Введение
1 Импортозамещение как метод социально-экономического развития страны
1.1 Теоретические аспекты государственной политики импортозамещения
1.2 Экономическая сущность импортозамещения
1.3 Импортозамещающий экономический рост
2 Международный опыт политики импортозамещения
2.1 Политика импортозамещения в странах Юго-Восточной Азии на примере Южной Кореи и Тайваня
2.2 Политика импортозамещения в странах Латинской Америки на примере Аргентины
2.3 Импортозамещение в США
3 Характеристика и анализ политики импортозамещения в Республике Беларусь
3.1 Цели и задачи политики импортозамещения в Республике Беларусь. Механизм реализации.
3.2 Основные направления политики импортозамещения в Республике Беларусь.
3.3 Анализ политики импортозамещения в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции за счет интенсивного развития технологий и повышения уровня образования экономически активного населения. Политика новой индустриализации, по целям своим охватывающая более локальную, частную задачу импортозамещения, должна быть ориентирована на проведение импортозамещающей и экспортно-ориентированной реиндустриализации. Наибольший успех в этом плане был достигнут в Бразилии, Южной Корее и Мексике, изначально ориентированных не столько на ограничение им-порта, сколько на стимулирование экспорта конкурентоспособной импортозамещающей продукции национальных производителей
История импортозамещения в мире насчитывает уже более полутора веков, однако до сих пор не утихают споры вокруг целесообразности данной стратегии, ее положительных сторон и недостатков. Большинство развитых стран в период своего становления прошли через этап защиты своей экономики от зарубежной экспансии. В данной публикации проанализирован опыт мировой общественности в сфере импортозамещения: успехи и поражения на пути к экономическому росту.
В данной курсовой работе объектом исследования является импортозамещение как метод социально-экономического развития страны.
В качестве предмета исследования избран механизм импортозамещения в Республике Беларусь.
Цель проводимого исследования заключается в выработке основных направлений по обеспечению рационализации процесса импортозамещения.
На основе цели исследования были разработаны следующие задачи:
– изучение теоретических аспектов государственной политики ипортозамещения;
– изучение экономической сущности импортозамещения;
– изучение импортозамещающего экономического роста;
– анализ политики импортозамещения в странах Юго-Восточной Азии на примере Южной Кореи и Тайваня;
– исследование политики импортозамещения в странах Латинской Америки на примере Аргентины;
– анализ импортозамещения в США;
– изучение целей и задач политики импортозамещения в Республике Беларусь, а также механизма реализации;
– исследование основных направлений политики импортозамещения в Республике Беларусь;
1 Импортозамещение как метод социально-экономического
развития страны
1.1 Теоретические аспекты государственной политики
импортозамещения
Глобализация мировой экономики – важнейшая черта современного этапа ее развития. Она характерна нарастанием мировой торговли, вывоза капитала, интенсивной международной трудовой миграцией, формированием новых инструментов управления международным сотрудничеством, усилением маркетинговых войн и роли мировой конкурентоспособности. Одним из направлений глобализации национальных, региональных, отраслевых и микроэкономических экономик является расширение объемов и интенсивности международной торговли. Многие страны в увеличении импорта и экспорта товаров и услуг видят условия для роста доходов, снижения издержек производства, пути для насыщения национальных, региональных и мировых рынков необходимыми товарами и услугами, различного рода ресурсами, новыми знаниями и технологиями.
Термин импортозамещение имеет свои истоки еще в работах Фридриха Листа, который в своей теории производительных сил (XIX век), выдвинул тезис о «промышленном воспитании нации». Ученый выразил мнение, что импортозамещение должно обеспечиваться под защитой мощных государственных протекционистских барьеров, сдерживающих проникновение импортных товаров на национальные рынки [1, c. 45].
В своих трудах Лист доказывал, что в период «младенчества» и «детства» промышленность государств, которые только встают на путь развития, может понести непоправимый урон в условиях конкуренции с экономически сильными странами, даже если развивающаяся страна имеет потенциально большое конкурентное преимущество. Следовательно, промышленность нужно «воспитать», оградив ее на время от внешней опасности и дав тем самым возможность реализовать свои преимущества. Далее рассмотрим различные трактовки понятия импортозамещения. В экономических словарях термин «импортозамещение» в основном рассматривают как сокращение объема импорта путем введения таможенных ограничений с целью высвобождения внутреннего рынка для товаров - заменителей национального производства. Значительно шире рассматривает импортозамещения О.И. Попова.
2 Международный опыт политики импортозамещения
В рамках данного раздела рассмотрим наиболее показательные примеры стран Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина), Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур), а также уделим внимание политике импортозамещения США . Хотя список стран является далеко не исчерпывающим, опыт проведения политики импортозамещения и/или политики стимулирования экспорта рассматриваемых стран представляется нам наиболее ярким, по ним имеется существенный объем информации и, что самое важное, в отношении роли политики импортозамещения и/или политики стимулирования экспорта в экономическом развитии данных стран высказывались различные точки зрения, что позволяет нам получить объективные выводы. Период оценки охватывает 1940–1980-е годы, то есть непосредственно этап политики импортозамещения и ранний этап политики стимулирования экспорта, когда наиболее явно проявились положительные и отрицательные стороны соответствующих моделей развития.
2.1 Политика импортозамещения в странах Юго-Восточной Азии на примере Южной Кореи и Тайваня
Страны Юго-Восточной Азии применяли стратегию импортозамещения до середины 1960-х. Если Южная Корея и Тайвань начали импортозамещение с его легкого варианта, то Сингапур был вынужден начать с углубленного импортозамещения, поскольку испытывал недостаток в рабочей силе, необходимой для трудоинтенсивных легких отраслей промышленности. В середине 1960-х годов страны Юго-Восточной Азии осознали, что ориентация исключительно на внутренний рынок исчерпала себя и начали ориентировать свою промышленность на экспорт. При этом Южная Корея и Тайвань продолжали осуществлять определенный протекционизм в отношении приоритетных отраслей. Экспортно-ориентированное развитие в целом продолжаюсь до 1990-х годов, а затем страны данного региона, осознав важность не только экстенсивного развития путем ориентации на экспорт. но также и интенсивного. инициировали масштабную политику по технологическому обновлению промышленности [10, c. 14].
Экспортно-ориентированное импортозамещение стало активно внедряться в экономику Южной Кореи в середине 1960-х гг. Данная стратегия была изначально ориентирована на развитие легкой промышленности, продукция которой стала конкурентоспособна на мировых рынках. В 1970-е гг. государство начало стимулировать производство оборудования, развитие химической промышленности и транспортного машиностроения.
3 Характеристика и анализ политики импортозамещения в Республике Беларусь
3.1 Цели и задачи политики импортозамещения в Республике Беларусь. Механизм реализации.
Существенный разрыв между уровнем развития отечественных отраслей промышленности и мировым уровнем остается актуальной проблемой для республики уже на протяжении более чем 20 лет. Продукция, выпускаемая белорусскими производителями, неконкурентоспособна на мировой торговой арене (за исключением некоторых отраслей) и ограниченно конкурентоспособна на внутренних рынках, при этом значительна доля импорта в себестоимости национального продукта.
Снижение доли импорта в общем объеме производимой продукции возможно посредством реализации импортозамещающей политики. Экономическая литература часто рассматривает политику импортозамещения скорее, как политику «догоняющего» развития, однако, в ряде случаев, именно принятие государством решения о реализации политики замещения импортной продукции на конкурентоспособный отечественный продукт, дает возможность развиваться национальным отраслям промышленности, это особенно актуально для сферы инновационного, высокотехнологичного производства.
Стратегически импортозамещение на уровне предприятия представляет собой систему мер, обеспечивающую реализацию целей и задач предприятия, касающихся объемов и структуры импортозамещения, которые в перспективе способны повысить экономическую эффективность деятельности. Применительно к отечественным промышленным производителям определяют следующие варианты стратегии замещения импорта:
1) внутриориентированная – основана на освоении внутренних рынков промышленных товаров и услуг;
2) внешнеориентированная – направлена на экспортное производство;
3) смешанная – представляет собой совместную реализацию двух предыдущих стратегий, одновременно направленную на реализацию импортозамещающей продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Выбор стратегии ипортозамещения, проводимой на предприятии, зависит от ряда факторов, условно они подразделяются на внешние и внутренние. Оценка внешних факторов происходит на двух ключевых уровнях: рынок и государство (экспортно- импортная политика государства). Среди внутренних факторов определяющими выступают: ресурсы организации, а также система менеджмента и управления.
Заключение
Импортозамещение представляет собой процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными, адекватными или обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных.
Выводы, которые можно сделать на основании зарубежного опыты импортозамещения:
1) Политика импортозамещения приводит к экономическому росту, но его устойчивость в долгосрочном периоде определяется своевременным «переключением» на внешний рынок – то есть, ориентацией на экспорт.
2) Ориентация на национальные сравнительные преимущества приводит к увеличению отдачи от политики импортозамещения и долгосрочным положительным эффектам.
3) Развитие определенных отраслей/секторов экономики не должно происходить за счет безмерного выкачивания средств из других. Кроме того, финансирование политики импортозамещения следует основывать не только на внутренних, но и на внешних источниках.
4) Начало политики импортозамещения с углубленного варианта чревато «консервацией» отставания в отсутствие налаженного процесса трансфера технологий: наличие отложенных экономических эффектов в сочетании с выкачиванием средств из других секторов или привлечением долговых источников способно привести к перевесу отрицательных эффектов.
5) Старт с «легкого» варианта не случаен в мировой практике: стимулирование внутреннего спроса и получение средств для финансирования импортозамещения позволяет создать базу для дальнейшего экономического развития.
6) Реализуя политику импортозамещения нельзя заставлять предприятия закупать неконкурентоспособную входную для производства национальную продукцию. В масштабах всей экономики это чревато отрицательной синергией: неконкурентоспособностью не только секторов-поставщиков, но и секторов-потребителей более высоких пределов.
Изучив анализ импортозамещения в Республике Беларусь, можно увидеть негативные тенденции:
− недостаточная проработка импортозамещающих проектов на стадии их планирования и подготовки с точки зрения окупаемости затрат и конкурентоспособности осваиваемой продукции.
− значительные расходы на инвестиционный импорт, а также высокие затраты на производство.
1. Галиева А.Х., Бактымбет А.С., Муканова Т.К. Современное состояние импортозамещения в зарубежных странах // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. – 2013. – С. 45-48 с/
2. Булатов, А.С. Экономика: учеб. / А.С. Булатов. – М.: Юристь, 2012. – 345 с.
3. Бузгалин, А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии / А.В. Бузгалин. – М.: Таурус, 2013. – 467 с.
4. Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина С.Ф. – Москва: Издательство Инфра-М, 2014. – 416с.
5. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь. – Мн.: Мисанта. – 2011. – 543 с.
6. Старовойтова, О.В. Развитие интегрированных корпоративных структур как инструмент стратегии импортозамещения в Республике Бела-русь / О.В. Старовойтова // Аграр. экономика. – 2014. – № 10. – С. 26-29.
7. Федосеева Г.А. Сущность и развитие теории импортозамещения // Вестник БГЭУ. – 2016. – №3 (93). – С. 21-22.
8. Электронный ресурс// Аргентинское проклятие простоты. Почему от развитых стран трудно не отстать [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/20180126/241289488.html
9. Лавут А.А. Поиски латиноамериканской модели // Латинская Америка. 2011. – 2015. – № 2. − C. 6-8.
10. Татаркин А., Макарова И., Рудаков Р. Уроки зарубежного опыта импортозамещения // Экономист. – № 5. – Май 2016. – C. 14-29
11. Экономический эффект программ по энергосбережению. – Режим доступа: http://atom.belta.by/ru/news_ru/view/ekonomicheskij-effekt-programmy-po-energosberezheniju-minskenergo-dostig-227-mln-kvtch-v-2017-godu-9755.
12. Электронный ресурс финансовый портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/saldo
13. Программа деятельности правительства Республики Беларусь на 2016–2020 годы / Официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
14. Основные показатели внешней торговли [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade1.php.
15. Министерство финансов Китайской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mof.gov.tw/?404;https:// www.mof.gov.tw:80/engweb/mp.asp?mp=2.
16. Министерство стратегии и финансов Республики Корея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mosf.go.kr/.
17. Министерство экономики Аргентины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economia.gob.ar/404/.
18. Министерство финансов США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://home.treasury.gov/.
19. О Государственной программе импортозамещения на 2006 - 2010 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2006 г. № 402; в ред. от 14 августа 2008 г. № 1164 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – №5/28165.
20. Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народнохозяйственных и социальных программ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. № 1404; в ред. от 9 июня 2007 г. № 771 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – 5/25370.