ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основной задачей государства на всех этапах его развития является обеспечение стабильности в экономике. Для этого необходимым является государственное регулирование, осуществляемое в том числе и с помощью проведения фискальной (бюджетно-налоговой) политики.
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет фискальная политика государства.
Под фискальной политикой в экономической теории принято понимать совокупное осуществление государством мероприятий в сфере налогообложения и государственных расходов.
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Фискальную политику государства иногда называют бюджетно–налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и фискальная политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Значение фискальной политики государства как регулятора экономической деятельности очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ. От того, насколько эффективной, последовательной и стратегически ориентированной является реализуемая государством фискальная политика, во многом зависит не только текущее, но и долгосрочное положение национальной экономической системы.
Актуальность исследования фискальной политики для национальной экономики Республики Беларусь обусловлена тем, что на фоне необходимости сокращения государственных расходов и в контексте проведения переговоров с международными финансовыми организациями, обеспечивающими в том числе кредитную поддержку белорусской экономики, реализуемая на сегодняшний день фискальная политика должна быть четкой, обоснованной и эффективной, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит как национальное благосостояние, так и экономическое положение каждого жителя Республики Беларусь.
1 Теоретические основы фискальной политики
Совокупность различных государственных мер, которые имеют направленность на упорядочение хода экономических процессов, а также используемые, для оказания влияния на данные процессы или предопределения их результатов называются экономической политикой [3, с. 518].
В зависимости от области, на которую желает воздействовать государство, а также различных способов и инструментов осуществления государственной экономической политики различают несколько её видов. При этом, общепринятой, единой классификации данных видов экономической политики не существует, и различные авторы по-разному называют отдельные ее виды. В укрупненном плане принято выделять следующие виды государственной политики:
− фискальная (финансово-бюджетная) политика;
− монетарная (кредитно-денежная) политика;
− внешнеэкономическая политика.
Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).
В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:
− фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).
− фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходам.
− фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.
− фискальная политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста [14, с. 115–120].
2 Эффективность фискальной политики в Республике Беларусь
Фискальная политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства. Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по–прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.
В 2018 году исследование «Ведение бизнеса» охватило 190 стран мира. В рейтинге «Ведение бизнеса» на 2018 г. Республика Беларусь заняла 38 место при показателе удалённости от передового рубежа в 75,06%. По сравнению с прошлым годом позиции нашей страны в рейтинге понизились на 1 пункт, хотя показатель удалённости от передового рубежа и вырос на 0,59%. Вместе с тем Беларусь показала достаточно хороший результат, который превосходит средние показатели по трём группам стран: с высокими доходами, с доходами выше среднего и страны ЕАЭС – хотя и уступают России (35 место) и Казахстану (36 место). По этому показателю наша страна уступает всем, кроме среднего значения по группе стран с высокими доходами (0,48%). В частности, положение Беларуси по индикатору налогообложение характеризуется 96-м местом, что была выше предыдущего года на 3 позиции. Однако, необходимо отметить, что из 10-ти ключевых индикаторов позиция «Налогообложение» является для Беларуси наихудшей.
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств. С принятием Бюджетного кодекса бюджетная политика была направлена на создание эффективной системы управления государственными финансами и условий для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на достижение целей и решение задач социально–экономического развития при одновременном сокращении неэффективных расходов. В конце 2011 года достаточно жесткая макроэкономическая политика была ослаблена. Были значительно увеличены расходы на образование и здравоохранение (в основном, за счет роста заработных плат работников этих отраслей) [22].
Налоговый кодекс Республики устанавливает принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом максимально допустимой налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться или применяться по-разному на основе политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или других подобных критериев [18].
Следующие принципы положены в основу налоговой системы Республики Беларусь: одноразовое налогообложение, то есть один и тот же объект одного вида налога взимается только один раз в течение определенного законом срока; оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов; тот же подход ко всем экономическим субъектам налогообложения; установленный порядок введения и управления властями различных уровней налогов, их ставок, налоговых льгот; четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в которой размещается компетенция соответствующего органа; обоснование и точное распределение налоговых поступлений между бюджетами разных уровней; стабильность налоговых ставок в течение довольно длительного периода и удобство расчета оплаты [18].
3 Направления совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь
Фискальная политика в Беларуси является во многом закрытой для общественного контроля, независимого аудита и анализа. Отсутствие четкой координации между институтами государственной фискальной системы приводит к нерациональным, затратным инвестиционным решениям, искажениям в структуре производства и занятости. Доминирование государства приводит к вытеснению частных инвестиций и разрушению многих перспективных сфер создания рабочих мест.
Кроме того, налоговая нагрузка распределяется крайне неравномерно. Сохраняется практика предоставления индивидуальных налоговых льгот, дотирования и субсидирования.
Еще одна проблема бюджетно–налоговой политики Республики Беларусь – это те налоги, которые составляют незначительную часть в общей массе доходов государства, но требуют значительных затрат на администрирование. Следует отказаться от такого рода налогов. Это касается налога на недвижимость, плательщиками которого являются владельцы дачных участков. В доходной части республиканского бюджета он составляет сотые доли % между тем его сбор связан со значительными финансовыми затратами – до 30 % собранных средств. Компенсировать незначительные потери бюджета в случае отмены этого налога можно за счет увеличения ставки налога на землю, на которой расположена недвижимость, и выработки рационального механизма его исчисления и уплаты.
Можно выявить еще одну проблему фискальной политики – основная часть налогов изымается в бюджет еще до реализации продукции, что не может позитивно сказываться на объеме собственных оборотных средств предприятий и соответственно на их финансовой устойчивости [22].
Также одной из проблем является то, что снижение налоговых ставок автоматически не ведет к повышению собираемости налогов. При чрезмерно высоких налоговых ставках предприятия изыскивают часто не вполне законные способы минимизации своих налоговых обязательств. Для реального увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок необходимо, чтобы предприятиям было выгоднее платить уменьшенные налоги, чем рисковать получением жестких налоговых санкций за их сокрытие. Совершенствование бюджетно–налоговой политики предполагает оптимизацию расходной части бюджета и снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. С этой целью необходимо:
- провести конкурсное выделение бюджетных средств на инвестиции;
- отказаться от финансовой поддержки нерентабельных предприятий;
- повысить эффективность функционирования системы социальной защиты;
- разработать программы целевой помощи бедным слоям населения;
- включить в систему формирования социальных фондов доходы самих работников.
Следует отказаться от предоставления индивидуальных налоговых льгот в сфере внешнеэкономической деятельности, которые не соответствуют мировой практике и снижают эффективность отечественной налоговой системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фискальная политика представляет собой сочетание государственных мер по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использованию для решения социально-экономических проблем страны.
Основными задачами фискальной политики являются сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение стабильных темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости и снижение инфляции. Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы, трансферты, налоги.
Политика государственных расходов призвана, прежде всего, удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей.
Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
Анализируя реализацию фискальной политики в Республике Беларусь, мы можем сделать следующие основные выводы.
Величина полученных совокупных доходов бюджета Республики Беларусь за 2017 год увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 8,5 %, или на 1 759,7 млн. руб., и составила 22 358,1 млн. руб. За последние пять лет величина полученных бюджетом доходов возросла на 67,0 %, или на 8 968,0 млн. руб. При этом более высокие темпы роста были характерны для неналоговых доходов – 73,0 % при росте налоговых доходов за пять лет на 66,0 %. По сравнению с 2016 годом сумма полученных неналоговых, наоборот, сократилась на 0,1 млн. руб. при росте налоговых доходов на 10,2 %, или на 1 759,8 млн. руб. Вследствие этого за пять лет доля налоговых доходов сократилась на 0,5 п.п. до 85,0 %, в том числе в 2017 году по сравнению с предыдущим 2016 годом произошло увеличение доли налоговых доходов на 1,2 п.п., а тенденция роста налоговых доходов сохранялась с 2016 года.
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. 6–е изд., стер. / под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 447с.
2. Алымов, Ю. Эффективность монетарной политики как условие устойчивого экономического роста / Ю. Алымов // Банковский вестник. – 2010. – № 16. – С. 5 – 9.
3. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 775 с.
4. Базылев, Н.И. Макроэкономика: учеб. пособие / под. ред. Н.И. Базылева. – Мн.: Современная школа, 2007. – 404 с.
5. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
6. Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно– кредитная политика / пер. с англ. В.В. Лукашевича и др.; под общ. ред В.В. Лукашевича, М.Б. Ярцева. СПб.: Санкт–Петербург оркестр, 2001. –493 с.
7. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / пер. с англ. М.: Издательство МГУ; ИНФРА–М, 1997. – 784 с.
8. Киреев А. П. Международная экономика: в 2 ч. Ч. 2: Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование: учеб. пособие для вузов. М.: Международные отношения, 2009. – 488 с.
9. Киреева, Е.Ф. Фактор риска: роль налоговой политики в обеспечении конкурентоспособности белорусской экономики / Елена Киреева //Беларуская думка. – 2013. – №11. – С. 68–73.
10. Курс переходной экономики: учебник для вузов / под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997. – 640 с.
11. Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004 . – 576 с.
12. Лобкович Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности Беларуси. Мн.: БГЭУ, 2000. – 70 с.
13. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для экономических вузов / пер. с англ. 14–е изд. М.: ИНФРА–М, 2003. – 970 с.
14. Макроэкономика: Учеб. пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. 2–е изд., перераб. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 214 с.
15. Макроэкономика: Учеб. пособие для экономических специальностей вузов/ под ред. М.И. Плотницкого. М.: Новое знание, 2002. – 461 с.
16. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 480 с.
17. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики / пер. с англ. 2–е изд. СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
18. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учебное пособие / В.Н.Шимов, Я.М.Александрович, А.В.Богданович и др.; под общ. ред. В.Н.Шимова. – Минск: БГЭУ, 2011. – 844 с.
19. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов. – 3–е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.
20. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/.
21. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/
22. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad
23. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://nalog.gov.by/ru/.
24. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
25. Плотницкий М.И., Радько М.К. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: ООО «Современная школа», 2006. – 336 с.
26. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: учеб. пособие / пер. с англ. 16–изд. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. – 688 с.
27. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика:учебник / под общ. ред. Л.С. Тарасевича. М.: Юрайт, 2003. – 652 с.
28. Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. [Электронный ресурс] / Электронная книга. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m202/16_2.htm
29. Чувахина Л. Г. Зарубежный опыт бюджетно-налоговой политики / Л. Г. Чувахина [Электронный ресурс] / Электронная библиотека. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://library.fa.ru/files/Chuvahina.pdf