ВВЕДЕНИЕ
Экономические методы управления — способы воздействия на экономические отношения и интересы работников, трудовых коллективов с целью достижения необходимых обществу результатов. В отличие от административных методов управления, оказывающих с помощью директивных заданий и других способов прямое воздействие на управляемые объекты, экономические методы управления не ограничивают самостоятельности и инициативы последних, способствуют более полному сочетанию интересен государства, предприятия и каждого работника. К экономическим методам управления относятся хозяйственный расчет, нормативы экономические, цены с системой надбавок и скидок к ним, фонды экономического стимулирования, премии, амортизационные отчисления, кредит, капитальные вложения, штрафы и другие санкции и т. д.
Повышение роли экономических методов управления является важнейшим направлением формирования хозяйственного механизма. Умелое использование экономических методов управления побуждает трудовые коллективы и работников изыскивать новые пути ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности производства, рационального использования ресурсов.
Экономические методы управления дают ожидаемый эффект при условии их комплексного, взаимосвязанного применения, когда один метод не противоречит, а усиливает другой. Основанные на использовании объективных экономических законов социализма, экономические методы управления должны применяться таким образом, чтобы степень удовлетворения интересов коллектива и каждого работника определялась их вкладом в достижение общих конечных результатов.
Основой экономических методов принятия предпринимательских решений является анализ таких категорий, как цена, издержки производства, финансы, и умение оперировать ими в практической деятельности
Данная тема актуальна для рассмотрения, так как на современном этапе использование экономических методов управления в совокупности с прочими методами способно обеспечить развитие предприятия и создать предпосылки для его успешной деятельности в будущем. Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы управления.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.1 Основные экономические методы в менеджменте
Экономические методы управления в менеджменте — это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике[5, c. 24].
Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом.
Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении этих изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА УСПЕХ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика предприятия
Анализ внедрения экономических методов будет рассматриваться применительно к предприятию ОАО «Горизонт».
Завод «Горизонт», образованный в 1950 году и преобразованный в открытое акционерное общество «Горизонт» в 2003-м, за свою почти шестидесятилетнюю историю превратился из обычного предприятия, занимающегося выпуском теле- и радиоаппаратуры в современный холдинг, который не только производит десятки наименований продукции, но и оказывает большое количество услуг.
Сегодня в структуру холдинга «Горизонт» входит более пятнадцати дочерних предприятий, в том числе Частное Производственное Унитарное Предприятие «Завод электроники и бытовой техники Горизонт», ЧПУП «Завод Белит», СП ООО «Мидеа-Горизонт» и ЧПУП «Аэстон Горизонт». Все предприятия холдинга оснащены современным оборудованием, которое позволяет производить конкурентоспособную продукцию высокого качества.
Компания «Горизонт» постоянно расширяет линейку выпускаемой продукции и развивает производство бытовой техники. Уже сегодня являясь лидером по производству и продаже бытовой техники в Беларуси, в перспективе «Горизонт» может выйти на европейский рынок, встав в один ряд с его нынешними фаворитами.
Сфера деятельности компании «Горизонт»:
- Производство бытовой техники и электроники;
- Разработка электронных изделий, бытовой электроники;
- Литьевое производство пластмассовых деталей;
- Инструментальное производство;
- Производство электронных шасси, SMD-монтаж;
- Покраска пластмассовых и металлических деталей;
- Сборка бытовой техники и электроники;
- Сервисное обслуживание;
- Транспортная и складская логистика;
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Конкретные предложения по использованию механизмов экономических методов менеджмента на предприятии
Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов в стране составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса Беларуси.
Основой дальнейшего развития Республики Беларусь является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года, которая разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Республики Беларусь».
Согласно Стратегии, основой устойчивого и сбалансированного экономического роста становится человек, обладающий современными знаниями и высоким уровнем профессионализма. В развитом мировом сообществе наблюдается устойчивая динамика к росту доли высококвалифицированных кадров, повышается роль и значимость работников с творческим подходом и неординарностью мышления.
К основным факторам внутренней среды организации относятся структура, цели, задачи, технология и люди. Все они взаимосвязаны и оказывают совокупное воздействие на эффективность экономических методов управления.
Главной целью развития ОАО «Горизонт» является повышение уровня конкурентоспособности и финансово-экономической стабильности.
Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность организации в комплексе была бы рентабельна. Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении планов организации.
По мере реализации проекта финансово–экономическая часть бизнес–плана должна пересчитываться при изменении экономической ситуации, инфляции, рынков сбыта готовой продукции, налогового окружения и т. д. с целью всестороннего анализа экономических и финансовых показателей, а
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведенных мною исследований данной темы можно сделать следующие основные выводы:
Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.
Использование экономических методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрения за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
Экономические методы на макро-уровне выступают как государственное регулирование. Оно охватывает разработку прогнозов и рациональных программ, госзаказов, налоговую, ценовую, инвестиционную и финансово-кредитную политику государства.
Специфическим экономически методом, характерным для отечественного уровня управления, является хозрасчет.
Хозрасчет предусматривает экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, а также рентабельную их работу.
Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности рабочих проявляется при оплате труда.
Экономические методы управления ориентированы на материальную мотивацию. К этим методам относятся планирование, стимулирование, хозрасчет и другие экономические рычаги, применяемые на макро- и микро-уровнях управления.
Анализ внедрения экономических методов был рассмотрен применительно к предприятию ОАО «Горизонт» на примере производства кондиционеров.
Самыми конкурентоспособными являются кондиционеры фирмы LG и фирмы Samsung.
1. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.
2. Гончаров В.И. Менеджмент предприятия в 2–х ч., Ч.1. – Мн.: Изд-во МИУ, 2004. – 244 с.
3. Гончаров В.И. Менеджмент предприятия в 2–х ч., Ч.2. – Мн.: Изд-во МИУ, 2003. – 256 с.: ил.
4. Производственный менеджмент. Управление предприятием: Учеб. пособие / C.А. Пелих, А.И. Гоев, М.И. Плотницкий и др.; Под ред. проф. С.А. Пелеха. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 555 с.
5. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – 472 с.
6. Велесько Е.И. и др. Стратегическое управление: Практика принятия системных решений: Учеб. пособие / Е. И. Велесько, А.А. Быков, З.Дражек. - Мн.: Тэхналогiя; Изд-во БГЭУ, 1997. – 199 с. – (Менеджмент; Кн. 6).
7. Воробьев Л.А. Менеджмент организации. - Мн.: Дизайн ПРО, 1999. – 288 с.
8. Всеобщее управление качеством / Под ред. О.П.Глудкина. – М: Радио и связь, 1999.
9. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. - М.: ЮНИТИ, 1995.
10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для экономических специальностей вузов / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи. «ЮНИТИ», 1995. – 478 с.
11. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М.: МНИИПУ, 1998. – 173 с.
12. Гончаров В.И. Лекции по курсу "Менеджмент". В 2–х ч. Ч. 2. - Мн.: НИУ, 1998. – 232 с.
13. Гончаров В.И. Технологии и инструменты эффективного управления предприятием. – Мн.: НИУ, 2000. – 160 с.
14. Зубрицкий А.Ф. Практический менеджмент. Учебное пособие. В 2-х ч. Ч. 1. – Мн.: «ВУЗ-ЮНИТИ», 2004. – 56 с.
15. Казанцев А.К., Секрова Л.С. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 348 с.
16. Кожекин Г.Я., Мисербиева С.Г. Маркетинг предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004. – 240 с.
17. Короткевич В.Г. Практикум по экономике, организации производства и маркетингу на предприятии: Учеб. пособие / В.Г. Короткевич, Р.А. Лизакова, С.И. Прокопенко. – мн.: Выш. шк., 2004. – 287 с.
18. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М. –СПб. –Киев: «Вильямс», 1999.
19. Маршене М., Фуркад К. Менеджмент малых и средних предприятий: Практическое пособие: Пер. с фр. - Мн.: Тэхналогiя – БГЭУ, 1998. – 150 с.
20. Медынский В.Г., Шаршунова Л.Г. Инновационное предпринимательство. – М.: Инфра–М, 1997.
21. Олегов Ю.Г., Журавлёв П.В. Управление персоналом: учебник для студентов экономических специальностей. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. – 877 с.
22. Организация производства и управление предприятием: Учебник / Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родинов В.Б. и др.; Под ред. О.Г. Туровца. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 528 c. – (Серия «Высшее образование»).
23. Основы менеджмента и маркетинга: учебное пособие для экон. спец. вузов (В.Б. Зубик, А.И. Ильин, Г.Л. Котекин и др.) /Под общ. ред. Р.С. Седегова. - Мн.: Высш. шк., 1995. –249 с.
24. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Э.М. Гайнутдинов, Р.Б. Ивуть, Л.И. Поддерёгина и др. / Под ред. Э.М. Гайнутдинова. – Мн.: Университетское, 2002. – 152 с.
25. Производственный менеджмент: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 583 с.