Потребительское поведение как социокультурный феномен Курсовая работа (проект)
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Потребительское поведение как социокультурный феномен»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Потребительское поведение как социокультурный феномен
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1. Потребительское поведение как междисциплинарная исследовательская проблема
1.1 Экономический подход к изучению потребительского поведения
1.2. Маркетинговый подход к изучению потребительского поведения
1.3. Психологический подход к изучению потребительского поведения
1.4. Социологический подход к изучению потребительского поведения
Глава 2. Потребительское поведение
В социокультурном пространстве современного общества
2.1. Потребление и социальная дифференциация
2.2. Потребление и пространство стилей жизни
2.3. Потребление знаков
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Научные дисциплины о поведении потребителей получили свое развитие не так давно. В Соединенных Штатах Америки как государстве, в котором менеджмент и маркетинг стали оформляться раньше, чем во всех остальных странах, обратили внимание на данную сферу знаний лишь во второй половине XX столетия. В данный период крупный и средний бизнес начал набирать свои обороты, соревновательный характер взаимоотношений между производителями возрастал. И появилась необходимость в поисках иных способах приобретения и удержания конкурентоспособных преимуществ на новом уровне. В это время в США разрабатываются учебные пособия по поведению потребителей, а маркетологи всерьез озадачиваются проблемами исследования своих потребителей. Первыми авторами таких учебников стали Энджел Дж., Блеквелл Р. Несмотря на то что маркетинг в США сформировался до возникновения теории изучения потребителей, предпосылки к необходимости совершенствования данной сферы званий возникли задолго до этого. Уже в начале XX в. крупные компании стали задумываться, каким образом можно оказать влияние на поведение потребителя посредством рекламы. Исследовались психологические особенности покупателей и возможность манипулировать данными особенностями с помощью рекламных сообщений. Уже в 1950-е гг. идеи, касающиеся психологических особенностей людей стали интенсивно использоваться рекламодателями. Так, по мнению приверженцев теории З. Фрейда людям в большей мере нравится приобретать гладкие фрукты и овощи, нежели морщинистые. Выходит, согласно данной концепции, потребители редко покупают чернослив и курагу, так как морщинистые плоды наводят их на размышления о старости.
За 40 лет становления рассматриваемой науки поведение потребителей стало обширной самостоятельной сферой знаний, исследовать и использовать на практике которую необходимо наравне с анализом рынка, изучением конкурентов и т. д. Руководство компаний должно понимать, что именно от поведения потребителей, от их специфики и потребностей зависит эффективность деятельности фирмы.
В отечественной литературе изучением поведения потребителей занялись позднее, чем в США. И только несколько лет назад основы поведения потребителей стали преподаваться в высших учебных заведениях как самостоятельная дисциплина.
Рассматривая категории «потребление» и «потребительское поведение», следует отметить, что они изучаются в экономическом, психологическом, социологическом и маркетинговом аспектах.
Понятие потребления дискутируется в современной науке. Российская социологическая энциклопедия определяет потребление как использование результатов труда для удовлетворения потребностей индивидов, в ходе которого данные продукты перестают быть потребительскими стоимостями (благами) [28]. Для многих потребление воспринимается как физическое расходование (растрата) материальных благ (например, поглощением пищи). Но в современном обществе все более существенная часть потребляемых товаров выражена не предметами, а услугами, которые могут вовсе не принимать вещественную форму, осуществляясь благодаря взаимодействию между людьми.
Под потреблением также повседневно понимается применение полезных свойств товаров или процессов, благодаря которым они наделяются признаками блага. Но к потреблению, определяемому с экономической позиции, необходимо относить применение не всяких, а только ограниченных благ, в которые, дополнительно, заложены человеческие усилия, что отделяет эти блага от чистых продуктов природы. В этом смысле правомерно говорить о потреблении очищенной питьевой воды и неправомерно - о «потреблении» атмосферного воздуха.
Итак, «потребление» - это использование полезных качеств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей индивида и расходованием (уничтожением) стоимости этого товара. В данной интерпретации потребление выражается как комплекс хозяйственных отношений людей к объектам их желания, а также отношений между самими людьми.
Необходимо дифференцировать понятия потребления и потребительского поведения. Последнее считается определенным видом общественного поведения и может определяться, как внешне наблюдаемые взаимосвязанные практики конкретных индивидов или групп в рыночной сфере: осознание потребности, поиск ресурсов и средств для ее удовлетворения, покупательское поведение и непосредственное потребление. Потребительское поведение, с одной стороны, можно воспринимать как «деятельность, устремленную непосредственно на получение, потребление и распоряжение товарами, включая процессы принятия решений, которые предопределяют данные действия и следуют за ними». С другой стороны, потребительское поведение характеризует «совокупность общественных отношений людей по вопросу потребления».
В основе потребительского поведения находятся потребности людей, которые можно охарактеризовать как ощущаемую разницу между идеальным и фактическим положениями, достаточную для активизации поведения.
Поведение потребителей – это совокупность признаков и показателей, описывающих действия потребителей, включая их потребительские вкусы, частоту приобретения товаров/услуг, систему потребления, пути использования доходов [34, с. 38].
Потребитель – индивид или организация, приобретающие, использующие, владеющие и утилизирующие продукт или услугу. Потребителями могут выступать люди, группы людей, а так же организации разного масштаба и спектра деятельности, использующие товары, услуги, идеи [25, с. 9].
XXI век – это век рыночных отношений. Всякое взаимодействие людей подразумевает обмен и пользование благами, причем каждый индивид старается максимизировать свои выгоды. Вследствие чего изучение потребительского поведения становится весьма актуальной и востребованной сферой исследования. Проблемное поле изучения потребителя, его интересов и потребностей является значимым элементом в прикладных исследованиях организаций, заинтересованных в том, чтобы итоги их деятельности – произведенный продукт, - были всегда достаточно востребованными.
Потребительское поведение длительный период оставалось периферийным объектом в социологии, которая в большей степени занималась изучением процессов труда и трудовыми отношениями, а также распределительными конфликтами и отношениями неравенства. В конце прошлого века потребительская тематика начала совершенствоваться весьма активно. Однако большая часть социологических научных поисков развернулась в культурологической сфере, концентрируясь, в-первую очередь, на символической стороне потребления. Дополнительный импульс этим исследованиям дало широкое увлечение постмодернистскими дебатами. В итоге социологическая наука потребления развивалась несколько изолированно не только от экономической теории, но и от ключевых течений современной экономической социологии, и такие вопросы, как структура потребительских рынков, состав и мотивы их участников, организационное и институциональное оформление процесса потребления изучалось явно недостаточно, оставлялось на долю маркетологов.
Уже в начале XXI социология потребления стала базироваться на сближении культурологического, экономического и социального подходов, что более полно может раскрыть особенности данного феномена и факторов, оказывающих влияние на него.
Объект курсовой работы – это потребители.
Предмет курсовой работы – это поведение потребителей как предмет социологического исследования.
Метод исследования: теоретический анализ литературы.
Целью данной работы являются изучение основных направлений потребительского поведения как социокультурного феномена.
В соответствии с обозначенной целью ставятся следующие задачи:
1. Изучить потребительское поведение в социокультурном пространстве современного общества.
2. Рассмотреть потребительское поведение как междисциплинарную исследовательскую проблему.
Курсовая работа изложена на 30 страницах печатного текста, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, включающего 42 наименования. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи курсовой работы. В первой главе рассмотрено потребительское поведение как междисциплинарная исследовательская проблема. Во второй главе проведен анализ потребительского поведения в социокультурном пространстве современного общества. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на совершенствование исследований потребительского поведения.
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА И КАК КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
1.1. Экономический подход к изучению потребительского поведения
В начале 70-х годов. ХХ столетия на исследовании потребления сосредотачиваются основоположники марженализма – К. Менгер, Л. Вальрас, У. Джевонс и иные. Ядром этой концепции считается принцип предельной полезности. Полезным выступает такой объект, который или приносит удовольствие уже имеющейся от него пользой, или предвкушением его перспективной пользы. Главной задачей потребительской деятельности людей становится влечение к максимизации полезности. В случае, когда человек приобретает определенное благо, продуктивность всякой новой единицы данного продукта для него уменьшается. Таким образом, потребитель в итоге попадает в стадию сомнения, есть ли смысл ему тратить собственные финансовые средства на покупку ещё одной части этого блага. Данная порция носит наименование предельной покупки, а ее полезность – предельной полезности. Диллема выбора человеком конкретных потребительских продуктов, то есть выявление его предпочтений, является непосредственным объектом изучения теории предельной полезности и находит свое решение посредством двух подходов: количественного (кардиналистского), который подразумевает возможность анализа параметров полезности самим человеком, и порядкового (ординалистского), базирующегося на возможности сравнения разнообразных наборов предметов и услуг, основываясь на предпочтительности.
Приверженцы австрийской школы Л. Фон Мизес и Ф. фон Хайек расширили субъективистский подход к восприятию индивида в экономической концепции. С их точки зрения, потребитель – субъект деятельностный. Для него характерны определенные стремления, направленность на достижение конкретных целей, применение средства их реализации, планирование стратегий собственного поведения. Данные цели и инструменты достижения не имеют какого-либо источника извне, они вырабатываются им самостоятельно. Человек выступает субъективным творцом и центром экономической структуры, и не только лишь в качестве активного деятеля экономических явлений, а в роли их потребителя. Например, Л. Фон Мизес утверждает: «Потребители, а не предприниматели, в итоге, платят жалованье, заработанное всяким тружеником, будь то ослепительная кинозвезда или дворник.
ГЛАВА 2.ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Потребление и социальная дифференциация
Стоит подчеркнуть, что сами специалисты в сфере экономики сформулировали некоторые альтернативные идеи, относительно социальных компонентов процесса потребления. Например, Дж. Дьюзенберри утверждает, что объемы потребления в значительной степени зависимы не от абсолютного, а от относительного уровня дохода, то есть индивиды анализируют собственные возможности с уровнем потребления других, более материально обеспеченных сообществ, которые таким образом оказывают на них непрерывное культурное влияние, приводящее к стремлению увеличивать масштабы потребления [38]. Причем, так как большая часть процесса потребления происходит на виду у окружающих людей, а, отметим, размер финансовых сбережений зачастую находится под покровом семейной тайны, потребительское поведение ощущает куда более сильное давление, чем сберегательное. Социальное воздействие на потребление человека отмечается также Х. Лейбенстайном в сформулированном им эффекте присоединения к большинству [bandwagon effect], когда спрос на продукт увеличивается вследствие того, что его приобретают остальные люди, и эффекте сноба [snob effect], когда, напротив, индивид теряет желание покупать товар или услугу конкретно потому, что это делают другие [22]. Х. Лейбенстайн выделяет и так определяемый эффект Веблена, заключающийся в том, что часто привлекательность блага не снижается, а увеличивается одновременно с возрастанием его стоимости и, соответственно (при других одинаковых обстоятельствах), выбор реализуется в пользу более дорогого, а не более дешевого товара.
Масштабы и специфика потребления не только характеризуют установившееся в обществе неравенство в распределении производственных сил. Потребительские практики выступают инструментом, интенсивно воспроизводящим данное общественное неравенство. Потребление, в таком случае, становится не окончательной целью, а лишь средством осуществления более сложных общественных тактик классового и статусного разделения.
Две из таких стратегий рассмотрены в классическом научном труде Т. Веблена «Теория праздного класса» [13]. Первая – характерная для высшего класса стратегия демонстративной праздности, она предполагает не только воздержание от труда, но ярко выраженное отдаление от всего, что соприкасается с трудом как деятельностью непрестижной и неблагородной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный общий обзор проблематики потребительского поведения предоставляет нам возможность обосновать некоторые общие выводы:
1. Потребительство представляет собой одну из разновидностей не функционального спроса, т.е. потребления продуктов и услуг не ради его функциональных характеристик или получения пользы от применения товара по прямому назначению, а с целью достижения некоторых иных культурных или общественных задач.
2. Изучив потребительское поведение в социокультурном пространстве современного общества, можно утверждать, что оно является важным социальным и культурным регулятором, способствующим оформлению социальной структуры. В середине 50-х годов предполагалось, что именно общество потребления способствует всеобщему благополучию и комфорту и станет стабильной опорой для экономики развитых государств. Однако в современном постиндустриальном мире все эти надежды неосуществимы.
3. Потребительское поведение можно рассматривать как междисциплинарную исследовательскую проблему, но необходимо больше внимания уделять взаимодействию этих областей. Любая отдельная наука неспособна досконально изучить данную проблему и использовать результаты исследования на практике.
Актуальность темы доказана тем, что каждый человек пытается максимизировать свои выгоды. Из этого следует, что потребительское поведение рассчитано на взаимодействие людей при пользовании этими благами не только в бытовом, но также в социальном и культурном аспектах.
Поставленная цель работы выполнена: изучила основные направления потребительского поведения в социокультурном пространстве.
Таким образом, пришла к выводу, что потребительское поведение изучается не только в экономическом, психологическом и маркетинговом аспектах, но также важную роль играет изучение потребительского поведения в социокультурном пространстве современности. И если воспроизводить все эти идеи на практике, можно осуществить то, что ранее не получалось, а именно то, чтобы общество потребления стало надежной опорой не только для развитых, но для всех стран.
1. Алешина, И. В. Поведение потребителей: учеб. / И. В. Алешина. – М.: Экономисть, 2006. – 525 с
2. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Аспект Пресс, 2009. – 303 с
3. Багоцци Р., Герхан-Канли Ц., Пристер Й. Социальная психология потребителя (пер. с англ.) / Р. Багоцци, Ц. Герхан-Канли, Й. Пристер - М.; Академия, 2008. – 268 с
4. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. Беккер. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003. – 672 с
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирования реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман - М.; Медиум, 1995. – 323 с
6. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей / Пер. с англ. Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – 10-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 944 с
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Перевод на русский язык: Е. А. Самарская. — М., 2006. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 2008. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3464
8. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999, c. 213–214
9. Бурдье П. Различение (фрагменты книги) / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. / Сост. и научн. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004
10. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001
11. Бурдье П. Формы капитала / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики (см. также: Экономическая социология. Том 3, № 5. 2002. Р. 60-74 )
12. Бурстин Д. Дж. Сообщества потребления // Thesis, 1993. Т. 1. Вып. 3, c. 247–248
13. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984
14. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. – Спб., 2007. – 335 с
15. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь / Пер. с англ. Д. Джерри. – М.: ВЕЧЕ; АСТ, 1999. – Т.1. – 544 с
16. Зелизер В. Социальное значение денег. М.: ГУ–ВШЭ, 2004
17. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России . - № 2. – 2005. – С. 3-40
18. Капелюшников Р. И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. – 1993. - № 11. – С. 17-32
19. Кларк Д. Б. Потребление и город, современность и постсовременность // Логос. – 2002. - № 3-4. – С. 35-65
20. Кравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник для вузов / С. А. Кравченко. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2004. – 750 с
21. Ланкастер К. Перемены и новаторство в технологии потребления / Под ред. В. М. Гальперина // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – Т. 1. – 380 с
22. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993, с. 304–325.
23. Любимова Н.Г. Поведение потребителя / Н.Г. Любимова. – Владивосток.: Издательство дальневосточного университета, 2004. – 140 с
24. Овруцкий А. В. Психология потребления: основные направления исследования // Психология в экономике и управлении. 2009. № 2
25. Посыпанова О. С. Социальная психология потребления: учеб. Пособие. Калуга, 2004
26. Розмаинский И. В., Холодилин К. А. История экономического анализа на Западе: Текст лекций / И. В. Розмаинский, К. А. Холодинин. – СПб.: СпбГУ, 2000. – 138 с
27. Ротбард М. О реконструкции экономической теории полезности и благосостояния. Часть 1, 2 // Экономическая политика. - № 1; 2. – 2009. – С. 128-146; 190-207
28. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. Ред. Акад. РАН Г.В, Осипова. – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998. - 682 с
29. Рощина Я. М. О реконструкции экономической теории полезности и благосостояния. Часть 1,2 // Экономическая политика. - № 1; 2. – 2009. – С. 128-146; 190-207
30. Рощина Я. М. Социология потребления / Я. М. Рощина. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006. – 447 с
31. Соломон Майкл Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке / Майкл Р. Соломон. Спб.: ДиаСофтЮп, 2003. 784 с
32. Социальная психология / Под ред. С. Московичи: Перс. С фр. Т. Смолянская. – 7-е изд. – СПб., 2007. – 592 с
33. Тарасова Т. В. Общество потребления как современная парадигма изучения потребительского поведения // Научное обозрение. – 2012. - № 6. – С. 11-18
34. Энджел Дж. Ф,, Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. Спб., 1999
35. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. London: Routledge and Kegan Paul, 1984, P. 101, 171
36. Corrigan P. The sociology of Consumption, L.: Sage Publications, 1997. – 197 p
37. Douglas M., Isherwood B. The World of Goods/ Towards an Anthropology of Consumption. L., Routledge, 1996. – 169 p
38. Duesenberry J.S. Income, Saving and the Theory of Consumer Behavior. Cambridge: Harvard University Press, 1949
39. Zelizer V. Culture and Consumption // The Handbook of Economic Sociology. 2nd ed. / N.J. Smelser, R. Swedberg, editors, Princeton University Press, 2005. – p. 331-354
40. Miles S. Consumerism as a way of life. – L.: Sage, 1998. – 174 p
41. Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. London, Sage, 1994
42. Slater D. Capturing Market From the Economists, in: Du Gay, P., Pryke, M. (eds.). Cultural Economy: Cultural Analysis and Commercial Life. L., Thousand Oaks: Sage Publications, 2002. 18. Galbraith J.K. The New Industrial Society. New York: Signet, 1967
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты