ВВЕДЕНИЕ
Распад в конце 1980-х гг биполярной политической системы, возникновение независимых государств постсоветского пространства обусловили необходимость трансформации их экономик в качественно иное состояние, которое характеризуется кардинальными изменениями в структуре производительных сил общества, содержании человеческой деятельности, роли государства в механизме хозяйствования.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что Республика Беларусь, а точнее, ее экономика до сих пор находится на переходном этапе к рыночному механизму хозяйствования, и изучение всех нюансов экономической трансформации просто необходимо.
Цель исследования – выявить институциональные закономерности хозяйственного развития для объяснения трансформационных процессов в постсоциалистических странах на основе изучения реформирования хозяйственного механизма.
Задачи исследования следующие:
- анализ способов перехода постсоциалистических стран к рыночной экономике;
- обоснование на этой основе необходимости выявления переходной экономики и отдельных ее институтов как особого объекта изучения;
- оценка эффективности реформирования экономической системы Республики Беларусь с позиций соответствия ее экономико-политических институтов рыночному статусу.
Объект исследования данной работы – экономика переходного типа. Предмет исследования – хозяйственный механизм и особенности его формирования в переходной экономике стран постсоветского пространства, в частности – Республики Беларусь.
В первой главе работы раскрывается сущность экономики переходного типа, характеризуются ее основные компоненты (институты). Вторая глава анализирует различные варианты перехода постсоветских стран от административно-командной системы к рыночной экономике, отмечает особенности, положительные и отрицательные явления с точки зрения возможности использования данного опыта в национальной экономике Республики Беларусь. Белорусский вариант перехода к рынку рассмотрен в сравнении с опытом других стран.
Анализ переходных экономик показывает, что разные подходы в итоге обозначили различный уровень достижения государствами рыночных преобразований и, соответственно, степень трансформации этих стран в рыночные экономики.
Тема достаточно широко проработана в отечественной научной литературе. в частности, можно выделить работы следующих ученых: Э.И.Лобкович, В.М.Гальперин, В.Я.Иохин и др.
1 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОСОБЫЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основные черты и особенности переходной экономики
Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы [3, c.101].
Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем:
Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность трансформационной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.
Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики — трансформация в другую систему.
В-третьих, трансформационная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.
В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив
2 ПЕРЕХОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
2.1 Цели и этапы экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)
В странах ЦВЕ основные цели экономических реформ сводились к следующему:
- Повышение эффективности производства;
- Перестройка старой структуры цен и искоренение монополизма производителей;
- Отмена централизованного распределения ресурсов;
- Изменение ранее сложившейся в угоду идеологическим догмам и политическим приоритетам структуры производства, которая является крайне неэффективной [7, c.214].
Экономическое развитие стран Центральной и Восточной Европы в послевоенный период прошло четыре этапа:
Первый этап (50 – 60 гг.) – этап быстрого экстенсивного роста, индустриализация большинства стран регионов;
Второй этап (конец 60 – конец 70 гг.) – исчерпание факторов экстенсивного развития;
Третий этап (конец 70 – конец 80 гг.) – стагнация экономики, начало агонии и краха социалистической общественной системы;
Четвёртый этап (начало 90 гг. - и по сей день) – этап революционных преобразований, спада производства и перехода стран ЦВЕ на рыночный и демократический путь развития.
Первый этап во всех без исключения странах ЦВЕ характеризуется высокими темпами экономического роста, искусственно подстегнутыми директивными плановыми заданиями. Цель – укрепить экономический регион, сделать из него надежного союзника для бывшего Советского Союза, еще один укрепрайон в капиталистическом окружении и еще один плацдарм для мировой революции.
В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В сферу компетенции СЭВ входили вопросы координации народнохозяйственных планов, согласование внешнеторгового оборота, предоставления кредитов, организация научно – технического сотрудничества и т.д.
СЭВ осуществлял нерыночную, т.е. ненастоящую, интеграцию, которую нельзя назвать экономической, на деле она была административно-командной, бюрократической. Никаких экономических механизмов попросту не было.
К концу 60-х годов во всех странах ЦВЕ была создана централизованная дефицитная плановая экономика. Оптовая торговля заменена государственной системой материально-технического снабжения.
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Эффективность осуществления реформ в стране хорошо отражают результаты исследования Всемирного банка – двенадцатого ежегодного доклада «Ведение бизнеса – 2015» (данные приводятся по состоянию на 1 июня 2015 года). В 2015 году из 183 стран мира, проанализированных ВБ, 125 улучшили деловой климат, дерегулировали бизнес и усилили институт частной собственности. В этом докладе исследуются нормы регулирования предпринимательской деятельности, способствующие её развитию, а также нормы, затрудняющие развития бизнеса. Динамика показателей данного обзора, являясь частью исследования по оценке инвестиционного климата в мире, позволяет судить о степени инвестиционной привлекательности экономики отдельной страны как результирующем индикаторе успешности реформ или их провала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Основные функции государства в переходный период:
- создание парламентской основы принятия экономических решений;
- определение приоритетов макроэкономического развития;
- регулирование рынка для достижения экономических и социальных целей;
- стабилизация экономики через осуществление денежной и бюджетной политики для преодоления трансформационного кризиса.
Необходимость трансформационной экономики, которая обусловлена ее следующими главными задачами:
- Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
- Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
- Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
- Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
- Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Существует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику:
- эволюционный путь (исторически более ранний) постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия);
- «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России, и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме - в Польше).
В странах ЦВЕ основные цели экономических реформ сводились к следующему:
- Повышение эффективности производства;
- Перестройка старой структуры цен и искоренение монополизма производителей;
1. Беларусь в цифрах-2016 [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ publications/ izdania/ public_compilation/index_4920. - Дата доступа: 28.09.2016.
2. Борисов, Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. – М.: Высшая школа, 2006. - 370 с.
3. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.
4. Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С.Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 1. – 447 с.
5. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я.Иохин. – М.: ДеКа, 2005.-320 с.
6. Куликов, Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Л.М.Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2007. - 272 с.
7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений./ И.М.Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
8. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2012. – 70 с.
9. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
10. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г.Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
11. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Республике Беларусь. - Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/. - Дата доступа: 28.09.2016.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/. - Дата доступа: 14.09.2016.
13. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В.Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
14. Рейтинг Doing Business-2015 [Электронный ресурс] / Республиканская конфедерация предпринимательства. - Режим доступа: http://rce.by/all-news/4382-рейтинг-doing-business-2015-беларусь-на-57-м-месте. - Дата доступа: 28.09.2016.
15. Сажина, М.А. Основы экономической теории / М.А.Сажина. – М.:2005. - 672 с.
16. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2014" / сост. В.И.Зиновский. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. - 534 с.
17. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2015" / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. - 524 с.