ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейшей составляющей социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств существования. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Актуальность исследования вопросов организации социальной защиты населения обусловлена целым рядом факторов. В период трансформации белорусского общества, его перехода к рынку, вопросы обеспечения социальной защищенности населения страны приобрели особую остроту в связи с высоким уровнем бедности белорусов. Последствия мирового финансового кризиса, уже проявившиеся и ожидаемые, в еще большей степени актуализируют задачу повышения эффективности социальной защиты населения.
Цель данной работы – провести анализ системы социальной защиты в странах с переходной экономикой, в т.ч. в Республике Беларусь.
Для раскрытия цели работы необходимо решить ряд задач:
- отразить суть социальной защиты населения;
- рассмотреть основные направления реализации социальной политики, особенности ее в странах с переходной экономикой (на примере Казахстана и Украины);
- определить направления совершенствования социальной политики, направления реализации и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь.
1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
Социальная защита населения включает целый комплекс мероприятий по общественной и государственной помощи населению, в том числе и меры, которые относятся к социальному обеспечению, определяемому как деятельность конкретного государства по материальному обеспечению людей в старости, в связи с рождением и обучением детей, при нетрудоспособности, медицинскому обслуживанию и лечению населения. Социальная защита населения является одним из наиболее важных направлений общественной политики государства, которое заключается в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального состояния всех членов общества.
Социальную защиту можно определить как систему мероприятий, которые выполняются обществом и его многочисленными структурами, по обеспечению минимальных гарантий, которые обеспечивают достаточные условия для жизни, поддержанию жизнеобеспечения и активной деятельности человека [2, c. 109].
Социальная защита - это политика и целенаправленная деятельность , а также государственные и общественные средства, которые обеспечивают индивидууму, общественной группе, и в целом населению полное, разностороннее решение разных проблем, которые обусловлены социальными рисками, имеющими все шансы привести к совершенной либо частичной утрате указанными субъектами способностей по реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и общественного благоденствия, а еще их рационального развития, возобновления либо приобретения [2, c. 110].
Социальная защита может рассматриваться как:
- средство по формированию и развитию личности, наделение её конституционными правами;
- общественная и государственная помощь отдельным категориям населения, попавших в тяжелую жизненную ситуацию и не способных справиться с ней без помощи других, т.е. помощь, имеющая целевую направленность .
В мире сложились две главные модели социальной защиты населения:
- социал-демократической ориентации с приоритетной ролью государства в обобществлении доходов и значимой ролью общенациональных социальных структур управления;
- неолиберальная - с наименьшей степенью вмешательства государства в социально-экономические процессы [9, c. 109].
В зависимости от выбранного подхода можно выделить следующие системы социальной защиты населения:
- государственная, опирающаяся на принцип общественной заботы государства о социально уязвимых членах его общества и социальной
2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
Данный вопрос курсовой работы рассмотрим на примере двух государств, со схожей с Республикой Беларусь "судьбой". После развала СССР все его бывшие республики стали уже самостоятельно строить свои политические и экономические системы. Главным же индикатором развития любой страны является, несомненно, уровень жизни ее населения, его социальная защищенность. Сравнивать Республику Беларусь с развитыми странами с рыночной экономикой, на мой взгляд, пока рано - наша страна все еще никак не завершит так называемый "переходный этап", по-настоящему не перейдет к рыночным отношениям. Поэтому в качестве "оппонентов" мною выбраны Казахстан и Украина - государства с момента своего суверенитета, находившиеся примерно в одной "весовой категории" с Республикой Беларусь по вопросам, касающимся социальной защиты.
Действующая система социальной защиты Республики Казахстан характеризуется преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия и низкими стимулами.
На принципе полной солидарности организовано социальное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных граждан и по возрасту. Все физические лица – граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.
В республике отсутствует система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существует системы дополнительной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков с зависимостью выплат от размеров отчислений.
Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад гражданина. Накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения при наступлении старости, основанный на принципах сбережения без солидарности между участниками, имеющий действенные стимулы для участия в системе.
Действующим законодательством предусмотрено осуществление добровольного страхования на случай наступления социальных рисков, которое в силу ряда факторов не получило пока должного распространения.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Вначале рассмотрим уровень жизни и уровень бедности в Республике Беларусь, отталкиваясь от данных 2015 года.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни в 2015 году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 8,2 млн.рублей в месяц и по сравнению с 2014 годом увеличились на 1,6 млн. рублей (на 23,6%).
Распределение домашних хозяйств по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в 2015 году представлено в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Распределение домашних хозяйств Республики Беларусь по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в 2015 году (в процентах к итогу)
| | Всего по республике | Домашние хозяйства, состоящие из одного человека | Домашние хозяйства без детей | Домашние хозяйства с детьми в возрасте до 18 лет | Из них имеющие |
| 1 ребенка | 2 детей и более |
| Все домашние хозяйства | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| в том числе с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов, тыс.руб. в месяц | | | | | | |
| до 1000,0 | 0,9 | 0,1 | 0,4 | 2,0 | 1,3 | 3,3 |
| 1000,1-1500,0 | 4,2 | 1,8 | 2,4 | 8,4 | 5,2 | 14,1 |
| 1500,1-2000,0 | 8,8 | 4,9 | 6,1 | 15,5 | 11,5 | 22,6 |
| 2000,1-2500,0 | 14,3 | 13,4 | 11,0 | 18,8 | 16,4 | 23,0 |
| 2500,1-3000,0 | 16,7 | 17,3 | 15,4 | 17,8 | 18,8 | 16,0 |
| 3000,1-3500,0 | 14,0 | 14,5 | 14,6 | 13,0 | 15,2 | 9,0 |
| 3500,1-4000,0 | 10,2 | 10,2 | 11,8 | 8,3 | 10,4 | 4,6 |
| 4000,1-4500,0 | 7,7 | 7,3 | 9,9 | 5,6 | 7,2 | 2,6 |
| 4500,1-5000,0 | 5,8 | 6,4 | 7,1 | 3,6 | 5,0 | 1,2 |
| 5000,1-5500,0 | 4,3 | 4,4 | 5,9 | 2,3 | 2,9 | 1,2 |
| 5500,1-6000,0 | 3,0 | 3,8 | 3,9 | 1,2 | 1,7 | 0,5 |
| более 6000,0 | 10,1 | 15,9 | 11,5 | 3,5 | 4,4 | 1,9 |
Источник: [16]
Доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (национальной черты малообеспеченности) составила 3,4%, (в 2014 году – 4%), в городах и поселках городского типа – 2,7% (в 2014 году – 3,3%), в сельских населенных пунктах – 5,2% (в 2014 году – 5,9%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальную защиту можно определить как систему мероприятий, которые выполняются обществом и его многочисленными структурами, по обеспечению минимальных гарантий, которые обеспечивают достаточные условия для жизни, поддержанию жизнеобеспечения и активной деятельности человека.
Основным субъектом социальной защиты населения является государство. Человек, который нуждается в социальной защите является одновременно и субъектом, и объектом социальной защиты населения.
Объектами социальной защиты населения выступают также общественные институты в виде конкретных социальных организаций, учреждений или систем (организации образования, здравоохранения, занятости, труда, культуры, социальной защиты населения, спортивно-оздоровительного комплекса).
Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Формы социальной защиты подразделяются на государственные и негосударственные.
Действующая система социальной защиты республики Казахстан характеризуется преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия и низкими стимулами. В республике отсутствует система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существует системы дополнительной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков с зависимостью выплат от размеров отчислений.
Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад гражданина. Накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения при наступлении старости, основанный на принципах сбережения без солидарности между участниками, имеющий действенные стимулы для участия в системе.
Предлагается построение такой системы, которая соответствует рыночным условиям и способствует формированию стимулов к стабильной оплачиваемой трудовой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование.
Новая система будет смешанной и включит в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования и предназначена для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни.
Современная социальная стратегия Украины включает борьбу с бедностью, чрезмерной дифференциацией, демографическим и иными
1. Беларусь. Факты / С.П.Самуэль; под общ.ред. С.П. Самуэля. – Мн.: Высшая школа, 2011. – 288 с.
2. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б.Антонова; под общ.ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008 г. - 775 с.
3. За 14 лет в Беларуси стало в 10 раз меньше бедных [Электронный ресурс] / Тут.бай. - Режим доступа: http://finance.tut.by/news413936.html/. Дата доступа: 19.10.2016.
4. Комплексная программа развития соц. обслуживания на 2011 – 2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 года №1126 [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/kompleksnaya-programma-razvitiya-socialnogo-obsluzhivaniya-na-2011-%E2%80%93-2015-gody.pdf/. Дата доступа: 19.10.2016.
5. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск: Минстат Республики Беларусь, 2013. – 76 с.
6. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск: Минстат Республики Беларусь, 2014. – 76 с.
7. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск: Минстат Республики Беларусь, 2015. – 76 с.
8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с
9. Лутохина, Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: учебное пособие / Э.А.Лутохина. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 204 с.
10. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В.Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
11. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" / П.Г.Никитенко; под общ.ред. П.Г.Никитенко. - Мн.: Равноденствие, 2008. - 295 с.
12. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/deatelnost/. – Дата доступа: 19.10.2016.
13. Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан. – Режим доступа: http://www.enbek.gov.kz/. – Дата доступа: 19.10.2016.
14. Министерство социальной политики Украины: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства социальной политики Украины. – Режим доступа: http://www.mlsp.gov.ua/labour/control/uk/index. – Дата доступа: 19.10.2016.
15. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков/ М.И.Ноздрин-Плотницкий. - Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2013. – №2. – с. 5 – 10.
16. Об изменении уровня жизни домашних хозяйств Республики Беларусь в 2014 году [Электронный ресурс] / Геополитика. – Режим доступа: http://geopolitics.by/news/ob-izmenenii-urovnya-zhizni-domashnih-hozyaystv-respubliki-belarus-v-2014-godu/. – Дата доступа: 19.10.2016.
17. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ А.Б.Чищевин; под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2010. – 220 с.
18. Сверж, А.И. Главная цель государства — забота о человеке / А.И.Сверж // Финансы, учет, аудит. - 2009. — №9. — С.2-3.
19. Сухорукова, Т. Социальные рычаги экономического роста // Т.Сухорукова. - Экономист. – 2011. - №7. – С. 56.
20. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский; под общ.ред. Л.С.Тарасевич. - М.: Юрайт-издат, 2009. - 652 с.
21. Тур, А.Н. Курс экономической теории / А.Н.Тур. – Мн.: «Мисанта», 2007г. - 432 с.
22. Экономическая теория: учебник / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; под общ.ред. Н.И.Базылева. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 752 с.
23. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/. – Дата доступа: 24.10.2015.
24. Электронный портал Министерства образования Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=2271/. – Дата доступа: 19.10.2016.
25. Электронный правовой портал [Электронный ресурс] / Право.бай. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20601475&p2={NRPA}. – Дата доступа: 19.10.2016.
26. Электронный портал Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mas.by/ru/koncec_zhilischn_politiki/. – Дата доступа: 19.10.2016.