ВВЕДЕНИЕ
1 Кредитно-денежная система: общественный аспект (понятие, структура, виды)
2 Механизм воздействия компонентов денежно-кредитной системы на динамику макроэкономических процессов
3 Особенности кредитно-денежной политики Республики Беларусь и перспективы развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Достижение макроэкономического равновесия настоль важно для эффективного формирования социально-экономической системы, что эту проблему нельзя игнорировать как в экономической теории, так и на практике. Как-никак достижение макроэкономического равновесия будет означать соразмерность как производства и потребления, так и спроса и предложения, а также производственных затрат и результатов производства, материальных и денежных потоков. В конечном итоге это означало бы полную реализацию экономических интересов любого из субъектов хозяйствования в макросистеме при их взаимной координации.
Достижение макроэкономического равновесия как синхронного равновесия на всех функционирующих рынках, т. е. равновесия экономической системы в общем, на практике является очень сложной задачей. Ее решение еще более осложняется в условиях экономического роста преимущественно интенсивного типа, характеризующегося значительными количественными и качественными преобразованиями во всех социально-экономических сферах и отношениях.
Одним из непременных условий устойчивого равновесного формирования национальной экономики в рамках смешанной экономики считается формирование конкретного механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - весьма демократичный инструмент влияния на смешанную экономику, которая не нарушает суверенитета большинства субъектов хозяйствования. В совершенстве денежно-кредитная политика обязана гарантировать полную занятость, стабильность цен и экономический рост – такие ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика считается важным направлением государственного регулирования экономики. Становление денежно-кредитной политики государства считается одним из важных условий для стабильного развития государства. Это оказывает большое влияние как на государство в целом и на каждого ее гражданина в частности.
1 Кредитно-денежная система: общественный аспект (понятие, структура, виды)
Денежно-кредитной политики следует понимать как совокупность взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции.
Денежно-кредитная политика-это стратегия государства, направленная на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей [4, с. 149].
Первое определение более точно раскрывает понятие денежно-кредитной политики, поскольку в нем перечисляются направления, в которых достигается Общий экономический баланс.
В целях решения практических и методологических задач разработки и реализации денежно-кредитной политики целесообразно дать ей более детальное описание в системном аспекте через описание следующих пяти основных элементов.
1. Объектом в системе денежно-кредитной политики является, прежде всего, средство обеспечения воспроизводства товаров и немонетарных услуг и характеризуется совокупностью количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и др. [10, с. 127].
Кроме того, к объектам относятся учреждения денежно-кредитной сферы (сектор финансовых корпораций экономики).
Согласно международной классификации, валютный сектор институционально включает юридические лица, основной функцией которых является финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность.
2 Механизм воздействия компонентов денежно-кредитной системы на динамику макроэкономических процессов
Основой финансово-кредитного регулирования экономики является денежно-кредитное регулирование, представляющее собой комплекс мер, реализуемых через кредитную систему и направленных на изменение рыночных условий управления кредитным капиталом и денежными средствами. Монетарное регулирование является традиционным и важным инструментом косвенного регулирования экономики.
Цель денежно-кредитной политики – поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста [2, с. 169].
Денежная система контролирует развитие денежных рынков, формирует капитал и организует его переток из одного сектора экономики в другой, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, устанавливает «правила игры» в денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического баланса.
Денежное регулирование является функцией и прерогативой Центрального банка страны (в Республике Беларусь – Национальный банк). Влияя на денежную массу, банковскую ликвидность, кредиты и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, Центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, доход, цены и т. д.
Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии Центрального банка. Тем не менее можно назвать требования к инструментам Центрального банка любой развитой страны. Прежде всего, инструменты, которые должны иметь максимальную валидность [20, с. 236].
3 Особенности кредитно-денежной политики Республики Беларусь и перспективы развития
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь является неотъемлемой частью экономической политики государства и осуществляется Национальным банком Республики Беларусь (бутадиен-нитрильный каучук), который проводит независимую политику денежного и валютного регулирования и контроля в стране с 1992 года. Таким образом, статьи 4 банковского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Там же статья 24 устанавливает независимость Национального банка в его деятельности [3].
Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам. Достижение и поддержание стабильности белорусского рубля является главным вкладом денежно-кредитной политики на создание условий для стабильного развития национальной экономики в долгосрочной перспективе [14, с. 38].
Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является обеспечение стабильности обменного курса и, соответственно, формирование положительного эффекта в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с валютными рисками [14, с. 39].
В результате конечной целью денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, является обеспечение снижения инфляции с помощью денежных инструментов. Национальный банк Республики Беларусь ежегодно разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, определить цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования на следующий год. Они должны обеспечивать согласованность всех подотраслей денежно-кредитной системы и увязываться с макроэкономической политикой государства и фискальной политикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика-это комплекс мер, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок, а также рынков ссудного капитала. Основными целями денежно-кредитной политики являются четыре взаимосвязанные цели: рост производства товаров и услуг, занятость населения, платежный баланс, стабильность цен – как внутренних, так и внешних (валютный курс).
Инструменты денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке, политика учетной ставки, изменение ставки обязательных резервов. Существует несколько видов денежно-кредитной политики, которые отличаются как определенными целями, так и инструментами их достижения.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь является неотъемлемой частью экономической политики государства и осуществляется Национальным банком Республики Беларусь. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь направлена на достижение основных параметров социально-экономического развития, общепринятых в мировой практике. Процентная и эмиссионная политика Национального банка являются важными и тесно взаимосвязанными методами реализации денежно-кредитной политики страны.
В 2015 г. Национальный банк Республики Беларусь перешел к реализации денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования, в котором основным инструментом достижения цели по инфляции является контроль над денежной массой.
Особенностью денежно-кредитной политики Республики Беларусь в последние годы стало стремление к преодолению негативных явлений и стабилизации национальных денежных единиц. Это выражается в существенном изменении обменного курса, что связано с положительной динамикой макроэкономических показателей.
1 Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель, Б. Бернанке. 5-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 768 с.
2 Антонова Н.Б. Государственное регулирование национальной экономики: курс лекций / Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко. – Мн.: Акад. Упр. При Президенте Республики Беларусь, 2009. – 253 с.
3 Банковский кодекс Республики Беларусь 25 октября 2000 г. № 441-З (в ред. Закона от 4 июня 2015 г. № 268-З) Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
4 Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учеб. для вузов / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 202 с.
5 Бродский, Б. Е. Макроэкономика. Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – М.: Магистр, 2014. – 336 с.
6 Головачев А.С. Макроэкономика / Головачев А.С., Головачева И.В. – 2-е стер. изд. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с.
7 Грузицкий, Ю. Л. Из истории создания Федеральной резервной системы США / Ю. Грузицкий // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2013. – № 28. – С. 18-22.
8 Гулиев О. Ф. Особенности денежно-кредитной политики Китая: динамика и главные задачи / О.Ф. Гулиев // Мировая экономика. – 2015. – № 2. – С. 109-117.
9 Дайнеко, А. Е. Роль денежно-кредитной политики в макроэкономическом регулировании Беларуси / А.Е. Дайнеко, А. Попкова, И. Колесникова // Банкаўскі веснік. – 2016. – № 4. – С. 3-11.
10 Деева, А. И. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. – М.: КНОРУС, 2015. – 536 с.
11 Денежно-кредитная система Германии.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ccorud.ru/germanii.html.
12 Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / под ред. О. И. Лаврушина. – 9-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 560 с.
13 Дильмухаметов, А.А. Роль денежно-кредитной и валютной политики в экономике государства /А.А. Дильмухаметов // Экономика и управление – 2011. – № 5.– С.55-61.
14 Ермакова, Н. А. Все о денежно-кредитной политике Беларуси / Н.А. Ермакова // Экономика. Финансы. Управление. – 2014. – № 10. – С. 37-43.
15 Иванов, В. Влияние монетарной политики на развитие национальной экономики / В. Иванов // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 3. – С. 17-24.
16 Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2015 г. и задачи банковской системы по их реализации в 2016 г.: доклад заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь на расширенном заседании Правления / С. В. Калечиц // Банкаўскі веснік – 2016. – № 2. – С. 3-7.
17 Киреев, А. П. Международная экономика / А.П.Киреев. – М.: Междунар. отношения, 2011. – 488 с.
18 Киюцевская, А. Денежно-кредитная политика: специфика и особенности реализации на современном этапе экономического развития // А.Киюцевская // Экономическая политика. – 2016. – № 2. С. 92-111
19 Купцов, М. М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: учеб. пособие для вузов / М. М. Купцов. – М.: РИОР, 2013. – 121 с.
20 Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / Кол. авт. под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.
21 Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика : учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю ; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 970 с.
22 Макроэкономика: учебник / под ред.: И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2010.– 383 с.
23 Монетарная политика.– [Электронный ресурс]. – НБ РБ. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/main.
24 Мурин, Д. Л. Итоги реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2016 г.: доклад начальника Главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь Д. Л. Мурина на расширенном заседании Правления // Банкаўскі веснік. – 2016. – № 7. – С. 3-9.
25 О фундаментальных недостатках современной денежно-кредитной политики / А. Апокин [и др.] // Вопросы экономики. – 2014. – № 12. – С. 80-100.
26 Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год: Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 470. – НРПА 1/16159.
27 Олехнович, Г. И. Экономика стран и регионов зарубежного мира: курс лекций / Г. И. Олехнович. – Минск: Амалфея, 2014. – 404 с.
28 Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
29 Сакс, Дж. Д. Макроэкономика / Дж. Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен ; пер. с англ. — М.: Дело, 2006. – 848 с.
30 Сушкевич, Д. В. Роль филиалов транснациональных банков в развитии финансовых рынков и банковских систем отдельных стран / Д.В. Сушкевич // Экономика и управление. – 2017. – №4(48) – С.65-74.
31 Рынок FOREX и валютные инструменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forexsystemsru.com/1040281-post12.html.