Введение
Глава 1 Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации
1.1 Теоретические основы стратегии и тактики организации, их взаимосвязь
1.2 Классификация факторов внешней среды
1.3 Влияние внешней среды на формирование стратегических и тактических планов организации
Глава 2 Стратегия и тактика ОАО РУ2 «Беларуськалий»
2.1 Анализ технико-экономических показателей деятельности ОАО РУ2 «Беларуськалий»
2.2 Стратегия и тактика ОАО РУ2 «Беларуськалий»
2.3 Внешняя среда и ее влияние на стратегию предприятия
Глава 3 Разработка стратегии для ОАО РУ2 «Беларуськалий» с учетом внешних факторов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Для формирования эффективной деятельности организации в будущем, важно разработать правильные мероприятия, которые нужно будет выполнять сейчас с перспективой на будущее.
Именно поэтому процесс разработки тактики и анализ стратегических альтернатив является своего рода стержнем в деятельности организации. Именно благодаря стратегическому планированию руководство организации может оценить и разработать план, согласно которому организации будет достигать поставленной цели и реализует свою миссию.
Любая организация сама по себе уникальна в своей деятельности, даже если есть предприятия-аналоги. Каждая организация разрабатывает свою уникальную стратегию поведения на рынке, планирует динамику своего развития на основании имеющихся ресурсов, мощностей, средств. При этом стратегическое планирование и разработка тактики поведения на рынке происходит исходя из проведенного анализа среды деятельности организации.
Актуальность рассматриваемой в курсовой работе темы обусловлена тем, что в современных условиях среда деятельности любой организации отличается высокой степенью своей сложности, она находится в постоянной динамике, неопределенности. Именно поэтому руководитель организации должен постоянно «держать руку на пульсе» и на основании имеющейся информации разрабатывать эффективную стратегию деятельности организации. Именно умение гибко адаптироваться к изменяющимся условиям среды деятельности организации – важнейшее условие для возможности конкурировать.
ГЛАВА 1 ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ И ТАКТИКУ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Теоретические основы стратегии и тактики организации, их взаимосвязь
Под стратегическим менеджментом (strategic management) понимается особый тип управления организацией, суть которого И. Ансофф определил, как «взаимосвязанный комплекс планирования стратегии организации и внедрения выработанных планов в жизнь» [3, с. 41].
Позже И. Ансофф совместно с Р. Деклерком и Р. Хайесом предложили следующее понятие стратегического менеджмента: «Комплексный социально-динамичный процесс с целью стратегической адаптации в противовес линейной интерпретации взаимосвязи между организацией и ее средой, характерной для стратегического планирования» [3, с. 47].
Можно указать несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям» [19, с. 118].
По Хиггинсу, «стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением» [16, с. 219], а Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации» [16, с. 225]. Мысли относительно стратегии у Майкла Портера другого плана: «Стратегия заключается в поиске и разработке индивидуального, неповторимого способа конкурентной борьбы не только потому, что это - самый универсальный способ конкурентной борьбы, а потому, что он позволяет компании построить деятельность своей ценовой (производственной) цепочки индивидуальным, неповторимым образом. Стратегия – это выработка особенного вида ценности (товара), а не попытка производить тот же самый вид ценности (товара) просто лучше».
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ОАО РУ2 «БЕЛАРУСЬКАЛИЙ»
2.1 Анализ технико-экономических показателей деятельности ОАО РУ2 «Беларуськалий»
История ОАО РУ2 «Беларуськалий» началась в сентябре 1961 г. возле деревни Радково с установки трех столиков с надписями «Ствол №1», «Ствол №2» и «Ствол №3». Таким образом была обозначена строительная площадка будущего рудника Второго Солигорского калийного комбината.
Сегодня второе рудоуправление отличается использование современных технологий в своей деятельности. В ОАО РУ2 «Беларуськалий» постоянно осуществляется перевооружение производства. Благодаря этому в 2017 г. РУ2 добыло рекордное количество руды: 13391480 т и выпустило 2730483 т концентрата.
Также на РУ2 освоена технология получения калия хлористого мелкого марки «С», который в полной мере отвечает всем требованиям СТО СПЭКС 001-98.
На ОАО РУ2 «Беларуськалий» поставляет следующую готовую продукцию на рынок:
1. калий хлористый мелкий и гранулированный, отвечающий требованиям ГОСТ 4568-95 «Калий хлористый. Технические условия»;
2. калий хлористый, поставляемый на экспорт, отвечающий требованиям СТО СПЭКС 001-98 «Калий хлористый, поставляемый на экспорт. Технические условия»;
3. калий хлористый мелкий, отвечающий требованиям ТУ РБ 600122610.011-2002 «Калий хлористый мелкий. Технические условия»;
4. калий хлористый гранулированный, отвечающий требованиям ТУ РБ 600122610.010-2002 «Калий хлористый гранулированный. Технические условия»;
5. сильвинит молотый, отвечающий требованиям ТУ РБ 600122610.019-2004 «Сильвинит молотый. Технические условия»;
6. концентрат минеральный «Сильвин», отвечающий требованиям ТУ РБ 600122610.004-2013 «Концентрат минеральный «Сильвин».
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ДЛЯ ОАО РУ2 «БЕЛАРУСЬКАЛИЙ» С УЧЕТОМ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
Формирование стратегии развития организации является сложным и творческим процессом, который требует высокой квалификации и информированности исполнителей. Обоснование стратегии зависит как от объективных факторов (это доступность информации о тенденциях в экономике, сменах предпочтений покупателей, возможных действий конкурентов, смены договоренностей с поставщиками и т.д.) так и субъективных факторов (умений и квалификации исполнителей, нестандартность мышления, интуиции, личных связей и т.д.) [18, с. 116].
В результате проделанного анализа внешней среды деятельности организации, можно говорить о необходимости внести изменения в структуру организации и внедрить должность маркетолога-аналитика, который будет заниматься постоянным анализом деятельности организации, корректировкой ее стратегии тактики в соответствии с условиями окружающей среды.
Маркетолог-аналитик – это специалист в области анализа структуры рынка, прогнозирования спроса, оценки возможностей продвижения на рынке новых продуктов.
Основная деятельность маркетолога-аналитика на ОАО РУ2 «Беларуськалий» должна заключаться в следующем:
определить проблему, цель и методы исследования;
разработать план исследования;
собрать и проанализировать собранные данные;
интерпретировать полученные результаты и подготовить отчет;
довести результаты исследования до сведения руководства.
В соответствии с занимаемой должностью на маркетолога-аналитика возлагается ряд должностных обязанностей:
организация и непосредственное участие в проведении маркетинговых исследований;
проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор наиболее перспективных целевых рынков;
анализ ценовой, ассортиментной, сбытовой политики конкурентов и их деловой активности;
анализ потребителей, поддержание в рабочем состоянии базы данных по дилерам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрены теоретические вопросы влияния внешней среды деятельности организации на разрабатываемые организацией стратегию и тактику.
В результате изучения теоретических аспектов можно сказать, что основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, а тактическое планирование, в свою очередь, позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и прочее.
Внешняя среда любой организации не зависимо от ее видов деятельности, весьма разнообразна, ее можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.
Поэтому постоянный мониторинг маркетинговой среды, маркетинговые исследования, патентный поиск и сделанные на этой основе прогностические оценки позволяют предвидеть изменения в рыночной среде и своевременно разработать стратегию, направленную на удержание или приобретение организаций необходимых конкурентных преимуществ.
1 Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии: Учебник / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
2 Анализ хозяйственной деятельности: Курс лекций / Е. Г. Кобзик. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2012. – 119 с.
3 Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент : Учебное пособие / Д.В. Арутюнова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с.
4 Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов. // Маркетинг. – №4. – 2011. – С. 25–38.
5 Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия: Учебник / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 439 с.
6 Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М: Дашков и К, 2013. – 372 с.
7 Беленов, О. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность промышленных предприятий: Подходы, анализ, опенка / О. Беленов, В.В. Долгих. – Воронеж; Изд-во ВГУ, 2009. – 80 с.
8 Габибова, М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
9 Голубков, Е.П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – №2. – С. 27–43.
10 Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: Учебник / В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 663 с.
11 Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген. – М: Высш. шк.: Инфра-М, 2009. – 476 с.
12 Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий: Учебник / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 480 с.
13 Захаров, А. Н. Конкурентоспособность предприятия: Сущность, методы оценки и механизмы увеличения / А. Н. Захаров, А. А. Зокин // Бизнес и банки. – 2013. – № 1–2.
14 Иванов, И.Н. Экономика промышленного предприятия: Учебник / И.Н. Иванов. – М.: Инфра–М, 2011. – 393 с.
15 Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник / Е.Н. Клочкова [и др.]. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
16 Лифиц, И.М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2011. – 366 с.
17 Лоскутова, М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности / М.В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – № 9. – С. 101-106.
18 Мак–Дональд, М. Стратегическое планирование маркетинга: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 266 с.
19 Маркетинг / Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко и др. Под общей ред. В.Е. Ланкина. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 241 с.
20 Метелев, И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки / И.С. Метелев // Проблемы современной экономики. – 2014. – №1. – С. 116-120.
21 Портер, М. Конкуренция: учебник / М. Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. – 608 с.
22 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Г.В. Савицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: РИГТО, 2012. – 367 с.
23 Салихов, В.А. Конкурентоспособность предприятий: Учебное пособие / В.А. Салихов. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2011. – 161 с.
24 Стародубцева, Е.А. К вопросу о трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия» / Е.А. Стародубцева // Известия ИГЭА. – 2015. – №4. – С. 132-135.
25 Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: Учебник / Л.А. Чалдаева. – М.: Юрайт, 2011. – 347 с.
26 Чуев, И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / И.Н. Чуев. – М.: Маркетинг, 2011. – 352 с.
27 Экономика предприятия: Учебник / В.Я. Хрипач [и др.]. – Минск: Экономпресс, 2010. – 464 с.
28 Экономический анализ: Учебник / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2010. – 640 с.
29 Экономика и финансы предприятия: учебник / Т.С. Новашина [и др.]. – М.: Синергия, 2014. – 344 с.
30 Экономика, организация и управление на предприятии: Учеб. пособие / А. В. Тычинский [и др.]. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2010. – 475 с.
31 Экономика предприятия (организации): Учебник / Н. Б. Акуленко [и др.]. – М.: Инфра–М, 2011. – 638 с.
32 Экономика предприятия: Учебник / А.П. Аксенов [и др.]. – М.: КноРус, 2011. – 346 с.
33 Яшева, Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. / Г.А. Яшева / Маркетинговое образование. – 2014. –