ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе реалии современного развития мирового сообщества только инновационный путь развития экономики способен обеспечить повышение уровня наукоемкости продукции. Для Республики Беларусь, располагающей высоким техническим потенциалом, но не обладающей достаточной сырьевой базой, стратегия развития определяется эффективным использованием науки и, прежде всего, – высоких технологий.
Для перехода на инновационный путь развития необходимо наличие нескольких факторов: во-первых, это – научно-интеллектуальный и технологический потенциал, достаточный для запуска и последующего развития инновационного процесса; во-вторых, постоянный рост количества участников инновационной деятельности; в-третьих, развитая система институтов, ориентированных на инновационное развитие, способных обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационной деятельности; в-четвертых, это востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов и физических лиц.
Опыт развития мировой экономики аккумулирован в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., главной целью которой является перевод национальной экономики в режим интенсивного развития. Программой предусматривается создание национальной инновационной системы, которая должна обеспечить генерацию и использование новых знаний, новых технологий, товаров и услуг во всех сферах жизни белорусского общества. Сегодня инновационный путь развития отечественного производства – это создание в экономике условий, механизмов и подходов, обеспечивающих ускорение разработки и передачи в промышленность новых технологий и техники.
Внедрение инноваций, высокий уровень научно-технического развития является определяющим с точки зрения выполнения главной задачи – повышения качества и уровня жизни своих граждан.
«Инновационный путь развития – одна из приоритетных задач социально-экономического развития страны, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики – создание благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны» – записано в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы.
Реализация этого направления требует повышения роли научных исследований и разработок, превращения научно-инновационного потенциала в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста.
Высокие технологии становятся главным фактором повышения жизненного уровня людей в любой стране. Высокий уровень инноваций,
1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1 Подходы к определению инновационного потенциала
Инновационный потенциал представляет собой систему, включающую капитал, собственные инновации, заемные инновации и проекты, взаимодействие которых направлено на эффективное развитие техники и технологии производственной системы. Основной задачей потенциала является формирование необходимой структуры инноваций, достаточной для обеспечения целенаправленного роста капитала, который реализуется технологией управления проектами [6].
Подобно термину «инновация», понятие «инновационный потенциал» также не получило однозначного толкования в современной российской практике, что в первую очередь связано с отсутствием федерального закона, конституционирующего базовую терминологию данной сферы. Однако принятые на территории отдельных субъектов федерации законы об инновационной деятельности не рассматривают «инновационный потенциал» в качестве базовой категории, опираясь лишь на содержание понятий инновационной деятельности, инновационной политики и отдельных объектов, составляющих инновационную инфраструктуру. Тем не менее, именно наличие инновационного потенциала является основой для осуществления инновационных процессов. В связи с этим обратимся к определениям данного понятия, предложенным в трудах отечественных ученых.
В зависимости от выделяемых сущностных характеристик, в современной литературе инновационный потенциал чаще всего рассматривают с точки зрения отдельных уровней экономики (отдельного предприятия, муниципального образования, региона или национальной экономики), либо с позиции институциональных форм, составляющих данное явление. Так, М.О. Данько под инновационным потенциалом понимает «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции». Представляется, что данная трактовка несколько ограничивает содержание понятия, поскольку устанавливает акцент лишь на информационном ресурсе как наиболее приоритетном, не принимая во внимание другие важные компоненты инновационного потенциала, а также не отражает цель формирования и использования указанных знаний. Трактовка понятия «инновационный потенциал» как «способности различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка» также сужает сферу его применения, поскольку рассматривает данное понятие лишь с точки зрения инновационной активности отдельных отраслей и не может выступать критерием, определяющим инновационную активность макроэкономической системы.
2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ
Интерес к исследованию современных инновационных процессов в экономике диктуется значением технологического развития как фактора конкурентоспособности экономики. Эффективностьиспользования научно-технических достижений определяется не только уровнем научных исследований и разработок, но и комплексом определенных технических, производственных, организационных, маркетинговых, финансовых операций, составляющих инновационный процесс и являющихся его неотъемлемыми элементами [19, с. 123-124].
Для инновационной деятельности в белорусской экономике характерна ее низкая отдача. Это подтверждается, прежде всего, малой долей инновационной продукции в общем объеме продукции.
Главными задачами в развитии инновационной сферы являются ликвидация устаревших формуправления в экономике, а также содействие формированию прогрессивной организационной структуры производства и современных технологических укладов как базы экономического роста,модернизации и развития научно-технического потенциала. Однако усиление производственно-технологического потенциала экономики путем обновления основных фондов является необходимым, но недостаточным направлением стимулирования инновационного развития экономики. Всякое инновационное развитие – это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала.
Следовательно, инновационное развитие должно носить комплексный характер.
Использование инновационного потенциала в качестве объекта управления позволяет формировать планы, организационные формы и проекты применения различных инновационных ресурсовс включением их в программы развития, поддерживать оптимальный баланс системы инновационных ресурсов, увеличивать возможности использования финансовых ресурсов в инновации и снизить риск использования инноваций.
Белорусская модель формирования социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики. С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового кризиса конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия.
Достижение главной стратегической цели инновационной политики - формирование конкурентной экономики - возможно за счет кардинального переоснащения и создания новых организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном
3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
3.1 Особенности инновационной политики Республики Беларусь на современном этапе
Инновационная политика на современном этапе является важнейшим инструментом экономического развития страны. Ее главная цель - создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции и современных экологически чистых, безопасных, ресурсосберегающих технологий и на их основе - структурную перестройку и развитие экономики страны [25].
В настоящее время инновационное становление экономики Республики Беларусь – неотъемлемая часть ее социально-экономической и инновационной политики, содержанием которой является создание государственными органами необходимых правовых, экономических, организационных и иных условий для инновационной деятельности, а также способов воздействия республиканских органов государственного управления и органов местного управления на субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности.
При этом региональные органы формируют новую парадигму регионального саморазвития на основе учета интересов региона. Инновационное развитие территории в настоящее время в первую очередьориентируется на эффективное решение проблем, к числу которых относятся использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка [15].
Инновационный потенциал, как часть социально-экономического потенциала, включает научно-технологический и институциональный потенциал, создающий в совокупности условия для осуществления инновационной деятельности с целью роста конкурентоспособности региона. Без сохранения и развития инновационного потенциала территории невозможно реализовать стратегические и тактические цели развития региона. Поэтому задача региональных органов управления на современном этапе состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование организационно-экономических механизмов управления инновационным развитием своих областей. Согласно статистическим данным, количество предприятий в Беларуси в 2010–2015 гг. возросло на 77 % и составило на конец 2015 года 15 028 единиц. Объем инвестиций в основной капитал за период 2010–2015 гг. увеличился в 6 раз и составил на конец 2015 года 90 845,2 млрд руб. Однако удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации в общем числе предприятий промышленности в 2014–2015 гг. возрос только лишь на 3,3 процентных пункта и составил 15,4 % [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, инновации направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем необходимое повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта от функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать.
Инновационную политику формируют и проводят профессионалы. Однако нынешняя система подготовки научных кадров высшей квалификации в недостаточной мере отвечает современным требованиям, их основная часть готовится для фундаментальной науки и высшей школы, что снижает возможность полноценного кадрового обеспечения высокотехнологичных и наукоемких производств, особенно в регионах.
Низкий уровень наукоёмкости белорусской экономики не позволяет наращивать экспорт высокотехнологичной продукции, доля которой в общем объёме экспорта на протяжении последних лет не превышает 4%, что в 9 раз меньше, чем в США и в 4 раза меньше, чем в России.
Информатизация общества порождает целый комплекс проблем, от решения которых зависит выбор и реализация пути развития человечества. При этом, если на начальном этапе информатизации основную роль играют научно-технические и технологические проблемы, то на последующих этапах главную роль начинают играть социальные проблемы, решение которых и определит исход информатизации.
Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 560 c.
2. Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность. Учебное пособие. / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 599 c.
3. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким .– М.: Юрайт, 2013. – 154 c.
4. Базилевич, А. И. Инновационный менеджмент: учебник / А. И. Базилевич. – М., 2014. – 171 с.
5. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 202 c.
6. Беляев, О.Г. Методика комплексной оценки инновационного потенциала региона/ О.Г. Беляев // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nntu.ru/trudy/2011/03/281-288.pdf - Дата доступа: 23.10.2016.
7. Васильев, В.П. Макроэкономика. Учебное пособие / В.П. Васильев. – М.: ДиС, 2012. – 208 c.
8. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 2. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 198 c.
9. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 1. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 294 c.
10. Гусакова, В.Г. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2015 года: Аналитический доклад / В.Г. Гусакова. – Минск: ГУ «БелИСА», 2015. – 216 с.
11. Давыдов, А.А. Инновационный потенциал: настоящее и будущее / А.А. Давыдов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/blog_modern_3.html- Дата доступа: 23.10.2016.
12. Киреев, А.П. Международная макроэкономика: Учебник / А.П. Киреев. – М.: МО, 2014. – 592 c.
13. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика. Учебное пособие. / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 463 c.
14. Кульков, В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 375 c.
15. Матвейкин, В.Г.Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / В.Г.Матвейкин, С.И.Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров, Л.Н. Чайникова, О.И. Летунова. – М.: «Издательство Машиностроение-1», 2007. – с. 9
16. Перро, Ш. Макроэкономика. Экспресс-курс / Ш. Перро, Я.и В. Гримм. – М.: КноРус, 2013. – 304 c.
17. О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2016. – № 64. – 5/33864; 2012. – № 20. – 5/35225.
18. Официальный сайт Национального Статистического Комитета Республики Беларусь / Официальная статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/nauka-i-innovatsii/osnovnye-pokazateli-za-period-s-__-po-____gody/– Дата доступа: 23.10.2016.
19. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: соц. проблемы инноватики / А. И. Пригожин. – М.: Политиздат, 2013. – 271 c.
20. Розанова, Н.М. Макроэкономика.продвинутый курс в 2 ч. часть 2 2-е изд., пер. и доп. учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 382 c.
21. Скрябин, О.О. Макроэкономика: Учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. – М.: МИСиС, 2013. – 88 c.
22. Слобцов, И.А. Микроэкономика. Макроэкономика (для бакалавров) / И.А. Слобцов, О.В. Шашкова. – М.: КноРус, 2013. – 472 c.
23. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2012. – 686 c.
24. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2013. – 686 c.
25. Шляхто И.В. Оценка инновационного потенциала региона / И.В. Шляхто // Управление общественными экономическими системами. – 2010. - №1.