ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЧАСТЬ ЛОГИСТИКИ
1.1 Система снабжения, ее задачи и функции. Место логистики в снабжении
1.2 Сбытовая деятельность как источник формирования доходной части предприятия
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ хозяйственной деятельности
2.2 Анализ поставщиков и потребителей
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Выбор рациональной схемы снабжения предприятия
3.2 Оптимизация системы распределения предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Производственное предприятие, независимо от формы собственности, вида производства и специализации в своей работе, последовательно и постоянно решает проблемы, связанные с реализацией его ключевых функций:
– покупка средств производства - снабжение
– производит качественные изменения сырья (преобразует рабочие объекты в готовые изделия) – производственная функция;
– продает товары – продажа.
Постоянное осуществление этих трех функций, их взаимодействия является целью реализации единых целей управления и формирует компанию как независимый субъект. Идея интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, обеспечивающих функционирование, производство, хранение и распределение, осуществляется в единой организации и процедуре, продукции, постепенно превращается в независимую область для исследований и форм экономической деятельности - логистики. Каждый из этих направлений деятельности компании хорошо изучен и документирован, новый подход к логистике объединяет эти функции для достижения желаемых результатов с минимальным временем и ресурсами за счет оптимального управления потоками материалов и информации.
В последние годы были внесены значительные изменения в экономические методы в ряде стран, были использованы новые технологии и методы управления на основе концепции логистики.
Важнейшим аспектом логистики является способность влиять на стратегию и тактику компании и создавать новые конкурентные преимущества для компании на рынке, то есть ее конечную цель.
Логистика ускоряет процесс получения информации, повышает уровень обслуживания. Логистика координирует деятельность компании в целом. Это делает необходимым создание эффективной системы логистики в компании.
Объект исследования – ОАО «БЕЛАЗ».
Предметом исследования является снабженческо-сбытовая деятельность ОАО «БЕЛАЗ».
Цель курсовой работы – совершенствование системы материально-технического снабжения на ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ».
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
– изучение системы снабжения, ее задач и функций, а также место логистики в снабжении;
– изучение сбытовой деятельности как источника формирования доходной части предприятия;
– анализ хозяйственной деятельности предприятия;
ГЛАВА 1 СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЧАСТЬ ЛОГИСТИКИ
1.1 Система снабжения, ее задачи и функции. Место логистики в снабжении
Такие термины, как «закупка», «поставка», «снабжение», «обеспечение сырьем и материалами», практически взаимозаменяемы. Единого определения каждого термина не существует. В некоторых источниках «закупка» означает единовременную меру, направленную на приобретение сырья и материалов, которые в настоящее время необходимы. В этом случае этот термин характеризует тактическую деятельность в отделе закупок. И термин «поставка» описывается как комплексный процесс закупок: определение потребностей материалов, товаров и услуг, поиск, анализ и выбор поставщиков, развитие отношений с ними, переговоры о ценах, качество и другие условия, контроль качества поставляемой продукции, и т.д. Эта деятельность скорее может быть отнесена к стратегическому отделу отдела закупок [7, c. 31].
Материально-техническое снабжение - это процесс комплексной доставки компании (организации) всех необходимых материальных ресурсов для обеспечения нормального производства. Материально-техническая система снабжения компании включает в себя отдел логистики и склада под своим контролем. Материально-техническая система снабжения сосредоточена на сети промышленных компаний, транспортных организаций и других учреждений, фермерских хозяйств. Он направлен на предоставление компании необходимых материально-технических ресурсов.
Работа предприятия зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, предоставляемых другими организациями. Деятельность в области организации и управления закупками стремятся к тому, чтобы компания получила необходимое количество и качество сырья, товаров и услуг в нужное время в нужном месте, от надежного поставщика, чтобы выполнить свои обязательства, с хорошим сервисом (как до продажи, и после) и по выгодной цене. Закупка (снабжение) является одной из важнейших особенностей любой компании.
Значение для организации управления бизнес-закупок можно рассматривать в двух направлениях - тактических и стратегических: снабжение (закупки) в тактическом плане, в оперативном плане - ежедневные мероприятия, традиционно связанные с закупками и направлены на устранение дефицита или отсутствия материальных ресурсов или готовых продуктов; стратегический запас - реальный процесс управления закупками, связь и взаимодействие с другими подразделениями компаний, внешними
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ хозяйственной деятельности
ОАО «БЕЛАЗ» является государственным предприятием республиканской собственности и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Расположено в Минской области, г. Жодино, ул. 40 лет Октября.
ОАО «БЕЛАЗ» – крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности.
История предприятия берет свой отсчет с 1948 года, было создано на базе завода дорожных и мелиоративных машин «Дормаш». 17 апреля 1958 года предприятие получило имя «Белорусский автомобильный завод» и был выпущен первый самосвал – МАЗ-525 (25 тонн). С 1961 года по настоящее время предприятие выпускает всемирно известную технику «БЕЛАЗ», которая работает в десятках стран мира. В 1995 году Белорусский автомобильный завод стал производственным объединением. В 2012 году был создан холдинг «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», в его состав вошли: ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания, СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», ОАО «Стародорожский механический завод», ОАО «Кузлитмаш», ОАО «БЕЛАЗ- СЕРВИС», ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования».
Филиалы ОАО «БЕЛАЗ: «Могилевский автомобильный завод им, С. М. Кирова» (г.Могилев), СПК «Первомайский» (Смолевичский р-н).
ОАО «БЕЛАЗ» характеризуется серийным типом производства, вся продукция выпускается большими или малыми, периодически повторяющимися партиями. Сегодня на предприятии «Белорусский автомобильный завод» трудится около 8500 человек.
Продукция ОАО «БЕЛАЗ»:
‒ карьерные самосвалы (грузоподъемность от 30 до 450 тонн). Предназначены для транспортирования горной массы в разрыхлённом состоянии по технологическим дорогам на открытых разработках полезных ископаемых с различными климатическими условиями. Могут использоваться на строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, при сооружении дорожно-магистральных комплексов, а также в технологических подразделениях предприятий перерабатывающей промышленности.
‒ самосвалы повышенной проходимости. Предназначены для
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Выбор рациональной схемы снабжения предприятия
С целью устранения недостатков в системе снабжения предлагается приобрести программное обеспечение Программный продукт «1С-Логистика: Управление складом 3.0» - специализированное тиражное решение на платформе «1С:Предприятие 8» для автоматизации управления складским хозяйством организации. Программный продукт «1С-Логистика: Управление складом 3.0» - совместный продукт фирмы «1С» и компании «AXELOT», Россия, г.Москва, ул.Докукина, дом 16, созданный в результате анализа опыта автоматизации и управления складских хозяйств ряда российских и зарубежных компаний.
«1С-Логистика:Управление складом 3.0» может быть адаптирована к специфике технологических и организационных требований любого склада. Это достигается с помощью гибких параметрических настроек без участия программистов. В случае если потребуется внести изменения в программу, 100% логики работы системы, относящейся к складским процессам, открыто для специалистов-разработчиков. Многочисленные успешные внедрения системы подтверждают, что она может эффективно использоваться на складах различных размеров и типов: от небольшого склада-магазина до крупного распределительного центра или склада готовой продукции промышленного предприятия.
Платформа «1С:Предприятие». «1С-Логистика:Управление складом 3.0» разработана на самой распространенной в Белоруссии технологической платформе. Организация, использующая «1С:Предприятие», охотно выбирают прикладные решения этой системы программ, благодаря эргономичному пользовательскому интерфейсу, простоте администрирования и наличию сервис-инженеров практически в любом городе. Кроме того, наиболее тесная интеграция возможна именно между решениями, созданными на одной и той же технологической платформе. В том числе и по этой причине компании и организации, использующие в качестве корпоративной информационной системы программы «1С:Предприятие», отдают предпочтение «1С-Логистика:Управление складом 3.0» как базе для автоматизации склада.
Основные функции системы:
- задание топологии складского комплекса;
- приемка;
- контроль качества;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В области управления логистической системой на ОАО «БелАЗ» можно выделить следующие основные функциональные зоны:
- снабжение (закупочная логистика) – осуществляется отделом снабжения предприятия;
- производство (производственная логистика) – осуществляется главным инженером и начальником производства;
- сбыт (распределительная логистика) – реализуется отделом продаж предприятия;
- финансовый и бухгалтерский учет и контроль, складская работы – вспомогательные логистические функции.
Управление логистической системой осуществляется отдельными структурными подразделениями (отдел снабжения, начальник производства, отдел продаж). С одной стороны, такая организация логистической системы на предприятии характеризуется четким разделением обязанностей, а, с другой, отсутствие единого координирующего органа (например, отдела логистики) не позволяет в полной мере обеспечить четкое управление всей логистической системой предприятия в целом. Отсутствие отдела логистики может сказываться на экономических результатах работы, в том числе – в части логистических издержек и эффективности управления материальным потоком на предприятии.
Анализ эффективности управления логистической системой ОАО «БелАЗ» позволяет сделать выводы о том, что для предприятия наиболее проблемными моментами являются: замедление оборачиваемости запасов (необходимость совершенствования управления запасами и закупками), сохранение высокой доли материальных запасов (необходимость снижения затрат на складах и в производстве), а также высокая величина и ожидаемый дальнейший рост транспортных расходов в части распределительной логистики. Поэтому основными путями совершенствования логистической системы должны стать мероприятия, направленные на решение именно этих проблем.
Для ОАО «БелАЗ» в целях совершенствования управления логистической системой были предложены:
– потратив на покупку и внедрение программы «1С-Логистика:Управление складом 3.0» 2034,75 руб. ОАО «БелАЗ» получает экономию за год в 5511,79 руб. за счет роста производительности труда;
- внедрение современной CRM-системы обеспечит повышение эффективности контроля и управления за информационными потоками в сфере распределительной логистической системы, а чистый экономический эффект с учетом расходов на внедрение системы составит 1301,8 тыс. руб.
1. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т. В. Алесинская. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015. – 379 с.
2. Альбеков, А.У. Логистика коммерции / А. У. Альбеков.- Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 226 с.
3. Аникин, Б.А. Логистика: учеб. пособие / Б.А. Аникин [и др.]; под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. – М.: Проспект, 2013. – 406 с.
4. Ардатова, М.М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М. М. Ардатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 272 с.
5. Афанасенко, И. Экономическая логистика: учебник / И. Афанасенко, В. Борисова. – СПб.: Питер, 2013 – 432 с.
6. Бабяк А.Г. Планирования обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами / А.Г. Бабяк // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2014. – С.296-298.
7. Баско, И.М. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско[и др.]. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2016. – 431 с.
8. Бауэрсокс, Доналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. – 2-е изд. – Пер.с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2015. – 640 с.
9. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. – М.: Дашков и Кº, 2013. – 420 с.
10. Григорьев, М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник / М. Н. Григорьев. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 490 с.
11. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – М.: Юрайт, 2016. – 734 с.
12. Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / И. Дехтяренко, А. Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
13. Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2015. – № 6. – С. 7-20.
14. Кизим, А. А. Логистика и ее принципы в сфере малого бизнеса / А. А. Кизим // Наука и образование. – 2013. – № 12. – С. 27-31.
15. Ковалев, Г.А. К вопросу развития методологических основ логистики / Г. А. Ковалев // SCIENCETIME. – 2014. – № 6. – С. 19-26.
16. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2013. – 605 с.
17. Король, А.Н. Конкурентные закупки в коммерческой деятельности промышленного предприятия / А.Н. Король, В.С. Лосев // Актуальные вопросы управления организацией: материалы региональной научно-практической конференции. – Хабаровск, 2014. – С. 163 – 170.
18. Король, А.Н. Стимулирование поставщиков при закупочной деятельности предприятия / А.Н. Король // Региональный рынок товаров и услуг: инновационные технологии и организация бизнеса: материалы международной научно-практической конференции. – Хабаровск, 2014. – С. 99 – 104.
19. Кузнецова, Т.В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т.В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014. – № 1. – С. 32-34.
20. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2013. – 268 с.
21. Лебедев, Ю.Г. Логистика: Теория гармонизированных цепей поставок. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. – 488 с.
22. Левкин, Г.Г. Логистика: теория и практика / Г.Г. Левкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 221 с.
23. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в целях поставок / В. В. Дыбская [и др.]. – М.: Эксмо, 2014. – 939 с.
24. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
25. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2013. – 176 с.
26. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учебник / Н. К. Моисеева. – М.: Инфра-М, 2015. – 527 с.
27. Секерин, В.Д. Логистика: учеб. пособие / В. Д. Секеркин. – М.: КНОРУС, 2016. – 240 с.
28. Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
29. Черняев, Е.В. Место и роль снабженческо-сбытовых затрат в воспроизводственной деятельности промышленного предприятия / Е. В. Черняев // Вестник ИНЖЭКОНа. – 2013. – № 7. – С. 368-373.
30. Эффективность логистического управления: учебник / Под общ. ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 368 с.