ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулираование экономиаки в условиях рыночноаго хозяйстава предстаавляет собой систему типовых мер законодаательного, исполниательного и контролаирующего характеара, осущеставляемых правомоачными государаственными учреждеаниями и обществаенными организаациями в целях стабилиазации и приспосаобления существаующей социальано-экономиаческой системы к изменяюащимся условиям. По мере развития рыночноаго хозяйстава возникаали и обостряались экономиаческие и социальаные проблемы, которые не могли быть решены автоматаически на базе частной собствеанности. Появилась необходаимость значитеальных инвестиаций, малоренатабельных или нерентаабельных с точки зрения частного капитала, но необходаимых для продолжаения воспроиазводства в национаальных масштабаах. Отраслевые и общехозаяйственные кризисы, массовая безрабоатица, инфляция, нарушенаия в денежном обращенаии, обостриавшаяся конкуреанции на мировых рынках требоваали государаственного вмешатеальства в экономиаческие процессы. Объективная возможнаость государаственного регулираования экономиаки появляеатся с достижеанием определаенного уровня экономиаческого развития, концентарации произвоадства и капитала. В совремеанных условиях государаственное регулираование является составнаой частью процесса воспроиазводства. Оно решает различнаые задачи, например: стимулиарование экономиаческого роста, регулираование занятосати, поощренаие прогресасивных сдвигов в отраслеавой и регионаальной структуаре, поддержака экспорта. Конкретные направлаения, формы, масштабы государаственного регулираования определаяются характеаром и остротой экономиаческих и социальаных проблем в той или иной стране в конкретаный период. Темой курсовой работы является «Экономические функции, формы и методы вмешатеальства государаства в экономиаку». Данная тема является достатоачно актуальаной. Ее актуальаность определаяется большой значимоастью данного вопроса в совремеанных условиях.
В ходе работы следует выполниать ряд задач: определаить понятие государаственного регулираования, рассмотареть сущность государаственного сектора в регулираовании экономиаки, сделать выводы и сформулаировать предложаения по совершеанствованию государаственного регулираования.
Объектом работы является государаственный сектор. Предмет исследоавания – государаственный сектор в системе государаственного регулираования экономиаки.
Цель исследоавания – разрабоатка конкретаных рекоменадаций по государаственному регулираованию экономиаки. При выполнеании работы использаованы методы анализа. Теоретической и методолаогической основой работы явились норматиавно-правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по финансоавому праву, экономиаке.
Содержание работы состоит из введения, двух разделов и заключеания. Данная необходаимость вызвана всестораонним рассмотарением данной темы.
Основа данного деления на структуарные элементы произвеадена с учетом логичесаких правил деления понятий.
1 НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ, ЕГО ФУНКЦИИ
Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. В пользу необходимости экономике государства экономическая теория и ее учебники приводят целый ряд аргументов.
Главный из них состоит в том, что рыночный механизм не идеален, он не в состоянаии решить все проблемы экономиаки и страны. Еще во времена «царствоавания» свободнаого рынка с совершеанной конкуреанцией рыночное произвоадство на основе частных капиталаов, как свидетеальствует история, не справляалось собствеанными силами с развитиаем произвоадительных сил. Тогда государаство брало на себя, например, создание сети железных дорог или, к примеру, телеграафа. Не говоря уже о том, что в решении проблем обороны страны, развития науки, образоваания, борьбы с инфекциаями издавна главная роль принадлаежит государаству [7, с. 225-234].
Рыночная система на примере развитых стран продемоанстрировала безуслоавные преимущаества. Основанная на многослаожной системе связей, она наиболее близка людям, востребаует их творчесакий потенциаал. Через систему связей бесчислаенные индивидауальные, свободно выбраннаые приоритаеты учитывааются, суммируаются и взаимоуаравновешиваются; через неё принимааются решения, что и сколько должно произвоадиться, как эффектиавно организаовать произвоадство и как распредаелять результааты труда между участниаками обществаенного произвоадства.
Преимущества рыночной экономиаки в том, что она способсатвует эффектиавному распредаелению ресурсов в максимаальном приближаении их к обществаенным потребнаостям. Она диктует применеание наиболее эффектиавных методов использаования ресурсов и создаёт условия для разрабоатки и внедренаия новых, более эффектиавных технолоагий. Основанная на частной собствеанности при значитеальном количесатве собствеанников и экономиаческой свободе хозяйставующих субъектаов, рыночная система усиливаает ответставенность за своевреаменное и качестваенное принятие хозяйставенных решений и за результааты хозяйставенной деятельаности. Рыночно-конкуреантный механизм управлеания экономиаческими и социальаными процессаами формируает интересы и мотивы поведенаия людей, выявляет индивидауальные потребнаости и возможнаости их удовлетаворения. Основным элементаом рыночноаго управлеания экономиакой является механизм цен, который обеспечаивает регулираование происхоадящих экономиаческих процессаов через согласоавание спроса и предложаения. Образующиеся различия в прибыльаности или убыточнаости того или иного произвоадства регулирауют распредаеление ресурсов по видам произвоадства [1, с. 23].
Однако, при всех преимущаествах рыночной экономиаки очевидны и её недостаатки, что объектиавно обусловаливает необходаимость государаственного вмешатеальства в экономиаку. Поэтому в совремеанных условиях смешаннаой рыночной системы Республики Беларусь хозяйставенные функции государаства
2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Все экономические функции государства можно условно объединить в две группы.
Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы. Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных правил “рыночной игры”.
Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, стабилизирующие экономические процессы и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т.д. Такая функция государства, как защита экономического правопорядка и экономической безопасности служит опорой любой хозяйственной системы, а для рыночной экономики, которая основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнеров, при свободе выбора является важнейшей. Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать диктаторские формы хозяйствования, а грубые и силовые, наносящие ущерб, пресекать. Государство может и должно не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке.
Целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Целевая функция включает множество целей, соединенных в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. В связи с тем, что регулирующий потенциал государства ограничен, цели в иерархической структуре размещаются по степени их важности и по времени реализации. Формирование целевой функции – сложный процесс, он связан с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и выработкой механизма их реализации [1, с. 43-45].
Формирование “дерева целей” социально-экономического развития страны связано, с одной стороны, со всем обществом, с другой – с государственной властью. При формировании “дерева целей” выделяют генеральную и конкретные цели государственного регулирования экономики.
Генеральной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение генеральной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют дерево целей.
Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу
постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на
3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
На сегодняшний день макроэкономические перспективы Беларуси неблагоприятны. Темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по-прежнему очень высок. Традиционные жёсткие меры монетарной и фискальной политики, направленные на ограничение роста предложения денег, вызвали лишь незначительное снижение инфляции.
Государство в переходаном периоде использаует прямые и косвеннаые методы регулираования. На первонаачальном этапе преоблаадают первые, что обусловалено следующаими причинаами. Во-первых, значитеальную долю национаальной экономиаки составлаяет государаственный сектор как объект преимущаественно прямого воздейсатвия. Во-вторых, рыночная среда, управляаемая в основном косвеннаыми методами, еще в полной мере не создана. В-третьих, глубокий кризис, характеарный для начальнаого этапа переходаного периода, может быть преодолаен только прямым воздейсатвием государаства.
Государственный сектор в переходаной экономиаке претерпаевает коренные измененаия. Уходят в прошлое директиавные плановые задания, заменяяась государаственными заказами. Отсутствует централаизованное прикрепаление к предприаятию поставщаиков ресурсов и комплекатующих, как и гарантиарованный сбыт продукцаии. Поэтому предприаятия самостоаятельно изучают спрос и ищут покупатаелей и партнераов по изготовалению своей продукцаии. Разрыв сложившаихся связей, недостааток оборотнаых средств, взаимные неплатеажи — эти и другие трудносати переходаного этапа предприаятиям предстоаит преодолаевать самостоаятельно, одновреаменно постигая искусставо выживанаия в рыночной экономиаке.
В переходаной экономиаке можно выделить три основных направлаения деятельаности государаства.
Во-первых, это создание правовых и организаационных институатов, необходаимых для функциоанирования рыночной экономиаки. К ним относятася: формироавание частной собствеанности, правовоаго государаства, обеспечаение свободы предприанимательства, проведеание эффектиавной антимонаопольной политики.
Во-вторых, переориаентация самой государаственной структуары управлеания на принципы демокраатии и удовлетаворения потребнаостей рыночноаго хозяйстава. Она требует коренноаго преобраазования аппарата исполниательной власти, использаования новых методов управлеания экономиакой. Это длительаный, болезнеанный и противоаречивый процесс. Простое разрушеание прежнего механизама управлеания не обеспечаит автоматаического рождения новой его системы, адекватаной рыночной экономиаке. Оно лишь ведет к полной потере управляаемости хозяйставенными процессаами, порождаает анархию, предостаавляет относитаельную свободу криминаальным элементаам, усугублаяет экономиаческий кризис. Поэтому огромное значение приобреатает работа по реформиарованию государаственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулираование экономиаки в условиях рыночноаго хозяйстава предстаавляет собой систему типовых мер законодаательного, исполниательного и контролаирующего характеара, осущеставляемых правомоачными государаственными учреждеаниями и обществаенными организаациями в целях стабилиазации и приспосаобления существаующей социальано-экономиаческой системы к изменяюащимся условиям.
Объективная возможнаость государаственного регулираования появляеатся с достижеанием определаенного уровня экономиаческого развития, концентарации произвоадства и капитала. В совремеанных условиях государаственное регулираование является составнаой частью процесса воспроиазводства. Оно решает различнаые задачи, например: стимулиарование экономиаческого роста, регулираование занятосати, поощренаие прогресасивных сдвигов в отраслеавой и регионаальной структуаре, поддержака экспорта. Конкретные направлаения, формы, масштабы государаственного регулираования определаяются характеаром и остротой экономиаческих и социальаных проблем в той или иной стране в конкретаный период.
В рамках макроэкаономических процессаов объектаами регулираования могут выступаать: экономиаческий цикл, секториаальная, отраслеавая и регионаальная структуары хозяйстава, условия накоплеания капитала, занятосать, денежное обращенаие, платежнаый баланс, цены, НИОКР, условия конкуреанции, социальаные отношенаия, кадры (подготоавка, переподаготовка), окружаюащая среда, внешнеэакономические связи. В рыночной экономиаке важнейшаими объектаами регулираования на макроураовне выступаают тесно взаимосавязанные совокупаный спрос, совокупаное предложаение и совокупаное произвоадство.
Все меры государаственного регулираования экономиаки направлаены на то, чтобы ориентиаровать макроэкаономическое развитие и поведенаие в микроэкаономике в направлаении выбраннаого варианта движения, обеспечаивающего достижеание поставлаенных целей и задач.
Основой государаственного регулираования экономиаческого развития и темпов экономиаческого роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережаающего отображаения: прогнозы, долгосраочные концепцаии, генералаьные схемы, проекты развития и т.д. При этом государаственное регулираование экономиаческого развития и экономиаческого роста осущеставляется в рамках общей концепцаии стратегаического развития республаики.
Важным направлаением модерниазации государаственного управлеания должен стать поиск точек соприкоасновения, а также форм и механизамов взаимодаействия государаства и бизнеса. Это касается взаимодаействия органов как законодаательной, так и исполниательной власти с предстаавителями бизнессареды на уровне формироавания экономиаческой политики государаства, при решении государаственных задач, решении вопросов инвестиационного взаимодаействия власти и бизнеса на стыке их интересаов и т. д.
1 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
2 Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. – М.: Инфра-М, 2004. – 190 с.
3 Ботеновская, Е.С., Волынец, И.В. Эволюция современных подходов к использованию инструментов макроэкономического регулирования / Е.С. Ботеновская, И.В. Волынец // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2006. – № 2.
4 Галова, А.Г. Потенциальные источники развития экономики Республики Беларусь на основе опыта постсоциалистических стран / А.Г.Галова. // БЭЖ. – 2009. – № 1.
5 Дорина, Е.Б. Роль государства в регулировании институциональных изменений при переходе к постиндустриальному обществу / Е.Б. Дорина // Вестник БГЭУ. – 2007. – № 2.
6 Ковтуненко А.Н. Эволюция взглядов на роль государства в экономике/ А.Н. Ковтуненко // БЭЖ. – 2013. – № 1.
7 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-ориентированный подход: курс лекций для студентов экономических специальностей вузов.- 2-е изд., доп. и перераб./ И.М. Лемешевский – Минск: ФУАинформ. - 2007 г. – 544с.
8 Макроэкономика. / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy. – Дата доступа: 18.10.2016.
9 Мясникович, М. Основа долгосрочной конкурентоспособности страны – наука и инновации. / М. Мясникович // Экономика Беларуси. – 2010. – № 1
10 Национальная экономика Беларуси : учебник к 80-летию БГЭУ; под ред. В.Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск : БГЭУ, 2012. - 649 с.
11 Никифоров, А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебное пособие. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.А. Никифоров. – М.: Дело и Сервис, 2008
12 Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы // Советская Белоруссия. – 10 июня 2011. – № 107.
13 Основы национальной экономики: учеб. Пособие / под ред. А.В. Сидорович. – М.: Дело и сервис, 2009.
14 Сакс, Дж., Ларрен, Ф. Макроэкономика: глобальный подход / Дж. Сакс, Ф. Ларрен. – М.: Дело, 1999.
15 Снопков, Н.Г. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве / Н.Г.Снопков // Экономический бюллетень Научно-
исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2012. – № 8.
16 Статистика Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Официальный сайт Министерства Статистики Республики Беларусь. – Мн., 2015. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika. Дата доступа: 18.10.2016.
17 Теория и практика государственного управления / Антонова Н.Б., Самусевич Л.А.: пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 192 с.
18 Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело, 1997.
19 Шимов, В.Н., Быков, А.А., Крюков, Л.М. Национальная экономика: теоретико-методологические вопросы формирования и развития / В.Н. Шимов, А.А. Быков, Л.М. Крюков // БЭЖ. – 2012. – № 1. – С. 4-17.