Социальная работа с неблагополучными семьями в рамках ГУО Ясли сад Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "8" с двумя доработками.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 80.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
В работе также имеются приложения:
Приложение А. Результаты социально-психологической диагностики детей из неблагополучных семей.
Приложение Б. Комплекс игр, направленный на гармонизацию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
ГЛАВА 1. НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Генезис и научные исследования понятия «социальная помощь» и «неблагополучная семья»
1.2 Неблагополучная семья как объект социальной работы
1.3 Специфика социальной работы с неблагополучными семьями
1.4 Зарубежный опыт работы с неблагополучными семьями
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения связана с тем, что в современном белорусском обществе в социальной сфере отмечается приоритет воспитания ребенка в семье, сохранение его благоприятных жизненных условий. Семья представляет собой неизмеримую ценность, которая должна обеспечивать социализацию ребенка, реализацию своих функций по воспитанию подрастающего поколения. Семью является первичной социальной ячейкой, которая играет основополагающую роль в процессе развития ребенка и его интеграции в общество. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано государство. Однако, не каждая семья благополучна в своей структуре и сущности.
Если благополучные семьи успешно выполняют свои функции за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития, то они и не нуждаются в поддержке специалистов. Неблагополучная семья, к сожалению, по ряду причин (социально-психологических, педагогических, экономических и других) не может обеспечить полноценное развитие ребенка.
В социально-неблагополучной семье нарушена структура, размыты внутренние границы, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат, обесцениваются основные семейные функции. От внутрисемейного неблагополучия страдает качество детско-родительских отношений, уровень доверия, уважения в семье.
Сегодня учреждения образования играют большую роль в выявлении и преодолении семейного неблагополучия. Сохранение семьи для ребенка и создание условий для его полноценного развития является главной целью в системе мероприятий, осуществляемых специалистами дошкольного учреждения. Их работа предполагает развитие системы психологических, медицинских, социальных, юридических, экономических и профессиональных мер, направленных на сопровождение семей, осуществляющих опеку, попечительство или усыновивших (удочеривших) ребенка из социально-неблагополучной семьи с целью оказания им помощи и профилактики формирования социального сиротства.
Многие отечественные ученые занимались изучением проблем неблагополучных семей, причин социальной дезадаптации, технологий социальной реабилитации: Е.Б. Базарова, С.А. Беличева, Н.К. Вайзман, А.В. Гербеева, В. Давидович, Н.Ф. Дементьева, А. Жданов, Г.М. Иващенко, С.А. Игнатьева, О.Н. Истратова, М.Ю. Кондратьев, Э.А. Манукян, Р.В. Овчарова, Л.Я. Олиференко, И.И. Осипова, В.А. Оспанова, А.М. Панов, А.М. Прихожан, B.А. Решетников, В.Н. Стрижаков, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Т.И. Шульга и другие.
Однако, исследований, направленных на изучение особенностей социальной работы с неблагополучными семьями в рамках дошкольного учреждения, недостаточно.
Семья — это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.
По мнению В.А. Круглова, семья является первым воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка [15, с. 95].
Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи представляет собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами.
Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Т.И. Митичева, А.В. Соловьева отмечают, что семья обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Однако, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции, многие семьи сегодня нуждаются в помощи и поддержке со стороны, причем такая помощь должна быть не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Особенно в такой помощи нуждаются неблагополучные семьи [17, с. 122].
Семья является одним из главных объектов социальной работы. В современной учебной и научной литературе приводятся различные определения и типологии неблагополучной семьи. С позиции Т. Ю. Новиковой, неблагополучная семья — это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, низко результативно [19, с. 8].
2.1 Социальное положение неблагополучных семей
На базе государственного учреждения образования «Ясли-сад №105 г. Гродно» был проведен анализ условий проживания неблагополучных семей. Специфика детских садов по районам (новым и старым) г. Гродно отражена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Специфика детских садов по районам (новым и старым) г. Гродно
| Число детских садов | Район | |
| Старый | Новый | |
| Полностью укомплектованы | 56% | 92% |
| Полностью не укомплектованы | 44% | 8% |
Из таблицы 2.1 видно, что в новых районах детские сады преимущественно полностью укомплектованы (92%). В старых районах преобладает число детских садов, полностью не укомплектованных (56%). Это объясняется активным построением новых домов, заселением района молодыми семьями с детьми.
Специфика распределения семей по районам (новым и старым) г. Гродно отражена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Специфика распределения семей по районам (новым и старым) г. Гродно
| Число семей | Район | |
| Новый (до 10 лет) | Старый (более 10 лет) | |
| Благополучные | 68% | 32% |
| Неблагополучные | 26% | 74% |
Из таблицы 2.2 видно, что неблагополучные семьи преимущественно проживают в старых районах (74%), а большинство благополучных семей проживают в новых районах (68%). Это объясняется тем, что у неблагополучной семьи доход, как правило, невысокий. Эти семьи не могут себе позволить жилье в новом районе. Благополучные же семьи ориентированы на приобретение жилья для создания необходимых условий для воспитания детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы определены понятия «неблагополучная семья» и «социальная помощь». Неблагополучная семья — семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении. Социальная помощь — это забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.
Одним из объектов социальной работы выступает неблагополучная семья. Этапами социальной работы с неблагополучной семьей являются: подготовка — предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы; выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи; определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб; реализация намеченного плана, привлечение других специалистов; патронаж семьи. Работа с неблагополучной семьей также предполагает профилактику социального сиротства, которая осуществляется по следующим направлениям: социально-досуговое, социально-психологическое, социально-педагогическое.
Специфика социальной работы с неблагополучными семьями заключается в том, что основными формами работы социального педагога с неблагополучными семьями являются: раннее выявление неблагополучных семей; диагностика социального неблагополучия; социальный патронаж; профилактическое направление; реабилитационный досуг. Эффективной будет работа с неблагополучной семьей в том случае, если осуществляется межведомственное взаимодействие специалистов учреждений и организаций, таких как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения и др.
Был рассмотрен зарубежный опыт в работе с неблагополучными семьями. Так, в США социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции; базовых программ судов по делам несовершеннолетних; базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на «трудных» и осужденных подростков. В Швеции функционирует Национальная добровольная программа «Контактная модель работы с семьей», где местные комитеты социального обеспечения подбирают семьи или отдельных лиц для оказания поддержки другим семьям, находящимся в трудном положении. В Германии функционируют Службы помощи для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Анализ условий проживания неблагополучных семей показал, что социальное положение неблагополучных семей характеризуется тем, что семьи этой категории проживают преимущественно в старых районах; посещают детские сады, полностью укомплектованные.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Результаты социально-психологической диагностики детей из неблагополучных семей
Протокол изучения ребенка из неблагополучной семьи № 1
Общие сведенья:
Ребенок (Ф.И.О.): Тихоненко Андрей Игоревич
Дата рождения / возраст: 01.10.2011, 6 лет
Семейный анамнез
Социальный статус семьи — полная.
Состав семьи: мать, отец, старший брат (8 лет).
Образование родителей: среднее специальное.
Семейно-бытовые условия воспитания ребенка: семья живет в однокомнатной квартире, у ребенка нет отдельной комнаты, отец злоупотребляет спиртными напитками, не трудоустроен.
Место и характер работы родителей: мать работает продавцом в продовольственном магазине, отец временно не работает.
Характер взаимоотношений в семье: родители используют попустительский стиль воспитания, не устанавливают четких границ для поведения ребенка.
Личный анамнез ребенка
Ребенок от второй беременности. Беременность протекала без патологий.
Раннее психомоторное развитие: держит голову — 2 мес.; следит за игрушкой — 3мес.; улыбается — 1 мес.; сидит самостоятельно – 8 мес.; ходит — 11 мес. Ребенок родился недоношенным (на 39 неделе). Токсикоз 1-й половины беременности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Комплекс игр, направленный на гармонизацию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей
«У тебя все получится!»
Цель: повышение самооценки.
Ведущий предлагает каждому участнику поддержать своего соседа справа, ведь всем необходимо, чтобы рядом были те, кто может помочь и делом, и добрым словом. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу справа и, пожав ему руку, говорит: «Я верю, у тебя все получится!»
«Похвалилки»
Цель: повышение самооценки.
Дети сидят в кругу. Каждый ребенок вспоминает какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу в детском саду» или «Однажды я быстро выполнил задание» и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
«Азбука страхов»
Цель: снижение тревожности.
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребенку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
«Рассказ по кругу»
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.
Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: «Сегодня выходной день и ...» его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.
1. Аббасова, А.А. Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей / А. А. Аббасова // Известия Саратовского университета. – 2009. – № 2. – С. 81-86. [Всего ссылок: 1; с. 11]
2. Базарова, Е.Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства / Е.Б. Базарова // Вестник БярГУ. – 2015. – № 5. – С. 44-48. [Всего ссылок: 1; с. 16]
3. Боряк, В.П. Социальный патронаж неблагополучных семей как технология социальной работы / В.П. Боряк, З.Х. Дзуева // Kant. – 2015. – № 1 (14). – С. 64-68. [Всего ссылок: 2; с. 15, 18]
4. Василевич, Г.А. Административно-деликтное право / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич, С.В. Добриян. – Минск: Адукацыя i вываванне., 2013. – 648 с. [Всего ссылок: 1; с. 8]
5. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2002. – 160 с. [Всего ссылок: 1; с. 6]
6. Власов, И.С. Внесудебная помощь несовершеннолетним, нуждающимся в социальной защите, по законодательскую Германии / И.С. Власов // Журнал российского права. – 2007. – № 1. – С. 99-112. [Всего ссылок: 1; с. 23]
7. Губанихина, Е.В. Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Губанихина. – Саранск, 2004. – 19 с. [Всего ссылок: 1; с. 11]
8. Закопырин, В.Н. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: автореф. дис. канд. юрид. наук / В.Н. Закопырин. – М., 2006. – 27 с. [Всего ссылок: 1; с. 8]
9. Истратова, О.Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О.Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 115-119. [Всего ссылок: 0]
10. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы / Р.В. Корнюшина. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета 2004. – 459 с. [Всего ссылок: 3; с. 24; 25; 27]
11. Корчагина, Ю.В. Методы работы с семьями «группы риска» социального сиротства / Ю. В. Корчагина // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – № 4. – С. 67-70. [Всего ссылок: 2; с. 6; 8]
12. Кycтoвa, M.B. Проблемы функционирования специальных органов по делам о правонарушениях несовершеннолетних / М.В. Кустова // Правоведение. – 1993. – № 3. – С. 76–78. [Всего ссылок: 1; с. 6]
13. Кеник, А.А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А.А. Кеник. – Минск: Дикта, 2016. – 316 с. [Всего ссылок: 1; с. 8]
14. Кремнева, Т.Л. Теоретико-методологический анализ развития социальной работы в англоязычных странах / Т.Л. Кремнева. – М.: Просвещение, 2003. – 462 с. [Всего ссылок: 1; с. 16]
15. Круглов, В.А. Административно-деликтное право / В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2010. – 396 с. [Всего ссылок: 1; с. 5]
16. Кулясова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю.А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804-806. [Всего ссылок: 1; с. 12]
17. Митичева, Т.И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т.И. Митичева, А.В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 739-742. [Всего ссылок: 1; с. 6]
18. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика / Ф.А. Мустафаев. – М.: Академический Проект, 2003. – 528 с. [Всего ссылок: 0]
19. Новикова, Т.Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Т.Ю. Новикова. – Хабаровск, 2003. – 26 с. [Всего ссылок: 2; с. 6, 7]
20. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с. [Всего ссылок: 2; с. 17, 23]
21. Семенов, С.Г. Методика работы социального педагога / С.Г. Семенов. – М.: Школьная пресса, 2006. – 344 с. [Всего ссылок: 0]
22. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 158 с. [Всего ссылок: 1; с. 6]
23. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: сборник // Ассоц. социал. педагогов и социал. работников Российской Федерации, Российская акад. образования / отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. – Тула, 1993. – С. 154-163. [Всего ссылок: 1; с. 19]
24. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с. [Всего ссылок: 2; с. 17, 22]
25. Холостова, Е.И. Зарубежный опыт социальной работы / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. – М.: «Дашков и К°», 2013. – 368 с. [Всего ссылок: 1; с. 20]
26. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – Мю: Академия, 2007. – 467 с. [Всего ссылок: 1; с. 16]
27. Шульга, Т.И. Специфика оказания помощи семьям группы риска / Т.И. Шульга // Вестник МГОУ. – 2016. – № 4. – С. 74-78. [Всего ссылок: 1; с. 24]
28. Cornel, H. Resozialisierung. Handbuch / Н. Cornel // Baden-Baden: Nomos, 2009. – 239 с. [Всего ссылок: 1; с. 24]
29. Cross, S. Possible selves across the life span / S. Cross, H. Markus // Human Development. – 1991. – № 34. – p. 230–255. [Всего ссылок: 0]
30. Smith, Т. Evolution de la famille aux Etats-Unis / Т. Smith // Futuribles. – 2000. – № 255. – P.89-98. [Всего ссылок: 2; с. 21, 22]
Работа защищена на оценку "8" с двумя доработками.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 80.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
В работе также имеются приложения:
Приложение А. Результаты социально-психологической диагностики детей из неблагополучных семей.
Приложение Б. Комплекс игр, направленный на гармонизацию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
готовую работу?