Тема данной курсовой работы является достаточно важной и актуальной для современного общества, поскольку любая экономическая система в любой стране представляет собой синтез легальной и нелегальной, теневой экономической деятельности. Нелегальная, скрытая экономика функционирует наряду с легальной экономикой и в некоторых странах по своему размаху практически не уступает легальной. Масштабы теневой экономики могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Поэтому возникает необходимость концептуально разобраться в том, что собой представляет сегодня так называемая теневая экономика, каково ее происхождение, насколько она сильна, что ей противостоит, а что ее, напротив, стимулирует, возможно ли ее вытеснение или хотя бы ослабление и сужение сфер ее распространения, каковы пути, формы и средства этого процесса.
Таким образом, предметом исследования курсовой работы является теневая экономика, представляющая собой феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит. Объектом исследования выступает трансформационная экономика России, Украины и Республики Беларусь. Предмет исследования - теневая экономика и методы борьбы с ней.
Цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, понятие, формы, виды и последствия теневой экономики;
- выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
- проанализировать механизмы теневой экономики в странах с трансформационной экономикой (на примере России, Украины и Республики Беларусь);
- определить методы борьбы с теневой экономикой.
Следует отметить, что несмотря на многовековую историю, теневая деятельность пока еще не стала предметом специального и всестороннего экономического исследования. В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда
Теневая экономика - очень многоликое явление. Даже на текущий момент не существует её единственного всеобъемлющего определения. Не хватает ясности, точности и полноты в том, что непосредственно она в себя включает [10, c. 34].
На вопрос о сути теневой экономики и теневого бизнеса даются самые разнообразные ответы. Высказывается, например, мнение, согласно которого теневая экономика – это финансовая деятельность, противоречащая действующему на данный момент в стране законодательству, т.е. это совокупность незаконных хозяйственных действий, которые «подпитывают» уголовные правонарушения разнообразной степени тяжести [6, c. 18].
Согласно другому определению, теневая экономика включает в себя не учитываемые официальной статистикой и не контролируемые общественностью создание, потребление, обмен и распределение материальных благ и услуг [7, c. 4].
В целом ясно, что определение теневой экономики обязано, прежде всего, основываться на общем понятии термина «экономика», которое, с одной стороны, описывает область публичных отношений по вопросам производства, распределения, обмена и потребления итогов хозяйственной деятельности, с иной - отображает то, как организуется процесс потребления социумом разных ресурсов для удовлетворения своих потребностей .
Следственно, теневая экономика может определяться не только лишь как результат (уровень нефиксированного общественного продукта в показателях валового внутреннего продукта), но и как уровень эффективности управления экономикой в целом.
Это дает нам право определить теневую экономику как нерегулируемую и неконтролируемую государством сферу как законных, так и противоправных хозяйственных отношений, сформировавшихся с целью извлечения преступной выгоды.
Цельный подход к теневой экономике предполагает её следующее определение: теневая экономика представляет собой независимо существующую и непрерывно воспроизводящуюся подсистему рыночного хозяйства, в которой хозяйствующие субъекты желают достигнуть экономической выгоды способами нечестной конкуренции, т.е. по собственной инициативе либо под действием внешних факторов прибегают к действиям, которые противоречат закону, деловой этике, правилам ведения бизнеса, морально-нравственным принципам общества [7, c. 6].
В мировом масштабе удельная доля теневой экономики оценивается примерно в 5-10% от ВВП. Величина в 40-50% считается критической. Принято полагать, что на данном рубеже воздействие теневых факторов на экономическую жизнь делается таким ощутимым, что грань между легальным
2 МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Данный вопрос рассмотрим на примере Российской Федерации и Украины.
Теневая экономика является одним из самых противоречивых аспектов экономической истории России. В 2011 году, согласно официальным оценкам Росстата, рассчитанным по методу корректировки ВВП, степень тенизации экономики России составлял порядка 16% ВВП, при обороте порядка 7 триллионов рублей в год. В теневых секторах экономики было задействовано порядка 13 миллионов человек; по оценкам независимых экспертов в неформальном секторе трудоустроены 22 миллиона россиян.
Динамика объёмов теневого сектора в экономике России характеризуется сложными процессами. Теневая экономика существовала в Российской империи и в СССР, затем получила ещё более широкое распространение в постперестроечное время. Так, в начале 1990-х годов, неформальные и нелегальные виды экономической деятельности получили широкое распространение. Однако учитывая то, что ВВП страны сокращалось, рыночные запросы были скромными, а доступные технологии крайне примитивным, доля неформальной экономики легче поддавалась оценке. По данным на 1997—1998 доля неформальной экономики составляла порядка 20 % от годового объёма ВВП. Размер нелегальных и криминальных видов деятельности достигал дополнительные 24 % ВВП. Таким образом, доля теневого сектора доходила до 44 % ВВП [8].
С начала 2000-х годов начался массовый выход крупных капиталов из тени, что было связано с быстрым ростом экономики и её увеличивающейся открытостью. Доля неформального сектора снизилась до 16 % в 2012 году. Вместе с тем, технологические структуры экономики усложнилась по мере усложнения потребительского спроса, появления оффшорных зон и др. факторов, а значит снизилась и эффективность расчёта неформального и нелегального секторов.
В 2014 году, к занятым в неформальном секторе трудились порядка 20 млн. россиян, что несколько меньше чем в 2011 году (22 миллиона). Однако из них около 4 миллиона составляли так называемые самозанятые. В итоге, вне трудового законодательства в 2014 году было трудоустроено около 16 миллионов человек порядка 20 % трудоспособного населения страны. При этом для 91 % данной категории трудящихся неформальный заработок является основным источником дохода. Учитывая размер Российской Федерации, географические различия по степени прозрачности региональных экономик также значительные. В процентном отношении теневая занятость минимальна на северо-востоке страны. К примеру, в 2014 году в Санкт-Петербурге она охватывала лишь 2,2% от занятого населения в этом регионе. В Москве этот показатель составлял порядка 3,7%. Наибольшим размер тенизации рабсилы был в национальных республиках Северного Кавказа [8].
3 СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основными причинами возникновения и функционирования теневой экономики в Республике Беларусь являются:
1. Высокий уровень налоговых ставок и сложность налоговой системы.
В соответствии со ст.8 Общей Части Налогового Кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. N 166-З (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 2 января 2003 г. N 2/920) в Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы:
- налог на добавленную стоимость (ставка 20%);
- акцизы (ставки дифференцируются в зависимости от вида подакцизной продукции);
- налог на прибыль (ставка 24%);
- налоги на доходы;
- подоходный налог с физических лиц (ставка от 9% до 30%);-
- экологический налог (в зависимости от вида потребляемого, используемого сырья, ресурсов);
- налоги с пользователей природных ресурсов;
- налоги на имущество (ставка в размере 1% в год от стоимости основных производственных фондов);
- земельный налог (ставка в зависимости от местонахождения земельного участка и качества земли);
- дорожные налоги и сборы (налог с пользователей автомобильных дорог);
- таможенная пошлина и таможенные сборы;
- гербовый сбор;
- оффшорный сбор;
- консульский сбор;
- государственная пошлина;
- регистрационные и лицензионные сборы;
- патентные пошлины [11].
Очевидно, что количество налогов и сборов (республиканских) существенное, а система их уплаты очень сложна и часто изменяется. Негативным моментом также является огромное количество льгот, которые в условиях жесткой фискальной политики являются инструментом «сохранения прибыли» и одновременно инструментом сокрытия доходов от налогообложения.
Примером «изменчивости» налогового законодательства может являться исчисление НДС. Начиная с 2000 г. методические указания выходили в 6
Теневая экономика - очень многоликое явление. Даже на текущий момент не существует её единственного всеобъемлющего определения. Не хватает ясности, точности и полноты в том, что непосредственно она в себя включает.
Высказывается, например, мнение, согласно которого теневая экономика – это финансовая деятельность, противоречащая действующему на данный момент в стране законодательству, т.е. это совокупность незаконных хозяйственных действий, которые «подпитывают» уголовные правонарушения разнообразной степени тяжести.
Согласно другому определению, теневая экономика включает в себя не учитываемые официальной статистикой и не контролируемые общественностью создание, потребление, обмен и распределение материальных благ и услуг.
В мировом масштабе удельная доля теневой экономики оценивается примерно в 5-10% от ВВП. Величина в 40-50% считается критической. Принято полагать, что на данном рубеже воздействие теневых факторов на экономическую жизнь делается таким ощутимым, что грань между легальным и теневым укладами стирается фактически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Преступная деятельность быстро приобретает интернациональный характер. Воспользовавшись тем, что почти все правительства открывают свои границы для свободной рыночной торговли и повышения конкурентности экономики, транснациональная преступность может поставить под угрозу устойчивое формирование любого общества и государства в целом.
Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях. Значительное деструктивное влияние оказывает она на режим конкуренции, эффективность производства и разделения труда, на условия воспроизводства рабочей силы, структуру потребления и производства, природную среду. Существуют также и значительные неэкономические последствия: деформация налоговой и бюджетной сфер, деформация структуры экономики, влияние на эффективность работы государства и т.п.
Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях. Значительное деструктивное влияние оказывает она на режим конкуренции, эффективность производства и разделения труда, на условия воспроизводства рабочей силы, структуру потребления и производства, природную среду. Существуют также и значительные неэкономические последствия: деформация налоговой и бюджетной сфер, деформация структуры экономики, влияние на эффективность работы государства и т.п.
Теневая экономика является одним из самых противоречивых аспектов экономической истории России. В 2011 году, согласно официальным оценкам