ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НЕСТАБИЛЬНОСТЬ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Колебания цен и нестабильность рынка сельскохозяйственных товаров
1.2 Необходимость государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции
2 ПРОБЛЕМА ПАРИТЕТА ЦЕН
3 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕНОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
3.1 Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию в Беларуси
3.2 Влияние ценового регулирования на продовольственную безопасность
3.3 Современное состояние ценового регулирования и направления развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена важностью рынка сельскохозяйственной продукции и его государственного регулирования для обеспечения нормального обеспечения продовольственными запасами населения и обеспечения в то же время воспроизводства отрасли сельского хозяйства.
Объект исследования – рынок сельскохозяйственной продукции.
Предмет исследования – рынок сельскохозяйственной продукции и необходимость его государственного регулирования.
Цель исследования – изучить рынок сельскохозяйственной продукции и необходимость его государственного регулирования.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
- рассмотрение нестабильности рынка сельскохозяйственной продукции и необходимости его государственного регулирования;
- изучение проблемы паритета цен;
- рассмотрение механизма государственной ценовой поддержки сельскохозяйственных производителей.
При написании работы использовались методы, синтеза, анализа, дедукции, индукции, сравнения.
Для написания курсовой работы за основу были взяты труды следующих авторов: Н. Шелковникова, Е.В.Серова, Л.В.Русака, В.А.Воробьева, С.А.Константинова, В.Д.Шмыкова и других авторов.
ГЛАВА 1 НЕСТАБИЛЬНОСТЬ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Колебания цен и нестабильность рынка сельскохозяйственных товаров
С учетом принципов установления равновесия рынка и особенностей спроса на сельскохозяйственные товары и их предложения можем предсказывать основную тенденцию изменения цен на сельскохозяйственные товары в будущем. Рыночная ситуация может измениться следующим образом:
1. В результате неблагоприятных погодных условий кривая предложения сдвинется влево и цены повысятся.
2. Если возрастут доходы населения, то увеличится спрос на некоторые продукты, которые сейчас потребляются меньше нормы и цены повысятся.
3. При благоприятных погодных условиях рыночные цены снизятся, потому что спрос на сельскохозяйственные товары неэластичен, а линия предложения сдвинется вправо [13, с. 52].
Низкая эластичность спроса на сельскохозяйственные товары, а также стихийные изменения количества предложения вызывают значительную нестабильность цен на сельскохозяйственные товары в краткосрочном периоде.
Если предложение сократится, то позиция равновесия рынка сместится. При этом, чем менее эластичен спрос, тем больший рост цены будет наблюдаться.
2 ПРОБЛЕМА ПАРИТЕТА ЦЕН
В условиях развивающейся рыночной экономики ценообразование в агропромышленном комплексе является актуальным вопросом. Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства. От состояния и темпов его развития во многом зависит рост экономики всей республики и повышение жизненного уровня ее населения.
При закупках сельскохозяйственной продукции используются следующие цены: закупочные, бартерные, биржевые.
В настоящее время заготовительные и перерабатывающие предприятия закупают сельскохозяйственную продукцию у различных товаропроизводителей преимущественно по закупочным ценам, т. е. ценам, по которым государство закупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий для своих нужд. Основу закупочной цены составляет себестоимость сельскохозяйственной продукции. Себестоимость включает в себя производственные затраты, которые разделяются на переменные и постоянные.
На уровень закупочных цен влияет значительное количество факторов:
- сильная государственная поддержка сельского хозяйства;
- природно-географический фактор, суть которого в том, что климатические условия и особенности почвы формируют различные затраты на производство продуктов;
- сезонность производства, которая обусловлена несовпадением периода производства и рабочего периода;
- установление минимальных рекомендательных закупочных цен по регионам, носящих директивный характер [5, с. 15].
3 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕНОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
3.1 Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию в Беларуси
В основе политики регулирования белорусским правительством цен на сельскохозяйственную продукцию лежит стремление обеспечить всем жителям страны доступ к необходимым продуктам питания. Государство устанавливает закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, ограничивает норму рентабельности перерабатывающих предприятий, устанавливает розничные и оптовые торговые надбавки.
Регулирование цен является одним из наиболее важных элементов государственной политики в области сельского хозяйства. Главным обоснованием ограничения цен является необходимость обеспечения продуктами питания населения с низким уровнем доходов. Позже будет проанализировано, какие социальные группы подвержены риску недоедания, пока же остановимся непосредственно на механизме регулирования цен на продовольствие в Беларуси.
Регулирование цен осуществляется в соответствии с рядом законодательных актов, основным из которых является закон «О ценообразовании», принятый 10.05.1999г. В законе отдается предпочтение прямому регулированию цен и разрешается использование следующих мер:
- установление фиксированных цен,
- установление предельных цен,
- установление величины торговой надбавки,
- установление предельной нормы рентабельности,
- определение порядка калькуляции себестоимости и цены,
- декларирование цен [6, с. 23].
Множество продовольственных товаров включены в так называемый «перечень социально-значимых товаров», утверждаемый Советом Министров. Данный перечень включал в себя почти 20 позиций в 1999 г., в том числе и некоторые продукты далеко не первой необходимости, такие как, например, мороженое. В последующем, данный перечень постоянно сокращался и достиг своего минимума в конце 2003 г. Однако с 05.02.2004 перечень был расширен до 30 позиций, что даже больше чем по состоянию на 1999 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, курсовая работа посвящена описанию рынка сельскохозяйственной продукции и необходимости его государственного регулирования. В условиях постоянно меняющейся макроэкономической ситуации данная проблема звучит особенно значимо.
В процессе изучения выбранной темы, было выявлено, что рынок сельскохозяйственной продукции носит стратегически важной значение для обеспечения продовольственных запасов страны, в связи с чем необходимо более детально подходить к проблематике исследования.
Под влияние нестабильности спрос и предложение на рынке сельскохозяйственной продукции регулярно меняют свое местоположение. Важность государственного вмешательства и регулирование объясняется тем, что только оно имеет полномочия по грамотному использованию сельскохозяйственных земель, обеспечению стабильности рынка сельскохозяйственной продукции, проведению аграрной реформы, производству качественной продукции и развитию предпринимательства в данной сфере. В связи с чем объясняется организационно-правовая и политика правовая роль государства в этой сфере.
Государственное регулирование представляет целенаправленное, регламентированное законом влияние государственных органов на членов аграрных правоотношений для обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства.
Только высокая степень обеспечения продовольствием делает государство независимым. В связи с этим государство всеми возможными рычагами, а именно административными, правовыми, экономическими способами влияет на аграрный сектор.
Государство применяет экономические методы регулирования (налоги, цены, пошлины и кредиты), административные методы управления (государственные заказы, квоты, лицензии) для оказание воздействия на аграрное предпринимательство.
1. Беляцкая, Н. Рынок продовольствия: необходимость государственного регулирования / Н. Беляцкая // Аграрная экономика. 2006. № 4. С. 10–13.
2. Боговиз, А. Система государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства: основные направления развития / А. Боговиз // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. № 4. С. 3–6.
3. Государственное регулирование сельского хозяйства: учеб. пособие / В.А. Воробьев, С.А. Константинов, В.Д. Шмыков [и др.]. Минск: Ураджай, 1998. С.126–136, 200–205.
4. Гусаков, В.Г. Научное обеспечение реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг. / В. Гусаков // Известия НАН Беларуси. 2007. № 1. С. 5–13.
5. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. М.: Республика, 1993. Т.2. С. 238–255.
6. Матох, С. Государственное регулирование аграрной среды экономики / С. Матох // Финансы, учет, аудит. 2004. № 6. С. 61–64.
7. Макроэкономическое регулирование сельского хозяйства Беларуси (методология, теория и практика): монография / В.А.Воробьев, Л.Н. Давыденко, Л.В. Пакуш. Астана, 2000. С.185–200, 207–212.
8. Назаренко, В.И. Формы и направления государственной поддержки сельского хозяйства на Западе / В.И. Назаренко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 3. С. 10–13; № 4. С. 16–18.
9. Попков, А.А. Неотложные проблемы агропромышленного комплекса республики /А.А. Попков // Известия НАН Беларуси. 2007. № 3. С. 5–14.
10. Пешко, Д.А. Регулирование производственных отношений в системе АПК. Методологические, методические и практические аспекты (на материалах РБ). Мн. 1996г.С.95
11. Русак, Л.В. Состояние и пути решения проблем развития сельскохозяйственного производства Беларуси / Л.В. Русак // Белорусское сельское хозяйство. 2008. № 2. С. 9–22.
12. Сергеева, А.Г. Зарубежный опыт государственного регулирования агропромышленного комплекса / А.Г. Сергеева // Экономический бюллетень. 2006. № 2. С. 84–91.
13. Серова, Е.В. Аграрная экономика: учебник / Е.В. Серова. М.: ГУВШЭ, 1999. С. 240–252.
14. Шелковников, Н. Совершенствование экономического механизма аграрных отношений // АПК: экономика, управление. 1997. №12. С.31-32
15. Шпак, А.П. Инвестиционная деятельность в системе АПК. Мн.1998. С. 59