Введение
1 Определение инфраструктуры сети
2 Сетевое администрирование
3 Существующие системы
3.1 Функции систем мониторинга
3.2 Microsoft SCOM
3.3 Zabbix
3.4 Nagios
3.5 Cacti
3.6 Сравнительный анализ свободно распространяемых систем
4 Разработка системы
4.1 Основные задачи
4.2 Взаимодействие с разработанной системой
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
В наш век компьютерных технологий ни одна фирма не обходится без использования компьютеров. А если компьютеров несколько, то они, как правило, объединяются в локальную вычислительную сеть (ЛВС).
Компьютерная сеть – это система объединенных между собой компьютеров, а также, возможно, других устройств, которые называются узлами (рабочими станциями) сети. Все компьютеры, входящие в сеть соединены друг с другом и могут обмениваться информацией.
В результате объединения компьютеров в сеть появляются возможности:
- увеличения скорости передачи информационных сообщений
- быстрого обмена информацией между пользователями
- расширения перечня услуг, предоставляемых пользователям за счет объединения в сети значительных вычислительных мощностей с широким набором различного программного обеспечения и периферийного оборудования.
- использования распределенных ресурсов (принтеров, сканеров, CD-ROM, и т. д.).
- наличия структурированной информации и эффективного поиска нужных данных
Сети дают огромные преимущества, недостижимые при использовании ЭВМ по отдельности. Среди них:
Разделение ресурсов процессора. При разделении ресурсов процессора возможно использование вычислительных мощностей для одновременной обработки данных всеми станциями, входящими в сеть.
Разделение данных. Разделение данных предоставляет управлять базами данных с любых рабочих мест, нуждающихся в информации.
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕТИ
Инфраструктура сети – это набор физических и логических компонентов, которые обеспечивают связь, безопасность, маршрутизацию, управление, доступ и другие обязательные свойства сети.
Чаще всего инфраструктура сети определяется проектом, но многое определяют внешние обстоятельства и «наследственность». Например, подключение к Интернету требует обеспечить поддержку соответствующих технологий, в частности протокола TCP/IP. Другие же параметры сети, например, физическая компоновка основных элементов, определяются при проектировании, а затем уже наследуются позднейшими версиями сети.
Под физической инфраструктурой сети подразумевают ее топологию, то есть физическое строение сети со всем ее оборудованием: кабелями, маршрутизаторами, коммутаторами, мостами, концентраторами, серверами и узлами. К физической инфраструктуре также относятся транспортные технологии: Ethernet, 802.11b, коммутируемая телефонная сеть общего пользования (PSTN), ATM - в совокупности они определяют, как осуществляется связь на уровне физических подключений.
Логическая инфраструктура сети состоит из всего множества программ-ных элементов, служащих для связи, управления и безопасности узлов сети, и обеспечивает связь между компьютерами с использованием коммуникационных каналов, определенных в физической топологии. Примеры элементов логической инфраструктуры сети: система доменных имен (Domain Name System, DNS), сетевые протоколы, например, TCP/IP, сетевые клиенты, например, Клиент для сетей NetWare (Client Service for NetWare), а также сетевые службы, например, Планировщик пакетов качества службы (QoS) [Quality of Service (QoS) Packet Scheduler].
2 СЕТЕВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Современные корпоративные информационные системы по своей природе всегда являются распределенными системами. Рабочие станции пользователей, серверы приложений, серверы баз данных и прочие сетевые узлы распределены по большой территории. В крупной компании офисы и площадки соединены различными видами коммуникаций, использующих различные технологии и сетевые устройства. Главная задача сетевого администратора – обеспечить надежную, бесперебойную, производительную и безопасную работу всей этой сложной системы.
Будем рассматривать сеть как совокупность программных, аппаратных и коммуникационных средств, обеспечивающих эффективное распределение вычислительных ресурсов. Все сети можно условно разделить на 3 категории:
- локальные сети (LAN, Local Area Network);
- глобальные сети (WAN, Wide Area Network);
- городские сети (MAN, Metropolitan Area Network).
Глобальные сети позволяют организовать взаимодействие между абонентами на больших расстояниях. Эти сети работают на относительно низких скоростях и могут вносить значительные задержки в передачу информации. Протяженность глобальных сетей может составлять тысячи километров. Поэтому они так или иначе интегрированы с сетями масштаба страны.
Городские сети позволяют взаимодействовать на территориальных образованиях меньших размеров и работают на скоростях от средних до высоких. Они меньше замедляют передачу данных, чем глобальные, но не могут обеспечить высокоскоростное взаимодействие на больших расстояниях. Протяженность городских сетей находится в пределах от нескольких километров до десятков и сотен километров.
3 СУЩЕСТВУЮЩИЕ СИСТЕМЫ
3.1 Функции систем мониторинга
Основной задачей системы мониторинга работоспособности веб-сервисов является предоставление актуальной информации для анализа состояния ИТ-инфраструктуры и быстрого обнаружения возникшей неисправности и ее оперативное устранение. Системы мониторинга производительности позволяют ИТ-специалистам вовремя заметить снижение производительности и определить «узкие места» в ИТ-инфраструктуре. Постоянный мониторинг помогает избежать простоев в ее работе, поддерживать все ИТ-сервисы в рабочем состоянии и сохранять необходимый уровень их качества, а также спланировать её модернизацию.
Раньше роль мониторинга осуществляли администраторы, а информация о состоянии систем в лучшем случае собиралась ими же в каких-либо неспециализированных программах (по причине их отсутствия), в худшем же вообще никак не накапливалась и не аггрегировалась. Все сведения о системе были привязаны к практическому опыту работы с инфраструктурой у конкретного специалиста и полностью терялись при его уходе.
Сейчас появилось множество полу- и полностью автоматизированных систем для мониторинга, которые анализируют состояние систем, собирают информацию в коллекции, которые тоже впоследствии можно изучить при необходимости.
Существуют довольно специфические виды мониторинга, например, от лица конечного пользователя, когда в заданные промежутки времени циклически эмулируются его действия. Обычно это робот, планировщик заданий, запускающий специальный, заранее определённый скрипт-сценарий, а затем рапортующий об успехе выполнения действий или о возникших в процессе ошибках.
4 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ
4.1 Основные задачи
В начале развития информационных технологий даже очень большими компаниями использовались довольно тривиальные решения: все системы были настолько упрощёнными, что достаточно было команды специалистов, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. В самом деле, меняющихся составляющих было слишком мало, потому и необходимость мониторинга отсутствовала.
По мере усложнения систем в ИТ появились различные части, которые с комплексными внутренними составляющими: системы передачи сообщений, базы данных, инфраструктурные компоненты, службу каталогов и др. Все эти части требуется поддерживать в работоспособном состоянии, что довольно сложно без систем мониторинга, при создании и использовании которых придётся столкнуться с рядом проблем:
- Мониторинг и управление по частям.
Мониторинг каждой части, компонента осуществляется специализиро-ванным программным обеспечением, настроенным на специфическую задачу. Однако сервис, который используется для отслеживания одной составляющий, не может отслеживать другую. Это наиболее фундаментальная проблема. Использование отдельных, строго специфичных инструментов является фундаментальной проблемой. Это приводит к рассмотрению каждой из систем в изоляции – не учитывая окружающие системы, которые также оказывают влияние на работу исходной. Вывод: специализированные инструменты должны быть второй линией мониторинга, для более детального анализа при необходимости. Первая же линия слежения должна собирать и предоставлять обзор отчётов информации комплексно по всем системам в инфраструктуре «в одном окне».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бизнес в любой сфере сильно завязан на доступность и работоспособность его ИТ-инфраструктуры 24/7/365. Чтобы обеспечить эту работоспособность, необходимо заранее выявлять узкие места в конфигурации систем и сетей, а также быстро узнавать о наличии поломки и её причине. Для этих нужд в компаниях, где подобное слежение неосуществимо за счёт только специалистов, принято использовать системы мониторинга.
Системы мониторинга бывают платные и свободно распространяемые, а также различаются по своему наполнению «из коробки», масштабируемости, требуемым ресурсам и уровнем знаний, необходимым для приемлемой настройки.
При выборе, разработке, внедрении систем мониторинга сначала нужно определиться с объектами, которые будут подвергаться слежению, а также критические события и показатели, которые и определят количество оповещений при поломке, частоту сканирования и прочие параметры, и последствия. Причём оценивание показателей в первую очередь требуется осуществлять не с точки зрения технического инженера, а с точки зрения конечного пользователя.
Ход выполнения работы полностью соответствовал поставленным зада-чам. Для начала были выдвинуты общие требования к мониторингу поддерживаемых проектов, обладая списком которых можно было приступить к поиску подходящего готового решения.
Затем подробно рассмотрены различные существующие системы мониторинга серверов от широкого многообразия фирм-разработчиков, проанализированы их положительные и отрицательные стороны, соответствие их сформулированным ранее требованиям.
И на последнем этапе была описана разработанная система мониторинга, которая обладает всем необходимым функционалом.