Введение
1 Общие положения инвентаризации
1.1 Понятие и цели инвентаризации
1.2 Классификация инвентаризаций, проводимых в организации
1.3 Инвентаризация отдельных видов имущества
2 Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества
2.1 Порядок проведения инвентаризации в организации
2.2 Документальное оформление инвентаризации
2.3 Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
3 Техника проведения инвентаризации имущества в «Универмаг Гомель»
3.1 Технико-экономическая характеристика «Универмаг Гомель»
3.2 Порядок проведения инвентаризации в «Универмаг Гомель»
3.3 Отражение результатов инвентаризации в «Универмаг Гомель»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших средств контроля сохранности хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и рассчитывается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, подтверждает реальность всех статей бухгалтерского баланса и отчетности организации. На основании этого, каждая организация организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с “Законом о бухгалтерском учете и отчетности” проводить сплошную инвентаризацию материальных ресурсов перед составлением годового отчета.
Инвентаризация является важным общехозяйственным мероприятием. Также к важным мероприятиям инвентаризацию относят при формировании учетной политики. При формировании учетной политики помимо рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, правил документооборота, утверждается и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.
Фактическая проверка материальных ценностей является средством борьбы с бесхозяйственностью и средством обеспечения достоверности информации, реальности имущественного положения организации и финансового положения организаций в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является углубленное изучения общей характеристики инвентаризации активов и обязательств организации. Классификация и фиксирование знаний по проведению инвентаризации, развитие навыков самостоятельного изучения и обобщения выводов.
Главной задачей первой главы курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Дать понятие инвентаризации, классифицировать её и разобрать методы инвентаризации, проводимые в организациях.
Задачей второй главы является рассмотрение видов инвентаризации, порядок ее проведения, а также документальное оформление. Раскрываются результаты (недостачи, излишки) инвентаризации, причины их возникновения и порядок отражения в учете.
1 Общие положения инвентаризации
1.1 Понятие и цели инвентаризации
Инвентаризация представляет собой способ проверки сохранности средств организации и безошибочностью отражения их в бухгалтерском учете. На равных правах с имуществом инвентаризации подлежат также и финансовые обязательства (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы), к которому относятся:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- финансовые вложения;
- производственные запасы;
- готовая продукция;
- товары;
- прочие запасы;
- денежные средства;
- прочие финансовые активы [1].
Имущество организации – это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате совершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Как объект бухгалтерского учета имущество организации имеет противоречивый вид: с одной стороны, оно представлено хозяйственными средствами, которые регулярно поступают в организацию, а с другой стороны – источниками его образования.
Источники формирования имущества организации представлены ее обязательствами и капиталом. Обязательства организации – это задолженность организации, являющаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности, расчеты по которой должны привести к оттоку средств. Обязательства могут быть краткосрочными (срок погашения меньше года) и долгосрочными [2].
Инвентаризация – способ проверки соотношение фактического наличия товарно-материальных ценностей с данным бухгалтерского учета. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены документально правильно. Отражаются ли эти операции в бухгалтерском учете. При необходимости по истечении инвентаризации внести необходимые исправления и уточнения.
Основными целями инвентаризации являются такие действия, как:
2 Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества
2.1 Порядок проведения инвентаризации в организации
С учетом специфики деятельности отдельных отраслей порядок проведения инвентаризации и документального оформления ее результатов может регулироваться также инструкциями соответствующих министерств и ведомств.
Перед началом работ руководитель и главный бухгалтер проводят вводный инструктаж о правилах проведения инвентаризации.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц и полным составом комиссии.
До начала инвентаризации, то есть до начала проверки фактического наличия имущества, в инвентаризационную комиссию передаются последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Перед тем как комиссия приступит к проверке фактического наличия имущества, материально-ответственное лицо на титульном листе инвентаризационной описи своей подписью подтверждает, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или предъявлены инвентаризационной комиссии, все поступившие на его ответственность ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Поскольку инвентаризационная комиссия фиксирует наличие ценностей на дату начала своей работы, а данные бухгалтерского учета формируются по состоянию на 1 число каждого месяца, то для того чтобы бухгалтерия имела возможность определить остатки ценностей по данным учета к началу работы комиссии, на всех приходных и расходных документах за период председатель комиссии делает надпись о том, что движение ценностей по этим документам произошло до начала работы комиссии.
Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием: «До инвентаризации на (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества на начало инвентаризации по учетным данным.
С материально-ответственных лиц берутся расписки о том, что на начало инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
3 Техника проведения инвентаризации имущества в «Универмаг Гомель»
3.1 Технико-экономическая характеристика «Универмаг Гомель»
Открытого акционерного общества «Универмаг «Гомель» (далее - Общество) является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Место нахождения Общества: Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Советская, 60. Почтовый адрес: ул. Советская, 60, 246003 г. Гомель, факс/тел: 577364.
Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
47 - розничная торговля, за исключением торговли автомобилями и мотоциклами,
471- 477 - розничная торговля в неспециализированных магазинах,
477- 479 - розничная торговля прочими товарами в специализированных магазинах, не включенными в другие группировки, розничная торговля вне магазинов, палаток, киосков, рынков,
47190 - прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах,
411 - реализация проектов, связанных со строительством зданий,
43 - специальные строительные работы,
431 - снос зданий и сооружений; подготовка строительного участка,
4321 - электромонтажные работы,
4322 - санитарно-технические работы,
4329 - прочие строительно-монтажные работы,
4332 - столярные и плотницкие работы,
4334 - малярные и стекольные работы,
4520 - техническое обслуживание и ремонт автомобилей,
52 - складирование и вспомогательная транспортная деятельность,
522 - вспомогательная деятельность в области перевозок,
52214 - услуги автомобильных стоянок,
5610 - деятельность ресторанов,
681 - покупка и продажа собственного недвижимого имущества,
682 - сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвентаризация на организациях представляет собой сложный и ответственный участок работы.
Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Что бы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.
Существует несколько определений инвентаризации.
Значение и роль инвентаризации очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.
Инвентаризации как элемент метода бухгалтерского учета тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета.
Виды инвентаризации различны, в зависимости от того с какой целью они проводятся, они могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные, сплошные и выборочные.
Для того чтобы провести инвентаризацию на предприятии приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав входят руководитель или ее заместитель, главный бухгалтер, руководители подразделений, главные специалисты, представители контрольно-ревизионной службы организации. Перед тем как проводить инвентаризацию создается рабочая инвентаризационная рабочая комиссия.
Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица. Работа комиссии заключается в определении фактического наличия имущества. Итоги отражаются в инвентаризационных описях, которые подписываются председателем и членами комиссии и передается в бухгалтерию.
В случае если фактические данные не совпали с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем ценностям, по которым выявлены расхождения.
Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материально - производственных запасов приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится на увеличение прибыли отчетного года.
Таким образом, с помощью инвентаризации:
- проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета,
- выявляются ошибки, допущенные в учете,
- принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты,
- контролируется сохранность хозяйственных средств,
1. Инвентаризация [Электронный ресурс]. – 2016. Режим доступа: httрs://buhgаlter.by/tорiс/10113. Дата доступа: 01.09.2018
2. Инвентаризация при проверке [Электронный ресурс] Режим доступа: httрs://www.gb.by/izdаniyа/glаvnyi-bukhgаlter/uсhet-bsо-оt-рriоbreteniyа-dо-sрisаniyа. – Дата доступа: 03.09.2018
3. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (ред. от 22.04.2010 № 50)«Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск., 2014. – Дата доступа: 11.09.2018
4. Хмельницкий В.А. Практический аудит в торговле и общественном питании: курс лекций / В.А.Хмельницкий. – Минск, 2016.
5. Арабян, К.К., Организация и проведение аудиторской проверки/ К.К.Арабян // Ревизия и аудит. – 2009. – 583 с.
6. Соколов, Б.Н. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика) / Б.Н. Соколов, В.В. Рукин. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 442 с.
7. Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит. Практикум: учеб. пособие / В.Н. Лемеш. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 428 с.: ил.
8. Налоговый кодекс Республики Беларусь : кодекс Респ. Беларусь, 15 окт. 2010 г. № 174-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 96-З// КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск., 2014. – Дата доступа: 20.10.2017.
9. Система бухгалтерского учета [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: httр://www.grаndаrs.ru/student/buhgаlterskiy-uсhet/sistemа-bu.html. – Дата доступа: 25.08.2018.
10. Алейникова, Т. С. Документальное оформление результатов инвентаризации / Т. С. Алейникова // Гл. бухгалтер. – 2008. – № 2. – С. 61– 63.
11. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 57-3 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 19.10.2016.
12. Финансы организации: учеб. пособие / Н. Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц, – Минск : Выш. шк., 2009 – 528с.
13. Тарасов, А.И. Деньги, кредит, банки. – Мн.: «Изд.выш.шк», 2000.–546с.
14. Ревизия и аудит: учеб.пособие / В.Н. Лемеш. – 3-е изд. Доп. И перераб. – Минск: Изд-во Гревцова, 2013. – 272 с.