Государственное управление, в том числе и власть, формирует базу государственности и законности на определенной территории. Значимость вопросов власти и разработка системы государственного управления в каждом государстве является первостепенным.
Государственное управление и функции управления государственных органов в комплексе и содействии друг с другом создадут сложную, многофункциональную структуру государственного управления.
Данная структура гарантирует как управленческую взаимозависимость государства – субъекта управления и общей системы, так и внутреннюю слаженность и активность его как управляющей системы. Скелетом, несущим конструкцию функциональной структуры государственного управления являются функции государственного управления, возле которых и для каковых создаются управленческие функции государственных органов. В результате всякая функция государственного управления исполняется путем конкретного комплекса управленческих функций государственных органов, разделенных в вертикальном и горизонтальном отношениях.
Система финансов – комплекс разнообразных по взаимозависимости сфер финансовых отношений, в ходе которых формируются и применяются фонды денежных средств. Финансовая система в Республике Беларусь находится в стадии развития, в связи, с чем могут выполняться разнообразные перемены, активизирующие разнообразные экономические явления в хозяйственной системе государства.
Наиглавнейшей функцией всякого государства считается контрольная функция, допускающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью. Любому государству для выполнения возложенных на него функций нужны финансовые ресурсы, которые формируются за счет уплаты
Финансовый контроль считается одним из основных элементов управления финансами и представляет собой особую деятельность соответствующих органов управления финансами, нацеленную на проверку финансовой стороны, которые связанны с ней, работы предприятий, организаций и учреждений, с использованием соответствующих форм и методов. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и успешного использования финансовых ресурсов во всех областях и частях народного хозяйства.
Финансовый контроль должен обеспечивать реализацию на практике контрольной функции финансов. Она формирует для государства возможность действенно влиять на процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Следует отметить, что для осуществлении этой функции важны общественные отношения, непременное участие людей и специальных органов контроля. Финансовый контроль исполняется законодательными и исполнительными органами власти всех ступеней, а также специально созданными учреждениями и включает:
– наблюдение за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления;
– оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов [1, c.127].
Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых норм и нарушений основ законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за нанесенный вред или реализовать
Министерство финансов Республики Беларусь (Минфин) занимает значительное место в системе органов государственного контроля. Которое не только разрабатывает финансовую политику, но и контролирует её реализацию. Министерство финансов Республики Беларусь функционирует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь, от 31 октября 2001 г. № 1585 в редакции от 21 июля 2016 г. № 573 [9].
Министерство финансов Республики Беларусь – это орган государственного управления, осуществляющий единую денежную политику, производя координирующую и управленческую деятельность в области финансов.
Организация государственных финансов связана с организацией государственного управления – с уровнями управления.
В Республике Беларусь имеется две ступени управления: центральная; местная. По своей структуре Минфин состоит из (Приложение А) [9]:
- центрального аппарата, во главе которого – министр финансов (в центральный аппарат также входят Главное государственное казначейство, Главное контрольно-ревизионное управление и др.);
- главных управлений по областям и столице;
- местных финансовых органов в Бресте, Могилеве, Витебске, Гродно, Гомеле;
подчиненных организаций, таких как «Белгосстрах», «Белэксимгарант», финансово-экономический колледж (г. Минск), Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь, Минская печатная фабрика и
В соответствии с основным положением программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. планируется формирование полноценного финансового рынка, финансовое оздоровление реального сектора экономики, создать сбалансированный бюджет без увеличения налоговой нагрузки и т.д. [20].
Полноценный финансовый рынок – это обязательный фактор устойчивого экономического подъема. Основными задачами являются обеспечение гарантий сохранности вкладов населения, устойчивости банковской системы страны, вовлечение инвестиций и новейших технологий в финансовый сектор.
Развитие финансового рынка даст населению привлекательные области вложения денег. Намечается обеспечить свободную куплю-продажу акций отечественных и иностранных организаций всех видов собственности.
Будет либерализирована валютная система. Планируется, что сроки возврата валютной выручки в страну будут устанавливаться в контрактах, будут отменены обязательная продажа и целевая покупка иностранной валюты, лимитирование на открытие счетов в иностранных банках.
Для реального сектора экономики финансовый рынок даст свежие, более доступные источники финансирования: корпоративные облигации, проектное финансирование, размещение акций белорусских предприятий на международных фондовых биржах при помощи иностранных депозитарных расписок.
Гарантия макроэкономической стабильности вкупе с мерами по улучшению инвестиционного климата сформируют базу для повышения суверенного кредитного рейтинга страны, белорусских банков и предприятий.
Финансовый контроль представляет собой составную часть единого механизма государственного контроля. Его необходимость вытекает из необходимости реализации контрольной функции финансов. От результативности контроля во многом зависит эффективное функционирование предприятий, организаций и учреждений, которые – в свою очередь – существенно влияют на эффективное функционирование всего национального хозяйства.
Оперативный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляют Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь (Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995 г. М 369) указанное министерство является центральным органом управления финансами в Республике Беларусь. Его основными задачами являются: обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур; разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений предприятий, учреждений, организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов; эффективное проведение в жизнь бюджетной и налоговой политики; контроль за соблюдением государственной и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах; разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других центральных органах управления; финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций; участие в органи-зации инвестиционного сотрудничества республики и регулирование внешней государственной задолженности; контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.
В функции Министерства финансов входит осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами; проведение работы по
1 Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2012. – 351 с.
2 Ковалёв, В.В. Финансы: учеб. пособие / Ковалёв В.В. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2013. – 542 с.
3 Воробьев, М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс / Воробьев М.К. – Минск: Издательство МИУ, 2014. – 335 с.
4 Бочаров, В.В. Финансы: учеб. пособие / В.В. Бочаров, В.Е. Радковская, Н.П. Леонтьев. – М.: ПИТЕР, 2014. – 312 с.
5 Плотницкий, М.И. Финансы и кредит: учеб. пособие / М.И. Плотницкий. – Мн.: Мисанта, 2011. – 336 с.
6 Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2014. – 512 с.
7 Вишневский, А.А. Финансовый контроль: учеб. пособие / А.А Вишневский, В.В Малахов, И.В. Сауткин. – Мн.: Акад. МВД, 2015. – 168 с.
8 Бровкина, Н.Д. Контроль и ревизия: учеб. пособие / Н.Д. Бровкина, М.В. Мельник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 346 с.
9 Показатели экономической безопасности по государственному долгу // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ public_debt/ pokazateli. – Дата доступа: 25.12.2016.
10 Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь: Постановление Совета министров Республики Беларусь № 1585 от 31 октября 2001г.; в ред. от 5 декабря 2014 г. № 1144 [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0. – Дата доступа: 10.12.2016.
11 Налоговый Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З; с изм. и доп. от 30 декабря 2015 г. № 343-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk0200166#load_text_none_1. – Дата доступа: 10.12.2016.
12 Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З; с изм. и доп. от 4 июня 2015 г. № 268-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=HK0000441#load_text_none_1. – Дата доступа: 10.12.2016.
13 Индексы потребительских цен // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ ofitsialnaya_statistika/. – Дата доступа: 02.10.2016.
14 Итоги внешней торговли Республики Беларусь // Государственный таможенный комитет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtk. gov.by/ru/ stats/ itogi_vnesh_torgovli2016 /sept2016. – Дата доступа: 08.10.2016.
15 Бюджетная политика // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin. gov.by/ru/ budgetary_ policy. – Дата доступа: 07.10.2016.
16 Состав и структура внешнего государственного долга Республики Беларусь / официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ indicators/ regions. – Дата доступа: 9.10.2016.
17 Результаты проверок, проведенных налоговыми органами за 9 месяцев 2015 года [Электронный ресурс] / Сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/ news_ministerstva-za-9-mesjatsev-2015-goda-13566/. – Дата доступа: 18.12.2016.
18 Финансовые результаты работы организаций // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 26.08.2014.
19 тоги работы Комитета государственного контроля за первое полугодие 2015 года [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.kgk.gov.by/ru/control-deyatelnost-ru/. – Дата доступа: 24.01.2016.
20 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] / Министерство экономики Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ ru/macroeconomy. – Дата доступа: 17.12.2016.
21 Данилевский, А.Е. Финансовый контроль: основные направления развития / А.Е. Данилевский // Бухгалтерский учет. – 2015. – №24. – С. 15-18.
22 Мстиславский, В.А. Ведомственный контроль: состояние и перспективы / В.А. Мстиславский // Финансы. – 2015. – № 3. – С. 46-48.
23 Есин, С.О. Общетеоретические основы финансового саморегулирования / С.О. Есин // Вестник БГЭУ. – 2015. – № 2. – С. 76-79.
24 Есин, С.О. Внутренний финансовый контроль: эффективность, практика применения / С.О. Есин // Проблемы управления. – 2015. – №3. – С. 153-157.