Социально-психологические особенности беременных женщин Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеется Приложение Полученные показатели по методике К. Роджерса и Р. Даймонда. Полученные показатели по тесту И.В. Добрякова. Полученные показатели по методике М. Рокича.
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы исследования и ее актуальность
Сегодня происходит смена представлений внутри системы ценностей личности. На современном этапе институт семьи и брака переживает ценностный кризис, который сопровождается негативными изменениями в сфере брачно-семейных отношений: низкой устойчивости этих отношений, падении рождаемости, росте количества разводов, отказе от рождения детей, росте числа социальных сирот и многое другое. Согласно Т.А. Гурко [5], проблема рождаемости связана в большей степени не с социально-экономическими трудностями, которые сопровождают современное общество уже не одно десятилетие, а со снижением потребности семьи в детях, с изменением репродуктивных установок.
На сегодняшний день сохраняются негативные тенденции к снижению семейных ценностей, увеличению численности семей, сознательно живущих в бездетных браках, низкому престижу материнства, а также увеличения возраста первородящих женщин [23]. Эти процессы располагают к трансформации традиционных взглядов не семейные функции и отношения, психологическую готовность к материнству, репродуктивную мотивацию, родительские установки, ведущие к негативным аспектам материнства как одной из наиболее важных функций женщины.
В настоящее время в литературе активно разрабатываются социальные, медицинские, психологические аспекты протекания и переживания беременности (И.М. Земзюлина [7], М.Е. Ившина [8], М.Н. Котлярова [9], Ю.В. Немировская [14], Р.В. Овчарова [16], Г.Г. Филиппова [25] и др.). Согласно исследователям, ожидание и рождение ребенка для женщины представляет собой не просто новую социальную ситуацию, но и период трансформации ее социального статуса, что приводит к активному процессу переживания, на который оказывают влияние как социальные, так и психологические факторы.
Ряд работ посвящен изучению личностных особенностей беременных женщин, а также определению типов переживания беременности (О.Н. Безрукова [2], В.И. Брутман [4], О.Б. Подобина [17] и др.). Однако, исследований, направленных на изучение социально-психологических особенностей беременных женщин, недостаточно.
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием: усилением влияния социальных и психологических факторов на протекание периода беременности, с одной стороны, и слабой освещенностью в современной литературе социально-психологических характеристик беременных женщин, с другой стороны.
Цель курсовой работы – выявить социально-психологические особенности беременных женщин.
Объект исследования – женщина в период беременности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН
1.1 Беременность как период трансформации социального статуса женщины
В современной психологической литературе беременность определяется в качестве критического периода жизни женщины, особой ситуации для адаптации, стадии полоролевой идентификации.
Беременность – это критический переходный период в жизни женщины, в ходе которого существенно перестраивается ее сознание и взаимоотношения с окружающим миром [25, с. 20].
В.И. Брутман [4] полагает, что «основное новообразование материнства – это изменение смысловой сферы женщины, изменение структуры социальных ролей, которая определяет переживание материнства как динамического процесса, который реализуется в системе материнско-детского взаимодействия».
Г.Г. Филиппова [25, с. 18] отмечает, что особенно стрессовой является первая беременность, так как она означает окончание независимого первично целостного существования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, потому что теперь психическое равновесие матери связанно с запросами беспомощного и зависимого существа.В принятии роли матери главная роль принадлежит не самому состоянию беременности, не тем изменения, которые происходят с женщиной, а тому значению, которое имеет для женщины роль матери.
Этап принятия роли матери О.Б. Подобина [17, с. 12] определяет как кризисный, характеризуется скачкообразным характером личностных изменений, дестабилизацией структур социальных связей и ее специфичностью. В этот поворотный период происходит события, которые предъявляет особые требования к личностным и социальным ресурсам и несет в себе как потенциальные возможности, так и потенциальные опасности для личности.
Беременность является первым этапом материнства, от опыта, который приобретет женщина в этот период, будет зависеть ее будущие отношения с ребенком и с его отцом. Формирование системы взаимоотношений «мать - дитя» осуществляется поэтапно с момента зачатия и способствует серьезным изменениям в жизни женщины [1].
Беременная женщина сталкивается с новыми адаптационными задачами, для решения которых требуется активная личностная перестройка. В течение беременности она должна постепенно принять роль матери,
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методологические особенности исследования
Цель эмпирического исследования: выявить социально-психологические особенности беременных женщин.
Эмпирические задачи исследования:
1) выявить характеристики социально-психологической адаптации к беременности;
2) определить систему отношений беременных женщин;
3) выявить ценностные ориентации беременных женщин.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели эмпирического исследования были подобраны и проведены следующие методики:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
2. Тест отношений беременной (И.В. Добряков).
3. Методика ценностных ориентаций М. Рокича.
Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS «Statistics v. 6.0».
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе УЗ «5-я Городская поликлиника г. Минска».
Характеристика выборки: 40 женщин в возрасте от 22 до 28 лет, которые находятся на 1–2 триместре беременности. Семейное положение испытуемых: 70% женщин находятся в законном браке, 30% женщин – находятся в гражданском браке.
Краткое описание методик.
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [24].
Цель методики: диагностика комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели: адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию.
Термин «социально-психологическая адаптация» означает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, объединяющая необходимость соответствия требованиям социума и собственных потребностей, мотивов, интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Беременность – это период трансформации социального статуса женщины, в рамках которого осуществляется существенная перестройка сознания беременной и ее системы отношений. Социальный статус будущей матери предполагает прохождение ею этапа принятия женщиной социальной роли матери, включающей в себя совокупность социальных ожиданий и родительских установок, представлений о себе как о матери и ролевое поведение. Принятие роли матери носит кризисный характер, т.к. в период беременности женщина сталкивается с задачами, требующими от нее затрат адаптационных возможностей, личностных и социальных ресурсов.
Основными социальными факторами благополучного протекания беременности является отсутствие материальных и жилищных проблем, отсутствие дискриминации в профессиональной сфере, устойчивость семейного положения, отсутствие супружеских конфликтов во время беременности, благоприятное протекание семейного кризиса, связанного с изменениями жизненного цикла семьи, потребность в детях, благоприятный образ жизни, наличие поддержки со стороны супруга и родственников, наличие социальной поддержки со стороны общества. Наиболее значимым фактором признается внутрисемейная ситуация, включающая взаимоотношения с супругом, родственниками, их поддержка и признание беременной женщины в качестве исключительной, несущей в себе новую жизнь, чем другие социальные факторы.
Среди психологических факторов переживания беременности женщиной особое место занимают ценностные ориентации, психологическая готовность к рождению ребенка, родительское отношение, тип и стили переживания беременности. Связующим звеном между факторами и особенностями переживания женщиной беременности является ценность ребенка в системе других ценностей. Важным психологическим фактором переживания беременности являются ценностные ориентации беременной женщины. В период беременности, т.е. происходит перестройка ценностных ориентаций в сторону реализации себя в качестве новой социальной роли матери.
Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации беременных женщин показало, что в целом беременные женщины обладают средним уровнем социально-психологической адаптации к беременности. Беременные женщины характеризуются высоким уровнем принятия себя, высоким эмоциональным дискомфортом, интернальностью; средним уровнем адаптивности, средним уровнем принятия других, средним уровнем ведомости и эскапизма, низким уровнем дезадаптации, низким уровнем эмоциональной комфортности, низким уровнем внешнего контроля, низким уровнем стремления к доминированию.
1. Андриянова, Е.А. Готовность к роли матери: медико-социологический анализ факторов формирования / Е.А. Андриянова // Известия Саратовского ун-та. – 2011. – № 4. – Т. 11. – С. 5–12.
2. Безрукова, О.Н. Влияние социопсихологических факторов на социальное здоровье беременной женщины: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.Н. Безрукова. – СПб.: СПбУ, 1998. – 136 с.
3. Бойко, В.В. Репродуктивное поведение семьи и личности: социально-психологическое изучение рождаемости: автореф. дис. ... докт. психол. наук: 19.00.05 / В.В. Бойко. – Л.: ЛГУ, 1981. – 632 с.
4. Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 59–68.
5. Гурко, Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений / Под редакцией В.А. Ядова // Россия: трансформирующееся общество. – М.: Канон-пресс-Ц, 2001. – С. 272–283.
6. Добряков, И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / И.В. Добряков // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 93–102.
7. Земзюлина, И.Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности женщины как фактор принятия новой социальной роли-роли матери: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Земзюлина. – Курск: КГМУ, 2009. – 192 с.
8. Ившина, М.Е. Особенности изменения системы социальных ролей женщины во время беременности / М.Е. Ившина // Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 31. – С. 105–108.
9. Котлярова, М.Н. Изучение влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности / М.Н. .Котлярова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – № 3 (6). – С. 1–21.
10. Кулешова, К.В. Беременность как период психологической трансформации / К.В. Кулешова, Н.Д. Творогова // Русский медицинский журнал. – 2015. – № 14. – С. 857.
11. Лифинцева, А.А. Социальная поддержка как фактор преодоления негативных последствий стресса / А.А. Лифинцева // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2012. – Вып. 5. – С. 56–61.
12. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование / А.В. Мартыненко. – М.: Наука, 1999. – 240 с.
13. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. – М.: Мед пресс, 2005. – 432 с.
14. Немировская, Ю.В. Особенности социального статуса беременных женщин в современной России / Ю.В. Немировская // Вестник ТГУ. – 2007. - № 2 (46). – С. 77–79.
15. Немировская, Ю.В. Факторы адаптации беременной женщины к социальной роли матери / Ю.В. Немировская // Вестник СГТУ. – 2007. – № 1. – Т. 1. – С. 215–219.
16. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
17. Подобина, О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.Б. Подобина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – 211 с.
18. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. – М., 2000. – Т.1. – С. 25–29.
19. Психология: словарь–справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – М.: ООО «Хэлтон», 1998. – 399 с.
20. Савенышева, С.С. Отношение к материнству у современных женщин / С.С. Савенышева // Вестник СПбУ. – 2008. – Вып. 4. – С. 45–54.
21. Скрицкая, Т.В. Ценностные ориентации в период беременности / Т.В. Скрицкая: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.В. Скрицкая. – Новосибирск: НГПУ, 2002. – 162 с.
22. Стасевич, С.М. Социальные факторы беременности / С.М. Стасевич // Медицинский журнал. – 2010. – № 3. – С. 125–127.
23. Сурмач, М.Ю. Репродуктивное поведение молодежи Беларуси и его детерминация / М.Ю. Сурмач // Журнал ГрМУ. – 2011. – № 4 (36). – С. 32–35.
24. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 193–197.
25. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учебное пособие / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
26. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – С. 454–455.
27. Цыденжапова, Е.Л. Особенности представлений о материнстве беременных женщин / Е.Л. Цыденжапова // Вестник БурГУ. – 2011. – № 5. – С. 189–192.
28. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеется Приложение Полученные показатели по методике К. Роджерса и Р. Даймонда. Полученные показатели по тесту И.В. Добрякова. Полученные показатели по методике М. Рокича.
готовую работу?