Введение
Глава 1 Качество продукции как важнейший показатель деятельности производства ОАО «Гомельский мясокомбинат»
1.1 Понятие и показатели качества продукции
1.2 Сущность и задачи управления качеством продукции
1.3 Современные системы управления качеством мясной продукции
1.4 Методические подходы к оценке качества продукции
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Гомельский мясокомбинат» в области качества продукции
2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Гомельский мясокомбинат»
2.2. Управление качеством продукции ОАО «Гомельский мясокомбинат»
2.3 Анализ качества продукции ОАО «Гомельский мясокомбинат»
Глава 3 Пути повышения качества продукции ОАО «Гомельский мясокомбинат» и его экономическая оценка
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Качество – крайне важное понятие на предприятии, так как от этого показателя зависит объем выпуска продукции, а вместе с ним и полученная прибыль.
За качеством продукции на всех предприятиях тщательно следит как и руководство, так и, непосредственно, государство.
Проблема повышения качества может быть решена только при сов-местных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Качество продукции – совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество продукции отвечает за эффективность, рентабельность предприятия, поэтому этому показателю необходимо уделять постоянное большое внимание. Заниматься качеством должны все участники производственного процесса – от директора предприятия до рабочего.
Улучшение качества продукции – это фактор развития не только дан-ного предприятия, но и государства в целом, источник его экономического роста, эффективности общественного производства и потребления.
Управление качеством представляет собой действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством продукции основывается на специально установленных стандартах, которые представляют собой перечень характеристик, присущих товару.
Система управления качеством — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества — достижение поставленных стратегических целей.
Для каждого предприятия система управления качеством индивидуальная, так как она направлена на решение конкретных задач на предприятии.
Проблема качества в современных условиях является важнейшим показателем повышения уровня жизни, экономической, социальной, экологической безопасности, а конкурентоспособность – фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества.
Объектом курсовой работы является ОАО «Гомельский мясокомбинат»
Предметом исследования является качество продукции, ее важность и эффективность.
Глава 1 Качество продукции как важнейший показатель деятельности производства ОАО «Гомельский мясокомбинат»
1.1 Понятие и показатели качества продукции
Качество продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия. Чем выше качество продукции, тем выше шансы у предприятия выжить в условиях рыночной экономики и среди быстрых темпов экономического роста. Внедрение инноваций, использование новейшего оборудования способствует улучшению качества продукции. Конкуренция в наши дни является одним из факторов борьбы среди производителей.
Понятие "качество продукции" регламентировано государственным стандартом (ГОСТ 15467-79). Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Международный стандарт ИСО 8402 определяет это понятие следующим образом: качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Нет какого-то одного эталона качества. Когда мы говорим о качестве, мы лишь имеем в виду сравнение с каким-то продуктом, взятом идеальным за основу. Эталонами могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях.
При этом применяется термин уровень качества — это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.
Таким образом, технический уровень продукции — относительная характеристика ее качества, основанная на сопоставлении значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции и ее современных конкурентоспособных аналогов.
Для формирования качества продукции важно знать ее жизненный цикл. Каждый товар с момента его производства до момента снятия с рынка проходит определенный период, называемый жизненным циклом товаров.
На рисунке 1 показаны стадии, который проходит каждый товар во время производства.
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Гомельский
мясокомбинат» в области качества продукции
2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Гомельский мясокомбинат»
Сегодня ОАО «Гомельский мясокомбинат» является одним из самых крупных предприятий по переработке мяса, производству колбасных изделий и мясных полуфабрикатов в Республике Беларусь.
Территория комбината оснащена цехом первичной переработки скота, колбасным цехом, производственным участком по выработке мясных полуфабрикатов, рядом вспомогательных объектов. Проектная мощность предприятия по мясу и субпродуктам – 107 тонн в смену, по колбасным изделиям – 21,6 тонн в смену.
Ежедневно производится и реализуется около 120 наименований колбасных изделий и до 80 видов полуфабрикатов. Ежемесячный объем реализации более 1000 тонн колбасных изделий и свыше 250 тн. полуфабрикатов.
Собственная торговая сеть ОАО «Гомельский мясокомбинат» пред-ставлена 12 магазинами, 4 из которых носят статус «фирменных», 9 павильонами, торговыми объектами, а также местами на рынках города Гомеля и Гомельской области. Ежемесячно предприятие реализует через свою фирменную сеть более 250 тн. колбасных изделий и свыше 130 тн. объем реализации полуфабрикатов.
Предприятие имеет собственный автопарк, который на сегодняшний день включает 78 транспортных средств, большинство из которых осуществляют ежедневную доставку продукции конечным потребителям.
Ассортимент продукции мясокомбината разнообразен, постоянно обновляется и способен удовлетворить самый изысканный вкус. Продукция Гомельского мясокомбината производится из мяса хозяйств Гомельской области, без использования ГМО и жидкого дыма, при строгом контроле показателей безопасности, технологических режимов на всех стадиях изготовления продукта.
Продукция «Гомельского мясокомбината» — неоспоримый лидер международных конкурсов и выставок-ярмарок. Покупатели голосуют за «Гомельский» все большим спросом на продукцию, а профессиональная признательность выражается в многочисленных медалях, кубках, дипломах, полученных мясокомбинатом на республиканских и международных выставках.
ОАО «Гомельский мясокомбинат» — одно из крупнейших в Беларуси предприятий, чья продукция востребована далеко за пределами страны.
Глава 3 Пути повышения качества продукции ОАО
«Гомельский мясокомбинат» и его экономическая оценка
Основными намерениями деятельности предприятия должны быть:
• удовлетворение требований заказчика к качеству продукции и производимым работам, создание у заказчика восприятия торговой марки
ОАО «Гомельский мясокомбинат» как производителя работ высокого качества;
• расширение рынка заказчиков на производимые работы и выпускаемую продукцию;
• повышение ресурса работоспособности;
• соответствие требованиям международных стандартов и повышение результативности функционирования имеющихся систем менеджмента качества;
• создание необходимых безопасных условий при производстве продукции, выполнении работ;
• улучшение состояния и оздоровление окружающей среды.
Предполагаемые пути реализации политики в области качества:
• реализация Государственной и отраслевой программ «Качество» на 2018 гг.
• внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента качества, соответствующей требованиям СТБ ISO 9001-2014;
• проведение оценки результативности функционирования системы менеджмента качества;
• комплексные маркетинговые исследования рынка;
• предотвращение и предупреждение производства и поставки продукции неудовлетворительного качества на всех этапах: от закупки материалов до отправки потребителю;
• предотвращение и предупреждение проведения ремонтных работ неудовлетворительного качества на всех этапах: от разборки до сдачи;
• постоянное проведение анализа удовлетворенности потребите-лей;
• постоянное улучшение и совершенствование организации работ на всех этапах жизненного цикла: от закупки материалов до отправки заказчику;
• выполнение каждым работником предприятия своих обязанностей с высоким профессионализмом и ответственностью за качество выполняемых работ;
Заключение
Таким образом, качество является такой характеристикой, которая непосредственно влияет на уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. От его значения будет зависеть как объем реализации и прибыль, так и риск потери рынков сбыта, что в условиях жесткой конкуренции может привести к полному финансовому краху предприятия и его банкротству.
Проблема организации контроля качества является очень актуальной на сегодняшний день как для отечественных, так и для иностранных предприятий по всему миру, так как очень большое значение имеет контроль качества выпускаемой продукции. Организация контроля качества – это система и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-технической документации.
Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик свойств продукции или процесса, от которого зависит соответствие качества продукции, установленным техническим требованиям.
От качества выпускаемой продукции зависят конечные результаты функционирования любого предприятия, выпускающего продукцию. Именно качественный товар будет пользоваться спросом у потребителей, завоевывать новые рынки сбыта и в более полной мере удовлетворять потребности населения.
На предприятии внедрены:
• система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001;
• система качества производства сырокопчёных колбас на основе анализа рисков и критических контрольных точек НАССР в соответствии с требованиями СТБ ИСО 1470-2004;
• система управления окружающей средой при производстве колбасных изделий и полуфабрикатов в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14000-2005. Контроль за качеством и безопасностью продукции осуществляется производственно-технологической и радиометрической лабораториями, которые аккредитованы в системе аккредитации Республики Беларусь на соответствие СТБ ИСО /МЭК 17025-2001 на право проведения испытаний заявленной области деятельности.
ОАО «Гомельский мясокомбинат» постоянно принимает участие в различных отечественных и зарубежных выставках, конкурсах, форумах, таких как «Белпродукт», «Белэкспо», «Лучшая продукция года», «Лучшие товары Республики Беларусь» и др.
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.2-е изд., перераб. и доп. М: ИНФРА - М, 2005.283 с. (Высшее образование).
2. Создание системы качества на предприятии на базе МС ИСО серии 9000 версии 2000 года (раздаточный материал). Мн.: БелИПК Госстандарта, 2005. – 124с.
3. Организация и планирование производства - Н.И. Новицкий.М., 2004
4. Г.А. Яшева // БЭЖ. 2006. №2, с 87-99
5. Савицкая Г.В. Экономический анализ. М.: Новое знание, 2005г. С 82-84.
6. Р.А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2005.504 с.
7. Менеджмент: Учеб. пособие / Под ред.Э.М. Короткова. М.: ИН-ФРА-М, 2005. - 220 с. (Вопрос-ответ).
8. Официальный сайт ОАО «Гомельский мясокомбинат» [Элек-тронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.mkgomel.by/
9. Аристов, О.В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с.
10. Басовский, Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 212 с.
11. Варакута, С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие- М.: ИНФРА – М, 2011. – 363.
12. Гиссин, В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие –Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 418 с.
13. Девид Бодди. Основы управления качеством. – СПб, 2010. – 239 с.
14. Мазур, И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2005. – 400 с.
15. Методы менеджмента качества / Качалов В.А. // Белоруский Журн. «Знак качества» – 2013. – №8.
16. Мишин, В.М. Управление качеством: Учебное пособие для ву-зов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 293.
17. Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции: Учебное по-собие – Минск.: Новое знание, 2011. – 238 с.
18. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие – М.: Дело и сервис, 2012. – 160 с.
19. Окрепилов, В.В. Управление качеством. – М.: ОАО «Экономи-ка», 2007. 639 с.
20. Промышленный журнал «Знак качества» /Черепович А.К., Белоруский Журн. «Знак качества» – 2013. – №6.
21. Савицкая, Г. В. Экономический анализ : учебник / Г. В. Савицкая. – Инфра-М, 2013. – 367 с.
22. Семенов, С.Н. Резервы управления качеством. – Саратов, 2004.– 398 с.
23. Управление качеством: учеб.-метод. комплекс / Немогай Н.В., Бонцевич Н.В., Садовский В.В. – Гомель: ЦИИР, 2005. – 228 с.
24. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 199 с.
25. Файоль, А. Управление – это наука и искусство /А. Файоль. – М.: Республика, 2009. – 192 с.