ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность, цели, задачи и необходимость стратегического планирования в организации
1.2 Нормативно-правовая база стратегического планирования
1.3 Зарубежный опыт стратегического планирования
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
2.1 Общая характеристика ОАО «БорисовХлебПром»
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «БорисовХлебПром»
2.3 Анализ внешней среды организации
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
3.1 Разработка стратегии и мероприятий по повышению эффективности работы организации
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность.
Предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и систематизировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.
Успех любого плана зависит от:
- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
- качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.
- правильной оценки конкурентоспособности организации;
- выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.
Уровень и качество планирования деятельности определяются следующими важнейшими условиями:
- компетентность руководства организации на всех уровнях
- управления;
- квалификация персонала, работающего в функциональных подразделениях;
- наличие достоверной информационной базы и обеспеченность необходимой техникой.
В зависимости от содержания целей и задач и длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:
- стратегическое, или перспективное, планирование (прогнозирование);
- среднесрочное планирование;
- текущее (часто называемое тактическим, бюджетным, оперативным) планирование.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность, цели, задачи и необходимость стратегического планирования в организации
Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.
Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций организации в окружающей среде. При таком понимании стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксированы объем и ассортимент выпуска по каждому временному промежутку [2, с. 21].
Стратегия – интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей организации. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности [24, с. 23].
Стратегическое планирование – это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование формирует план на долгосрочную перспективу (свыше 3-5 лет в зависимости от стабильности и неопределенности внешней среды) и определяет стратегию развития организации как базовую основу стабильного и устойчивого долгосрочного функционирования компании. В соответствии с этим в стратегическом планировании выявляются и учитываются экономические закономерности по взаимодействию множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений [2, с. 34].
До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
2.1 Общая характеристика ОАО «БорисовХлебПром»
ОАО «Борисовхлебпром» - крупнейший производитель хлебобулочных и кондитерских изделий в Минской области.
Борисовский хлебозавод начал функционировать с 7 ноября 1932года.
Минское областное производственное объединение хлебопекарной промышленности было создано в соответствии с приказом от 10.04.1972г. №75 Министерства пищевой промышленности, в состав этого объединения входит головное предприятие Борисовский хлебозавод.
В соответствии с Приказом от 30 декабря 2013 г. №303 Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Республиканское производственное унитарное предприятие «БорисовХлебПром» было переименовано в Открытое Акционерное Общество «БорисовХлебПром».
В настоящее время предприятие находится под контролем Министерства сельского хозяйства и продовольствия, имеет собственный баланс и обособленное имущество, является коммерческим предприятием.
Организация является головной организацией хлебозаводов минской области. Специализируется на производстве мучных и хлебобулочных изделий.
Предприятие расположено в двух отдельно стоящих зданиях. В корпусе № 1 вырабатываются формовые сорта хлеба, булочные изделия, мелкоштучные булочные изделия, пряники и овсяное печенье. В корпусе № 2 вырабатываются подовые заварные хлеба и мучные кондитерские изделия. Производственная площадь предприятия составляет 1,9251 га. Количество работающих превышает 400 человек.
Современные гибкие технологии производства позволяют в краткие сроки освоить производство новых наименований продукции, постоянно расширять и обновлять ассортимент продукции.
Вырабатываемая продукция по своему технологическому уровню не уступает лучшим отечественным и зарубежным аналогам и обладает конкурентоспособностью по отношению к продукции предприятий, вырабатывающих аналогичные виды продукции.
Отношения предприятия с юридическими лицами и гражданами во всех сферах его деятельности определяются договорами и законодательством.
Предприятие является лауреатом многочисленных смотров-конкурсов хлебобулочных изделий.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
3.1 Разработка стратегии и мероприятий по повышению эффективности работы организации
Как показал проведенный анализ стратегического и финансового положения предприятия, основополагающей в целях дальнейшего стратегического развития стратегией для организации должна стать комбинированная стратегия, нацеленная на усиление имеющихся стратегических преимуществ, предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка в освобождаемых нишах (после ухода более слабых конкурентов).
То есть, если рассматривать стратегию организации с позиций финансового менеджмента, такая стратегия может быть нацелена на минимизацию издержек производства и реализацию, что тем самым позволит укрепить конкурентную позицию организации и создать резервы для выхода на новые рынки.
С учетом общей стратегической цели развития организации, финансовая философия предприятия быть сформулирована следующим образом: обеспечение устойчивого сокращения затрат путем реализации эффективного финансового менеджмента в организации, направленное на увеличение качества структуры и стоимости финансовых ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства и освоения новых рынков организации.
Таким образом, главной стратегической финансовой целью развития организации, отражающей реализацию сформулированной финансовой философии, будет – обеспечение устойчивого роста чистой прибыли организации не менее, чем на 30 % в год.
Достижение такой цели возможно только в случае одновременного снижения затрат в производственном процессе, расширения рынка деятельности организации и в целом реализации эффективного финансового менеджмента.
В таблице 3.1 сформулируем основные стратегические цели финансовой деятельности предприятия в разрезе доминантных сфер стратегического финансового развития организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для организаций любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а также планирование. Однако некоторые организации могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.
Стратегическое планирование обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «БорисовХлебПром».
Рассмотреть сущность стратегического планирования, порядок и значение на современном этапе можно сделать выводы:
- под стратегическим планированием деятельности организации следует понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределённости, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей организации;
- планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала;
- стратегическое планирование наделяет множеством преимуществ компании, которые его применяют. Существование четкой стратегии и процесс ее формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды как с финансовой стороны, так и с чисто психологической. Таким образом, любой руководитель, применяющий основополагающие элементы стратегического планирования, с меньшими затратами может достигнуть эффективности в работе;
- в рамках западной теории менеджмента сформирован достаточно определенный понятийно-концептуальный аппарат по стратегическому управлению корпорацией. Западные наиболее крупные корпорации активно сотрудничают с теоретиками стратегического менеджмента и используют в своей профессиональной практике целый ряд специфических методик по стратегическому анализу, планированию и управлению в целом.
1. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 320 c.
2. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 396 c.
3. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. – 122 с.
4. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 285 c.
5. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М: Дашков и К, 2013. – 372 с.
6. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 413 с.
7. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 365 c.
8. Голубков, Е.П. SWOT–анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – с. 9–11.
9. Голубков, Е.П.SWOT–анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – с. 11–13.
10. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2013. – 663 с.
11. Ефремов, В.С. Организации, бизнес–системы и стратегическое планирование / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №2. – с. 17–21.
12. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2013. – 528 c.
13. Заметин, Б. О сущности стратегического маркетинга / Б. Заметин, И. Семенов // Российская экономика. – 2011. – № 3. – с.14–29.
14. Зимина, Т.В. Диверсификация как основа долгосрочного устойчивого развития / Т. В. Зимина // Маркетинг в России и зарубежом. – 2013. – № 4. – с. 26–25
15. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебник / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2015. – 375 c.
16. Кабанченко С. Г. Анализ зарубежного опыта формирования и развития стратегических альянсов / С. Б. Кабанченко // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 1. – с. 37-46.
17. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
18. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – с. 28–31.
19. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://un.by/images/library/thematic-publications/sustainable-development/OON_sMall_Rus.pdf.
20. О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. N157
21. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. N1321 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».
22. Послание Президента Республики Беларусь от 19.04.2013г. «Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь «Обновление страны - путь к успеху и процветанию». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naviny.org/2012/05/08/by11611.htm.
23. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: учебник / М.Н. Сидоров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 145 c.
24. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. – М.: Вильямс, 2013. – 928 c.
25. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. – М.: КноРус, 2013. – 320 c.
26. Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.И. Шилков. – М.: Форум, 2013. – 304 c.
27. Указ Президента Республики Беларусь № 575 от 09.11.10г. «Об утверждении Концепции о национальной безопасности».
28. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: учебник / А.Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2016. – 468 c.
29. Экономика и управление организацией (предприятием): учеб. пособие / И. П. Воробьев, Е. И. Сидорова, А. Т. Глаз. – Минск: Квилория В. Т., 2014. – 371 с.
30. Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Синергия, 2014. – 344 с.
31. Экономика организации (предприятия): учебник / Н. А. Сафронов. – М.: Магистр: Инфра–М, 2014. – 253 с.
32. Экономика организации: учебник / под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 432 с.
33. Экономика организации: учеб. пособие / В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов. – М.: КноРус, 2014. – 318 с.
34. Экономика организации: учеб. пособие / Л. Н. Чечевицына, Е. В. Хачадурова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 382 с.
35. Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – М.: КУРС: Инфра–М, 2015. – 445 с.