассматривать как не только как сумму задолженность государства физическим и юридическим лицам, но и как сумму бюджетных дефицитов, аккумулированный за определенный период времени.
Однако, если обобщить все определения понятия, то можно выделить следующее: государственный долг можно определить, как совокупную величину долговых обязательств страны. Государственный долг страны в полной мере обеспечивается всем находящимся на территории Республики Беларусь имуществом и другими активами.
При оценке государственного долга сопоставляют, с одной стороны, общую сумму долга, затраты, связанные с обслуживанием долга, сравниваются, с другой стороны - объем ВВП, объем экспорта и расходы государственного бюджета. В результате мы получаем соответствующие показатели, отражающие государственный долг на определенную дату.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ РОСТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ
2.1 Сущность государственного долга в Республике Беларусь. Основные документы, регулирующие государственный долг в Республике Беларусь
Управление внешним государственным долгом в нашей стране реализуется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008г. № 412-З, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год [10].
Данными документами утверждаются понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь фактически представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени.
Внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени;
Государственный долг Республики Беларусь – общая сумма внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени.
Понятие «основной долг» можно определить, как, сумму займа (кредита), которая была фактически получена заемщиком, которая подлежащая возврату, однако на данный момент времени не возвращенная им. Общая сумма государственного долга является своеобразным показателем финансового положения государства. Чем выше объем государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счет бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Исследование динамики объема и структуры валового внешнего долга Республики Беларусь позволило выделить следующие негативные тенденции.
1. Значительный рост валового внешнего долга, включая государственный внешний долг.
2. Сильное увеличение объема внешних заимствований негосударственного сектора. На 01.07.2009 его величина достигла 8 892,9 млн. долл. США (50,5% валового внешнего долга страны по сравнению с 36% в 1997 г.). Основную сумму внешнего долга этого сектора (65,1%) составила краткосрочная задолженность по коммерческим (торговым) кредитам (включая просроченные обязательства). К концу 2013 г. данная величина выросла почти в 1,5 раза и составила 12894,7 млн.долл. [16]
3. Преобладание в структуре внешнего долга корпоративного сектора краткосрочных обязательств (82,5%). Следует заметить, что данные обязательства превалируют и в других секторах (за исключением органов государственного управления), а в целом по республике их объем равен 8 883,7 млн. долл. США (15,9% годового ВВП). Их доля в общем объеме валового внешнего долга на 01.07.2009 составила 50,4% (на 01.01.2014 г. - 53,8%). Сохранение существующих темпов роста частной (особенно краткосрочной) внешней задолженности может спровоцировать внешнедолговой кризис, что следует из опыта ряда развивающихся государств в конце прошлого столетия.
4. Ограничение возможности привлечения большего объема кредитов в бизнес-секторе подкрепляется необходимостью финансирования хронического отрицательного баланса текущих операций в платежном балансе. Совокупный отрицательный баланс этих сделок за последние пятнадцать лет составил 1 054,88 млн. долларов США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были изучены теоретическое понятие государственного долга, его виды, возможные причины его возникновения. Также были рассмотрены понятия внутреннего и внешнего государственного долга.
В ходе работы был проанализирован государственный долг Республики Беларусь: внешний и внутренний. Рассмотрены возможные пути и методы уменьшения государственного долга Реcпублики Беларусь.
Если говорить в общем, то под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств любого государства как перед внутригосударственными, так и иностранными физическими и юридическими лицами. Как было рассмотрено в работе, долг бывает внутренний и внешний, а также краткосрочный и долгосрочный.
Если государственный долг появился, то в случае его неэффективного обслуживания, он будет постоянно расти. Такая ситуация возникает, когда невыплаченные проценты по основному долгу приходится вновь относить на государственный долг, таким образом увеличивая общую сумму задолженности правительства.
К основным потенциальным или реально существующим угрозам национальной безопасности можно отнести:
- снижение уровня благосостояния и качества жизни населения;
- неспособность возвращать и обслуживать внешний и внутренний долг;
- рост безработицы, в том числе нерегистрируемой и скрытой;
Государственный долг может оказывать не только негативное, но и позитивное воздействие на все сектора экономики, все зависит от выбранного направления государственных расходов и уровня развития экономики.
1. Алексеенко, Т. С. Проблемы государственного долга в Республике Беларусь / Т. С. Алексеенко, А. С. Щепило // Молодежь для науки и экономики: разработки и перспективы: сборник научных статей VI международного форума молодых ученых, Гомель – Новая Гута, 1–2 июня 2017 г. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации; под. науч. ред. А. П. Бобовича. – Гомель, 2017. – С. 194–197.
2. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т.А.Агапова. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.
3. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: учебник. 2-е изд., испр., доп. / С.Н.Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
4. Лемешевский, И. М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3) / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2010. – 576 с.
5. Макроэкономика: учеб. пособие / Э.А.Лутохина, В.В.Козловский, В.Н.Бусько и др.; Под ред. Э.А.Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2013. – 320 с.
6. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В.Новикова, А.П.Морова, А.О.Тихонов и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.: Акад. Упр. При Президенте Республики Беларусь, 2006. – 343 с.
7. Малич, Т.А. Государственный долг Республики Беларусь на современном этапе / Т.А.Малич, Т.А.Мяделец [Электронный ресурс] / ПолесГУ. Режим доступа: https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/10707/1/11.pdf.
8. Марусева, К. Анализ основных этапов долговой политики Республики Беларусь / К.Марусева [Электронный ресурс] / официальный сайт Нацбанка Республики Беларусь. Режим доступа: https://www.nbrb.by/bv/articles/10372.pdf.
9. Министерство финансов Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт министерства финансов Республики Беларусь. Режим доступа:www.minfin.gov.by.
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 г. №942 «Об утверждении мероприятий по выполнению программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
11. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. / Л.С.Тарасевич. – М.: Высшее образование, 2012. – 654 с.
12. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие / М.К.Фисенко. – Минск: Соврем. шк., 2012. – 184 с.
13. Чайковская, В.А. Государственный долг Республики Беларусь / В.А.Чайковская, Е.Н.Клименок [Электронный источник] / Электронная библиотека БГУ. Режим доступа http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/29027/1/Chaykovskaya_V._A_Klimenok_E.N..pdf/.
14. Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2011. – 637 с.
15. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный источник] / официальный сайт Нацстата Республики Беларусь. Режим доступа http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/.
16. Электронный портал министерства финансов Республики Беларусь: государственный долг на 1 января 2018 г. [Электронный источник] / официальный сайт Нацстата Республики Беларусь. Режим доступа http://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/pressreleases/3207b5f062234a69.html/.
17. Электронный портал БГУ [Электронный источник] / Электронная библиотека БГУ (Управление внешним долгом РБ). Режим доступа http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/107173/1/lazyuk_sbornik%2013_tom1-2.pdf/.