ВВЕДЕНИЕ
Достоверная учетная информация необходима не только руководству (владельцу) организации для определения стратегии ее развития и способов повышения эффективности производства, но и государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности организации и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска; акционерам и учредителям – для объективной оценки результативности работы организации. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели и другие организации, с которыми поддерживаются деловые и финансовые взаимоотношения.
На современном этапе развития экономики наряду с информационной возрастает и контрольная функция учета. Совершенствование управления процессами общественного воспроизводства на основе внедрения рыночных отношений, хозяйственного расчета и самофинансирования, аренды и других прогрессивных методов хозяйствования обусловливает необходимость улучшения бухгалтерского учета как инструмента контроля за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращения непроизводительных расходов и потерь.
Контроль за наличием и движением имущества, рациональным и целевым использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Учетная информация обеспечивает контроль за рациональным использованием средств -- величиной трудовых и материальных ресурсов на производство и реализации продукции, уровнем ее себестоимости.
Учетная информация дает возможность реализовать три функции управления: прогнозирование, контроль и оценку.
Прогнозирование (планирование) предполагает процесс формирования порядка действий, которые должны быть предприняты в будущем. Оно включает постановку определённой цели, изыскание вариантов и путей ее достижения при наименьших издержках.
Контроль включает в себя комплекс процедур по отслеживанию фактического выполнения нормативно-плановых заданий. От бухгалтера на данной стадии требуется информация, которая содержит сопоставление фактических издержек и доходов с нормативно-плановыми показателями.
Данная работа посвящена актуальной для современной организации теме – организации системы контроля качества на предприятии. Вопрос
1 ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность и смысл контроля
Слово "контроль", как и слово "власть", рождает, скорее всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности и т. п. – в общем все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам: это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе, это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, означало бы упустить из виду основную задачу управления.
Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответствующим образом к ним адаптироваться. Определить, достигла ли организация своих целей, удается при помощи контроля [2, 57].
Слово контроль рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т. д. – в общем все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, – это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям означало бы упустить из виду основную задачу управления.
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установления стандартов
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ОАО «8 МАРТА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Открытое акционерное общество «8 Марта» одно из старейших и крупнейших предприятий легкой промышленности Республики Беларусь, оснащенное высокопроизводительным оборудованием по выпуску трикотажных и чулочно-носочных изделий, берет свое начало с 1926 года, когда была открыта трикотажная мастерская в составе 5 человек.
К 1930 году предприятие стало именоваться Гомельской государственной чулочно-трикотажной фабрикой «8 Марта» и с этого времени начался выпуск бельевого трикотажа.
В июле 1941 года предприятие было эвакуировано в город Чкалов Оренбургской области, и в послевоенный период эвакуированное предприятие стало основой для образования Оренбургской трикотажной фабрики.
После войны предприятие было восстановлено, и с 1946 года начался выпуск трикотажных изделий. За послевоенное время предприятие интенсивно развивается, ведется строительство новых производственных корпусов, проведено 3 реконструкции. В 1991 году количество работающих достигло 4500 человек, выпуск трикотажных изделий составил 23 млн. штук, чулочно-носочных 27 млн. пар.
В процессе проведения третьей реконструкции в 1987-1992 гг. предприятие было оснащено высокопроизводительным оборудованием ведущих мировых фирм «ДЖУКИ» (Япония), «РИМОЛЬДИ» (Италия), «ПФАФФ» (Германия), «БРАЗЕР» (Япония), «САНТЕКС» (Швейцария), «БРЮКНЕР», «ТИСС», «МАЙЕР» (Германия), «ДЖУМБЕРКА» (Испания), «РЮМИ» (Италия), позволяющим производить высококачественные и современные изделия из хлопка, шерсти, синтетических нитей и их смесей:
- бельевой и верхний трикотаж для детей, женщин и мужчин;
- спортивный и купальный ассортимент;
- чулочно-носочные изделия.
Предприятие занимает площадь 3,9 гектара, производственные и вспомогательные площади 38,2 тыс. кв. м.
Потенциал установленного оборудования не был полностью реализован, так как окончание реконструкции совпало с процессом распада государства, потерей обширного рынка бывших союзных республик, в которые поставлялось
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОАО «8 МАРТА»
3.1 Системы контроля, ее эффективность и пути совершенствования
К основным критериям эффективности, финансовый контроль можно отнести следующие. Система безналичных расчетов предприятия по формам, процедурам, срокам должна соответствовать законодательству Республики Беларусь, своевременно и в полной мере должны выполняться платежные обязательства предприятия перед кредиторами и собственными работниками, своевременно и в полной мере должны погашаться обязательства дебиторов и собственных работников перед предприятием.
Системы бюджетирования и бизнес-планирования должны отвечать требованию рациональности, в общем и целом они могут быть сведены в следующие три основных направления:
а) организационная структура систем;
б) регламентация систем;
в) информация систем.
Кроме этого, об эффективности данных систем следует судить по уровню достижения ряда параметров, таких как оптимальная координация деятельности, управляемость и адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация внутреннего контроля, высокая мотивация работы менеджеров [5, с.186].
Политика привлечения новых финансовых ресурсов при осуществлении контроля должна отвечать следующим требованиям:
- если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск (в то же время, стоимость долга не должна быть высокой);
- долги предприятия должны погашаться в установленные сроки (следует учесть, что в отдельных случаях предприятие может применять метод финансирования текущей деятельности за счет откладывания выплат по обязательствам).
Проверке также подлежит и управление структурой капитала предприятия. Структура капитала обеспечивает минимальную его цену, оптимальный для предприятия уровень финансового левереджа; при принятии решений о структуре капитала должны учитываться и иные критерии, например: способность предприятия обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слово контроль рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т. д. – в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, – это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям означало бы упустить из виду основную задачу управления.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установления стандартов.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Без контроля получается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно.
Следовательно, если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль.
К затратам на конформативность относятся затраты, необходимые для достижения соответствия между планируемым и имеющимся качеством, на засвидетельствование – все издержки, которые связаны с документацией деятельности. Сюда включают расходы на сертификацию систем управления качеством или расходы на программное обеспечение, которое облегчает распределение документов на предприятии. Под затратами на контроль обычно понимают расхожи на проведения контролирующих мероприятий до начала, в процессе производства и контроль готовой продукции, а также затраты на все остальные средства контроля качества. Сюда также можно отнести внешние затраты на предоставление гарантий, получение разрешений и т.д. Затраты на предотвращение брака – это планирование, исследование показателей, оценка поставщиков, аудит качества, а также обучение персонала. Сюда же можно отнести и затраты на обслуживание производства.
Анализ основных показателей деятельности организации показал, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился объем валовой продукции в действующих ценах на 4,18%, а за анализируемый период увеличилась на 8,3%. Себестоимость выпущенной продукции в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизилась
1. Ансофф, И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / И. Ансофф; научн. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
2. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 216 с.
3. Белицкий, Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. – 321 с.
4. Беляцкий, Н.П. Техника работы менеджера / Н.П. Беляцкий, П. Ройш, Н.В. Суша. – Мн.: ООО «Интрерпрессервис», 1998. – 187 с.
5. Бодди, Д. Основы менеджмента: пер. с англ. / Д. Бодди, Р. Пейтон; под ред. Ю.Н. Каптуревского. – Спб: Издательство «Питер», 1999. – 816 с.
6. Гончаров, В.И. Менеджмент: Учеб. пособие / В.И. Гончаров. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.
7. Евтухов, В.С. Международный менеджмент: Учеб. пособие / Автор-составитель В.С. Евтухов. – Мн.: УО ФПБ «МИТСО», 2005. – 247 с.
8. Киржнер, Л.А. Менеджмент организации / Л.А. Киржнер [и др.]; под общ. ред. Л.А. Киржнер. – М.: КНТ, 2009. – 688 с.
9. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер; под общ. ред. и вступит. ст. Е.М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с.
10. Мескон, М. Основы менеджмента: учеб. пособие / М. Мескон. – М.: Прогресс, 1998. – 689 с.
11. Минько, Э.В. Менеджмент качества: учеб. пособие для бакалавров и специалистов / Э.В. Минько, А.Э. Минько. – М.: Питер, 2013. – 272 с.
12. Тележников, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников; под ред. Н.П. Беляцкого. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 509 с.
13. Управление организацией / М.В. Петрович [и др.]; под научн. Ред. М.В. Петровича. – Мн.: Дикта, 2008. – 864 с.